Смекни!
smekni.com

Аскания-Нова (стр. 2 из 5)

Монгольская дикая лошадь, или джунгарский тарпан, была открыта нашим великим путешественником Н. М. Пржевальским. В честь его в конце прошлого века, когда этих животных оставалось уже не так много, и была названа лошадь. С тех пор численность этих лошадей все время сокращалась, поскольку на них охотились ради мяса. Но до последних лет они встречались еще изредка на небольшой территории у границы Монголии с Китаем.

Однако специальные экспедиции в поисках этих жи­вотных, предпринятые в 1963—1964 годах, уже не на­шли ни одной лошади. В связи с этим можно считать, что и данный вид полностью исчез в природе. Правда, более ста лошадей Пржевальского содержатся в на­стоящее время в зоопарках мира. Численность этих животных в неволе из года в год возрастает. Это позво­ляет планировать работы и по восстановлению вида в природе. В СССР имеется десяток чистокровных ло­шадей Пржевальского, около двух десятков высоко­кровных диких лошадей-гибридов. Все это поголовье сосредоточено в Аскании-Нова. Табунок гибридных ко­был во главе с чистокровным жеребцом — лошадью Пржевальского вместе со своим потомством свободно пасется в районе Успеновской степи. Другой табунок чистокровных лошадей этого вида выпасается в районе Чапельского пода. Лошади Пржевальского асканийско-го завода признаны наиболее типичными из сохранив­шихся на земле экземпляров. Они принимаются за международный эталон при восстановлении данного вида. Это связано с тем, что имеющееся в Аскании-Нова поголовье лошадей происходит от недавно пойманных непосредственно в природе производителей. Благодаря этому в потомстве сохранены все типичные для этого вида признаки. Все же остальные живые представители этой лошади являются потомками жи­вотных, взятых из природы уже более полустолетия тому назад. Поэтому в значительной степени они изме­нили свой первоначальный облик.

Впервые в Асканию-Нова лошади Пржевальского были завезены в 1900 году из Монголии. В 1957 году отту­да же поступила последняя чистокровная кобыла, от которой уже получены не только дети, но и внуки. Лошадь Пржевальского свободно скрещивается с до­машней лошадью. Гибриды их всегда плодовиты. Это и позволяет восстанавливать поголовье не только путем разведения чистокровных лошадей Пржевальского, но и путем выведения гибридов с домашней лошадью. В ряде поколений они приобретают все типичные для лошади Пржевальского признаки. Для этой цели бе­рутся только чистокровные дикие жеребцы. Вначале используются просто домашние кобылы, а затем ги­бридные с лошадью Пржевальского. В последние годы для гибридизации использовались тарпанообразные кобылы. Они находятся все же ближе к дикой лошади, чем многие другие породы.

С 1960 года в Аскании-Нова совместно с Казахским институтом животноводства начаты работы по гибри­дизации лошади Пржевальского с кобылами казахской мясной породы джабе. Этим преследуется цель придать мясной породе такие полезные качества дикой лошади. как выносливость, и приспособить ее к суровым усло­виям высокогорных пастбищ Казахстана. Численно возрастающие табунки чистокровных и ги­бридных лошадей Пржевальского представляют боль­шую научную ценность и занимают одно из первых мест в сокровищнице зоопарка «Аскания-Нова». Еще содержатся здесь шотландские пони, среднеазиат­ские дикие ослы-куланы и зебры. Все они размножа­ются. Табунок зебр численностью до 20 голов и другие животные летом выпасаются в открытой степи, часто вместе с лошадьми Пржевальского. Это придает та­ким смешанным стадам необычный экзотический вид. Зимой зебр содержат в помещениях типа конюшни, а куланы живут в загоне круглый год. В Аскании-Нова содержится несколько видов зебр, в том числе зебры Чапмана, Гранта, Греви. Эти по­лосатые африканские лошади иногда скрещиваются с домашними лошадьми, с лошадью Пржевальского, а также с домашним ослом. Гибриды сохраняют общий фон раскраски домашних животных и приобретают зебриную полосатость. Они очень сильны и выносливы, но бесплодны.

Благодаря специальным мерам по сохранению и пре­умножению зубров, предпринятым особенно широко в нашей стране, а также в Польше и других государ­ствах, к настоящему времени на земле уже имеется несколько сотен чистокровных животных этого вида и множество гибридов зубра с другими быками, в том числе с бизоном и крупным рогатым скотом различных пород.

Для восстановления поголовья зубров, кроме разведе­ния чистокровных животных, был также использован метод поглотительной гибридизации, как это делалось при восстановлении лошади Пржевальского. В данном случае использован близкий сородич зубра — северо­американский бык — бизон. В 4—5 поколениях погло­тительного скрещивания гибридов с чистокровным зубром потомство уже мало отличалось от отца. Таких животных стали называть чистопородными зубрами. В Аскании-Нова зубров разводили в чистоте и исполь­зовали для гибридизации с начала текущего века. При­чем к 1941 году здесь имелось стадо гибридов зубра численностью более 50 голов. Это стадо свободно выпа­салось в открытой степи. Оно представляло огромную ценность. Гибель его в военное время — одна из наи­более тяжелых потерь, понесенных Асканией-Нова. В послевоенные годы работы по восстановлению зубра проводятся в основном в специально для этого учреж­денном Центральном зубровом питомнике в Подмо­сковье.

В Аскании-Нова же в настоящее время живут стада чистокровных и гибридных бизонов численностью бо­лее трех десятков. Есть и до десятка видов других бы­ков, в том числе тибетский як, гаял, бантенг, азиатский и африканский буйволы. За исключением буйволов, все они скрещиваются в различных комбинациях. Благода­ря этому здесь выведено 15 гибридных форм, представ­ляющих большой научный и хозяйственный интерес. И лишь буйволы не дали ни одного гибрида не толь­ко с другими быками, но и при спаривании между собой азиатских и африканских видов.

Значительный хозяйственный интерес представляют гибриды крупного рогатого скота с зебу, гаялом, яком, бизоном и африканским скотом ватусси. Этот послед­ний впервые завезен в СССР в 1958 году только в Асканию-Нова. Здесь от него получено многочислен­ное чистокровное и гибридное потомство с весьма интересными в хозяйственном отношении качествами. Стадо этих животных выпасается в открытой степи. Африканские, или кафрские, буйволы тоже впервые в нашу страну завезены в 1962 году только в Асканию-Нова, где уже дали потомство.

В Аскании-Нова выведена особая, хорошо приспособ­ленная к степным условиям жизни устойчивая помес­ная форма благородного оленя, называемая теперь асканийским степным оленем.

Свободный выпас большого стада оленей в открытой асканийской степи обеспечивает высокую плодовитость животных, хороший их рост и развитие. Благодаря это­му в послевоенные годы в ряде заповедников и охот­ничьих хозяйств Украины и Молдавии заложены очаги вольной акклиматизации оленей за счет накопленного в Аскании-Нова поголовья. Так, на целинно-степной остров Бирючий на Азовском море из Аскании-Нова завезено всего 19 этих оленей. Они уже размножились до 800 особей. Численность их теперь увеличивается, так что этот остров сам теперь стал поставщиком оле­ней. Прижились и размножились асканийские степные олени и в Молдавии. В асканийском стаде этих оленей постоянно поддерживается их численность в пределах 100 животных. Здесь успешно разводятся также пят­нистые олени и европейские лани, а разработанный в Аскании-Нова вольный выпас оленей вне изгородей принят теперь в оленеводческих совхозах Дальнего Востока и Алтая.

Таким образом, в пустовавших до конца прошлого века целинных степях Аскании-Нова теперь пасутся стада диких лошадей Пржевальского, бизонов и других бы­ков. Созданы здесь специально для этих степных уго­дий стада асканийских благородных и других оленей.

Эти животные не нуждаются в утепленных зимних по­мещениях и могут зимовать, как говорится, под откры­тым небом, пользуясь в ненастье специально устроен­ными навесами и развозимой для них в зимнее время подкормкой в виде сена и концентратов. Летом же они все время живут в степи и нуждаются только в водо­поях, которые и устроены для них неподалеку от пастбищ.

Загоны и вольеры Асканийского зоопарка заполняют и различные более мелкие копытные. Это — дикие ба­раны и козлы. Среди них — европейский муфлон и его азиатский сородич уриал, африканский гривистый ба­ран, центральноазиатские винторогие козлы и сибир­ские козероги. Есть также центрально-американские и европейские дикие кабаны.

В Асканию-Нова в 1964 году впервые поступил из гор­ной Камчатки молодой самец снежного барана. В на­стоящее время он уже достиг трехлетнего возраста в используется в опытах по гибридизации с домашними овцами. Можно предположить, что такая гибридизация будет способствовать продвижению овцеводства на Крайний Север.

Одногорбые и двугорбые азиатские верблюды свободно скрещиваются и приносят в Аскании-Нова плодовитых гибридов. Содержится здесь два вида южноамерикан­ских верблюдов: давно уже одомашненная лама-глама и дикая форма — гуанако. Гибриды этих видов, во мно­жестве полученные в Аскании-Нова, тоже плодовиты. Наиболее интересны среди асканийских копытных антилопы.

Весьма устойчивое воспроизводство имело место в Ас­кании-Нова среди таких средних по величине африкан­ских антилоп, как белолобый бубал, бейза и обыкновен­ный гну, или небольшая, но исключительно красивая индийская антилопа гарна. Особенно большие успехи имели в воспроизводстве наиболее крупных, так назы­ваемых быкообразных, индийских и африканских анти­лоп: нильгау, полосатого гну и канны. Например, от 15 индийских антилоп нильгау, завезен­ных в Асканию-Нова в 1893—1961 годах, получен местный приплод в числе 265 особей. Такая плодови­тость (нильгау чаще приносят двойни) и хорошая вы­живаемость обеспечивают постоянное увеличение асканийского стада нильгау и передачу этих антилоп отечественным и зарубежным зоопаркам. Гну голубой тоже хорошо выживает и плодится в Аскании-Нова. Так, всего от 7 завезенных сюда живот­ных получен приплод в ряде поколений числом более 200 особей. Однако венцом всех работ по акклиматизации в Аскании-Нова копытных стали результаты экспериментов по одомашниванию антилопы канна. Африканская быкообразная антилопа канна живет в степных и лесостепных районах Замбии, Конго, Руан­да и Бурунди, а также в странах ЮАР, ЮЗА и в Анго­ле. В связи с охраной территорий, входящих в состав так называемых национальных парков Африки, где до­быча животных строго контролируется, численность этих антилоп сохраняется. Кроме того, в Африке уже предпринимаются попытки создавать для размножения канн специальные огороженные угодья. В Асканию-Нова канна завезена в 1892 году. Здесь в 1896 году получен первый приплод. От этих антилоп родилось более 400 каннят. В настоящее время в Аскании-Нова содержится стадо численностью около 50 канн.