Смекни!
smekni.com

Взаимодействие биологического и социогуманитарного знания при изучении антропосоциогенеза (стр. 1 из 3)

Л. Н. Сухорукова, Е. А. Дмитриева, О. Н. Зайцева

Теория содержания образования справедливо полагает, что оно (содержание) должно включать не только знания о мире и способах деятельности, но и опыт творческого поиска, эмоционально-ценностного отношения людей друг к другу (В. В. Краевский, И. Я. Лернер).

В современном педагогическом мышлении утверждается идея о важности взаимодействия естественнонаучного и гуманитарного знания для формирования общей и экологической культуры (А. П. Огурцов, Б. Г. Юдин). В связи с этим содержание предмета не должно сводиться к объективным законам и правилам логического мышления, абстрагироваться от «живого пути к истине». Оно должно быть ориентированным на субъект, включать различные суждения о назначении человека, его идеалах и ценностях (А.С. Арсеньев, Э.В. Бесчеревных). Вместе с тем, в действующих учебниках по биологии, включая курс старшей школы, интегрированный потенциал реализован недостаточно: не затрагиваются этические проблемы науки, не обсуждаются важные в мировоззренческом отношении вопросы о биосферных функциях человека, то есть о цели и смысле его существования, коэволюции природы и общества. Учителя биологии затрудняются в методике обучения, сочетающей рациональное познание с эмоционально-ценностным развитием учащихся. В результате большинство старших школьников (более 70 %) недостаточно раскрывают ценностное значение объектов живой природы, не умеют оценивать последствия деятельности человека в биосфере. Обращение к ценностям экологической культуры требует пересмотра

содержания темы об антропосоциогенезе, традиционно рассматривающей человека вне связи с биосферой. Эволюционный аспект этой темы должен быть дополнен экологическим за счет сокращения эмпирического материала о доказательствах животного происхождения человека, морфологических и анатомических подробностях описания ископаемых гоминид. В экологический аспект может войти краткое освещение основных этапов взаимодействия человека и природы, анализ культурно-исторических истоков экологических кризисов прошлого и путей выхода из них, выяснение причин современной экологической ситуации, раскрытие значения биосферно-ноосферного знания для направляемого развития общества и природы, сохранения и укрепления жизни на Земле.

Идея исторического единства природы и человечества способствует интеграции знаний, непосредственно затрагивает интересы человека, влияет на его ценностные ориентации и этические нормы. Без этой идеи содержание биологического образования теряет связь с главными культурообразующими смыслами.

Учащимся важно знать, что в истории взаимодействия человека и природы можно выделить ряд периодов. Биогенный период охватывает эпоху палеолита. Основные виды деятельности первобытного человека - собирательство, охота на крупных животных. Человек в это время вписывался в биогеохимические циклы, поклонялся природе и был ее органической частью. К концу палеолита человек становится видом-монополистом и исчерпывает ресурсы своей среды обитания: истребляет основу своего пищевого рациона - крупных млекопитающих (мамонтов и крупных копытных). Это приводит к первому экологическому и экономическому кризису: человечество утрачивает свое монопольное положение, его численность резко сокращается. Единственное, что могло спасти человечество от полного исчезновения, -это изменение экологической ниши, то есть образа жизни. С эпохи неолита начинается во взаимодействии человечества с природой новый период - аграрный. Эволюция человека не прервалась лишь потому, что он стал создавать искусственные биогеохимические циклы - изобрел земледелие и животноводство, тем самым качественно изменил свою экологическую нишу. Необходимо отметить, что, преодолев экологический кризис путем неолитической революции, человек выделился из остальной природы. Активно вмешиваясь в круговорот веществ в биосфере, человек стал жить иначе, чем другие виды. Если в палеолите он вписывался в естественный круговорот веществ, то, освоив земледелие и животноводство, полезные ископаемые, он стал активно вмешиваться в этот круговорот, вовлекать в него вещества, накопленные ранее. Именно с аграрного периода в истории начинается техногенная эпоха. Человек активно преобразует биосферу, использует закономерности природы для достижения своих целей. В неолите численность человечества возросла от миллионов к десяткам миллионов. Одновременно возросла численность домашних животных (крупный рогатый скот, лошади, ослы, верблюды) и синантропных видов (домашние мыши, черная и серая крысы, собаки, кошки).

Расширяя земледельческие угодья, наши предки сжигали леса. Но из-за примитивности земледелия такие поля быстро становились непродуктивными, и тогда сжигались новые леса. Сокращение лесных площадей приводило к снижению уровня рек и грунтовых вод. Все это влекло за собой изменения в жизни целых сообществ и их разрушение: леса сменялись саваннами, саванны и степи -пустынями.

Так, экологическим результатом неолитического животноводства явилось возникновение пустыни Сахары. Исследования археологов показали, что еще 10 тыс. лет назад на территории Сахары была саванна, где жили бегемоты, жирафы, африканские слоны, страусы. Вследствие перевыпаса крупного рогатого скота и овец человек превратил саванну в пустыню. Важно подчеркнуть, что опустынивание огромных территорий в эпоху неолита явилось причиной второго экологического кризиса. Из него человечество выходило двумя путями:

- продвижением по мере таяния ледников на север, где освобождались новые территории;

- переходом к поливному земледелию в долинах великих южных рек - Нила, Тигра и Евфрата, Инда, Хуанхе. Именно там возникли древнейшие цивилизации (египетская, шумерская, древнеиндийская, древнекитайская).

