Смекни!
smekni.com

Аскания-Нова (стр. 3 из 5)

Канна — стадное животное с удивительно ровным, спо­койным и ласковым нравом. Это позволяет пасти этих антилоп в открытой асканийской степи с такой же легкостью, как и домашних коров. Плодовитость аска-нийских канн почти такая, как и домашних коров. Каждая самка ежегодно приносит по детенышу.

Канна—крупное и мощное животное, более похожее на быка, чем на большинство других антилоп. Вес самцов канны в Аскании-Нова достигает 700 кг, самок — 500 кг. Мясо канны исключительно вкусно и питательно, шку­ра — хорошее сырье для изготовления прочной кожи. Этих антилоп не так давно впервые начали доить именно в Аскании-Нова. От одной самки в год полу­чают до 600 л молока. Оно вкусно (со слабым привку­сом миндаля) и питательно, содержит 12% жира и в два раза больше белка, чем коровье молоко. Более того, в последние годы установлено, что молоко канны имеет целебные свойства. Им иногда удается излечи­вать желудочно-кишечные и накожные заболевания. В Аскании-Нова создается первая в мире продуктивная ферма антилоп канна.

Копытных млекопитающих начали завозить в Аска-нию-Нова с 1887 года. В течение 80 лет было завезено их более 800 голов — 70 видов. Размножать копытных начали с 1891 года. К настоящему времени получено как чистокровного, так и гибридного приплода около 4 тысяч голов. 900 голов молодняка имели в дорево­люционное время, 1100 — до Великой Отечественной войны и около 2000 имеется сейчас.

Это позволило передать зоопаркам нашей страны и ряда зарубежных стран более 1000 копытных и зало­жить 20 очагов вольной акклиматизации охотничъе-промысловых видов на Украине, в Молдавии и других республиках. Реализация животных из Аскании-Нова началась в 1894 году, причем до 1917 года передано только 90 особей, до Великой Отечественной войны — 311 и в послевоенные годы — около 700. Из 20 зало­женных Асканией-Нова очагов вольной акклиматизации оленей и ланей только три создавалось в довоенные годы, а остальные — с 1948 года. Для этого вывезено из Аскании-Нова 142 пятнистых оленя, 35 благородных оленей и 45 ланей.

В последние годы численность диких копытных в Аска­нии-Нова поддерживается на уровне 600 особей, более 50 видов. С расширением площадей загонов и строи­тельством помещений для зимовки теплолюбивых жи­вотных в течение пятилетия поголовье их будет удвое­но, значительно увеличится видовой состав. Общее поголовье диких копытных в Аскании-Нова достигало в 1915 году максимум 244 особей, а в 1941 году состав­ляло 318 голов. За время войны потеряно 60% пого­ловья, так что к началу 1944 года в Аскании-Нова оставалось копытных лишь 134 особи, 19 видов.

Наибольшую ценность представляют, разумеется, пре­умножающиеся за счет местного потомства стада диких лошадей и зебр, бизонов, антилоп, оленей. Эти живот­ные, приспосабливаясь к местным условиям, в ряде поколений изменяют некоторые свои признаки. Иначе говоря, акклиматизируются в Аскании-Нова и поэтому служат еще и ценнейшим объектом для изучения за­кономерностей влияния на организм окружающих условий. Практическая же ценность такого разведения животных как в культурном отношении, так и в хо­зяйственном очевидна.

Экскурсанты и туристы в Аскании-Нова увидят стада диких животных, завезенных с различных широт, ма­териков и ландшафтно-географических зон, на воле: огромных бизонов, стройных оленей, полосатых пестрых зебр, экзотических антилоп, лам и других.

4 БОТАНИЧЕСКИЙ САД

Кроме целинной степи и зоологического парка с его богатым и разнообразным животным миром, ценней­шей составной частью Аскании-Нова является ботани­ческий сад. От зоопарка он отделен только улицей-ал­леей. С юга сад примыкает к ближайшему участку заповедной целинной степи. Здесь создана зона посте­пенного перехода степи в лесостепь, засаженную засу­хоустойчивыми кустарниками и группами деревьев. Общая площадь ботанического парка с переходной и защитной зонами достигает 68 гектаров. Он заложен в плане отдельных куртин и массивов, перемежающих­ся полянами. В центре парка небольшой живописный пруд. Лабиринты тенистых аллей. Фонтаны. Грот и искусственные горки, а также постоянно журчащие оросительные ручьи, текущие в различных направле­ниях от увитой виноградником водонапорной башни, построенной в стиле средневековых замков. Все это со­ставляет весьма благоприятное впечатление, которое усиливается еще и резким контрастом с окружающей степью.

Среди насаждений преобладают обыкновенный ясень, белая акация, гладкий вяз, западный каркас, западная туя, черешчатый дуб, можжевельник... Травянистая растительность в парках, в отличие от окрестных сте­пей, характеризуется наличием таких луговых и лес­ных видов, как безостый костер, луговой мятлик, сборная ежа, заячий ячмень, лимонная мята, глухая крапива, чистотел, чина. Они пышно произрастают на полянах парков. А на удобренной листьями почве лес­ных куртин и массивов растут ландыши, фиалки, крас-нодневы, барвинки, подснежники, пролески... На месте нынешних парков лет 80 тому назад волно­валась лишь буйная ковыльно-типчаковая степь. Заселялся парк певчими птицами в основном в начале XX века. Подросшие древесно-кустарниковые насаждения были уже в достаточной мере орошаемы и обвод­нены. На гнездовании стали обычными: кукушка, иволга, зеленушка, коноплянка, черноголовая овсянка, синицы, сорокопуты, мухоловки, славки, соловьи и дру­гие красивые певчие птицы.

И вот весной, почти весь май, Аскания-Нова утопает в сирени, в снежно-белом жасмине, акации... Под сенью дубрав и хвойников в сыром полумраке раскры­ваются ландыши, а опушки устилаются барвинком, фиалками. В парках ни днем, ни ночью не смолкает гомон и щебет птиц. Днем слышно кукование, ночью — соловьиные трели. На сотни километров простирается голая, почти безлесная равнина. В асканийских парках даже слышится токование тетерева, конечно, завезен­ного сюда. Тяга вальдшнепов здесь явление обычное. В ботаническом парке гнездится ворон, а временами — и степной орел. На пролетах же и на зимовке встре­чается множество хищных птиц, в том числе ястребы, канюки, луни, соколы и даже орлан-белохвост. В пар­ках зимуют дятлы, пищухи, различные синицы, дроз­ды, свиристели...

Все это вольноживущие дикие птицы или, как говорят специалисты, местная орнитофауна преобразованного угодья — лесного островка в Присивашской степи. Всего в Асканпи-Нова на свободе 259 видов птиц, отно­сящихся к 22 отрядам, в том числе 85 видов на гнездо­вании, 70 — на зимовке, а остальные — на весенних и осенних перелетах.

5 ОРНИТОПАРК

Немалый интерес представляют и птицы, специально завозимые в Асканию-Нова. А таких птиц было более 200 видов. Многие из них содержались в неволе, в воль­ерах или в парках и на прудах, с подрезанными крыльями. Некоторые виды из числа завезенных птиц постепенно вошли в состав местного птичьего населе­ния, живущего на полной свободе.

Наибольший интерес представляют те из завезенных в Асканию-Нова птиц, которые здесь размножались и оставили потомство. Таких насчитывается теперь 96 видов, относящихся к 13 отрядам. Однако только 22 вида птиц, принадлежащих к шести отрядам, гнез­дились в Аскании-Нова регулярно, продолжительное время, принося ежегодно значительное потомство. На полянах парков, в особенности утром или к концу дня, можно увидеть пестрых самцов и рябеньких само­чек фазана. Путем скрещивания ряда подвидов обык­новенного фазана, в том числе кавказского, семире-ченского, уссурийского и других, в Аскании-Нова выведена местная помесная форма, отличающаяся новыми, сравнительно устойчивыми признаками. В парках, в прилежащей к ним степи и на полях фазаны находят достаточно корма, поедая множество насекомых, улиток, червей, а также семена, побеги, плоды и ягоды. И только при сплошном снежном по­крове птицы собираются в парках. Здесь они ночуют на деревьях и пользуются специальной подкормкой в виде зерновых отходов, которая регулярно высыпает­ся в постоянных местах с навесами типа шалашей. Всего в Аскании-Нова содержалось около 40 видов су­хопутных птиц.

К регулярно гнездящимся в Аскании-Нова завозимым птицам относится лысуха и 12 видов водоплавающих птиц. В их числе два вида лебедей — кликун и шипун, четыре вида гусей — серый, белолобый, горный и гу­менник, канадская казарка и пять видов уток — огарь, кряква, каролинка, мандаринка и мускусная. Они со­ставляют основное ядро птиц, населяющих асканий-ские пруды и искусственные болота.

Во время гнездования, особенно в начале сезона, вес­ной, кликуны-самцы очень драчливы. Зимой они смир­нее. Лебеди-шипуны более изящны и грациозны по сравнению с кликунами. Но от них не услышишь пре­словутой «лебединой песни». Кликуны трубят, а шипу­ны лишь похрипывают. Лебедей-шипунов разводят в Аскании-Нова с 1893 года. Они всегда составляют ха­рактерную деталь асканийского пейзажа с водоемом. Всего в Аскании-Нова 18 видов гусей и казарок. Большинство завозимых гусей начинает здесь размно­жаться. Однако по различным причинам они не дости­гают большого количества и только некоторые виды, как, например, серый гусь, заметно прогрессируют в своей численности.