Аграрный период завершился эпохой Великих географических открытий. Открытие Нового света, островов Тихого океана, проникновение европейцев в Африку, Индию, Китай, Центральную Азию неузнаваемо изменили мир, привели к новому наступлению человечества на дикую природу. Следующий - индустриальный -период охватил время с XVII в. до середины XX в. Численность человечества к концу этого периода сильно возросла, достигнув 5 млрд. Если в начале периода природные экосистемы могли справляться с антропогенными воздействиями, то к середине XX в. в связи с увеличением народонаселения, темпов и масштабов производственной деятельности возможности самовосстановления экосистем оказались исчерпанными. Сложилась ситуация, при которой дальнейшее развитие производства становится невозможным из-за истощения невосполнимых природных ресурсов (запасов руд, горючих ископаемых). Экологические кризисы приобрели планетарные масштабы, так как деятельность человека изменила циклы круговорота веществ. Перед человечеством возник целый ряд глобальных экологических проблем: резкие изменения природной среды, разрушение мест обитания привели к угрозе вымирания 2/3 существующих видов; стремительно сокращается площадь «легких планеты» - уникальных влажных тропических лесов и сибирской тайги; из-за засоления и эрозии теряется плодородие почв; в атмосферу и гидросферу поступает огромное количество отходов производства, накопление которых угрожает жизни большинства видов, в том числе и человека.

Сказанное может быть конкретизировано сообщениями учащихся о влиянии деятельности человека на биосферу (разрушение озонового экрана, изменение климата, сокращение биологического разнообразия). Важно подчеркнуть, что численность современного человечества растет со скоростью примерно 170 человек в минуту, 250 тыс. в день и 90 млн. в год. Человек по-прежнему сокращает биоразнообразие, загрязняет атмосферу, воду, почву. Однако в настоящее время наметился переход от индустриального к информационно-экологическому, или постиндустриальному периоду во взаимодействии общества и природы. Этот период характеризуется экологическим мышлением, осознанием ограниченности ресурсов и возможностей биосферы в восстановлении экосистем. Стало очевидным, что экологически грамотное и рациональное природопользование -единственно возможный путь выживания

человечества. Обеспечить выживание невозможно без развития экологической науки. Она позволяет понять закономерности биосферных процессов и наметить пути взаимоотношений с природой в разных областях человеческой деятельности. Затем, на наш взгляд, логичным будет раскрытие сущности стратегии коэволюции природы и общества. Важно сообщить, что ее истоки лежат в русской народной культуре, построенной на идее единства, всеобщей связи человека и природы. Человек мыслился как неотъемлемая часть природы, отражение гармонии и закономерностей Космоса. Из этих мифопоэтических истоков на рубеже 19-20 вв. в отечественной философии созревает «русская идея» -идея всеединства, вселенскости, соборности. В трудах В.С. Соловьева, П.А. Флоренского эта идея рассматривается как оздоровление, совершенствование всего живого благодаря духовным усилиям людей. На этой духовной идее родился и развивался русский космизм (его представители: Н. Ф. Федоров, Н. Т. Умов, А.Л. Чижевский, К.Э. Циолковский), подготовивший, в свою очередь, почву для создания В. И. Вернадским учения о биосфере и ее эволюции в ноосферу, а затем и современных концепций о соединении человека с природой. Одним из первых, кто понял необходимость утверждения новых отношений человека и природы, был В. И. Вернадский. Занимаясь эволюцией биосферы и ролью живого вещества в преобразовании геологических оболочек Земли, он не мог не заметить все возрастающего вмешательства человека в биосферные процессы. В самом начале века ученый формулирует идею о человечестве как мощной геологической силе планеты, а в последние годы своей жизни создает учение о ноосфере. Термин «ноосфера» (греч. noos - разум и sphеtra - шар) был предложен французским философом Э. Леруа (1927)

со ссылкой на то, что он вводит это понятие для будущего состояния биосферы, прослушав в Сорбоне курс лекций В. И. Вернадского. Важно отметить, что для В. И. Вернадского ноосфера - это качественно новое состояние в эволюции биосферы, когда человечество берет на себя ответственность за дальнейшее развитие биосферы и обеспечивает гармоничное взаимодействие природы и общества. Переход от биосферы к ноосфере -единственный путь, ведущий к сохранению и процветанию жизни и человека. Стихийный характер развития цивилизации, все возрастающие нагрузки на биосферу могут привести к тому, что биосфера станет непригодной для жизни. Биосфера может существовать без человека, а человек вне достаточно узкого диапазона параметров биосферы существовать не может. Поэтому для обеспечения своего дальнейшего развития человечеству предстоит научиться соизмерять свои потребности с возможностями биосферы. В учении В. И. Вернадского отсутствует представление о финальном состоянии общества и биосферы. Переход биосферы в новое состояние - ноосферу будет происходить постепенно и означать вступление в эпоху направляемого развития. Для перехода биосферы в ноосферу, по В. И. Вернадскому, необходимы следующие условия: