Смекни!
smekni.com

Гигантские катастрофы и накопление углеволородов (стр. 2 из 3)

Взметнув и перемешав огромные массы песка, глины и других пород с залежами минеральных солей, эти суперцунами вызывают гигантские химические и гидравлические процессы. Вместе с рыхлыми осадками, смывается и богатая прибрежная растительность. Лишь часть ее останется на суше в вершине заплеска волн. Рыхлые прибрежные осадки при этом смоются в глубокие части моря, где осядут на дно поверх размытых морских, обычно карбонатных осадков. С ними быстро опустятся на дно морей и распределятся в толще осадков топляки, обломки, обрывки корней и другие тяжелые части растений. Основная же часть растительной массы длительное время будет оставаться на плаву. Так, стволы деревьев могут быть на плаву десятилетиями.

Гигантские цунами загонят плавающие растения в бухты и морские заливы. Сначала в них набухнут и утонут листья, ветви, а затем и стволы деревьев, покрыв дно этих заливов многометровым слоем. Слой затонувшей растительности, собранной из различных районов, увенчает толщу смытых мегаволнами рыхлых осадков.

Затем осадконакопление пойдет своим обычным ходом: кораллы начнут надстраивать разрушенные рифы; реки заполнят наносами заливы и сформируют на их месте дельты. В бухтах и заливах, поверх затонувших растительных остатков будут накапливаться обычные морские отложения. Растительные остатки без доступа кислорода будут подвергаться углефикации. Так будет продолжаться до появления новой мегаволны, после чего весь цикл повторится.

В пользу быстрого формирования угленосных слоев свидетельствуют вертикальные стволы деревьев, пронизывающие разновозрастные пласты каменного угля, накопление которых должно было происходить миллионы лет.

Образование месторждений нефти и газа

Существуют гипотезы органического и неорганического происхождения нефти и газа. Большинство ученых придерживается органической теории, в которой исходным веществом для их образования считаются погибшие миллионы лет тому назад водные организмы, прежде всего планктонные. Отмирая, они накапливаются на дне океанов, морей и озер в виде богатых органикой донных илов — сапропелей, отличающихся высоким содержанием водорода. Со временем сапропели погребаются слоями отложений. Оказавшись таким образом на глубине сотен метров под воздействием слабого тепла и давления при отсутствии воздуха органическое вещество сапропелей стало нефтью и газом. Процесс преобразования органического вещества в нефть был длительным и многостадийным, продолжался десятки и сотни миллионов лет.

Сторонники теории неорганического происхождение нефти считают: верить в то, что нефть происходит из «раздавленной рыбы и окаменевшей капусты», — нонсенс. Опираясь на гипотезу о том, что ядро Земли не железное, а гидридное с обильным выделением из него водорода, они полагают, что в недрах планеты идет глубинный синтез нефти при сверхвысоких давлениях и температурах. Доказывалось даже, что мантийные (ювенильные) углеводороды могли стать исходным материалом для образования и жизни, то есть сама жизнь произошла из нефти. Такую гипотезу еще в 1950-е гг. обосновывал академик, геолог П.Н. Кропоткин. Проблемы у «неоргаников» в том, что нефть, уже будучи поднятой из мантии вверх, должна была неизбежно распадаться в более холодных слоях с меньшим давлением.

Выбор между этими версиями осложняется тем, что нефть и газ очень подвижные вещества, способные к перемещению на большие расстояния. Нефть, как известно, легко мигрирует через проницаемые для нее пласты в коллекторы (ловушки), ограниченные слабо проницаемыми породами. Скапливается она, главным образом, над пологими понижениями из плотных нефтенепроницаемых пород, в так называемых синеклизах. С нефтью соседствует и попутный газ. Он, наоборот, накапливается под куполами (антеклизами) перекрытыми непроницаемыми для него глинами или мергелями. Все месторождения нефти и газа неизменно связаны с такими подземными ловушками в пористых осадочных породах палеозойского, мезозойского и кайнозойского возрастов.

Главными геологическими фактами, легшими в основу построений «неоргаников», было открытие некоторых залежей нефти в базальтах и гранитах. Согласно органической концепции, все такие залежи — результат миграции нефти из смежных осадочных пород. Непонятно, как нефть и газ самопроизвольно собрались в локальных объемах месторождений, где залегают под очень высоким давлением. Совершенно нереально предполагать, что они могли оставаться под таким давлением в течение многих миллионов лет. Ведь согласно второму началу термодинамики рассеянное состояние вещества более вероятно, чем сконцентрированное. За миллионы лет, прошедшие после накопления нефтегазовых месторождений, газ должен был бы каким-нибудь образом найти для себя выходы и улетучиться. Месторождения нефти должны были бы тем же образом просочиться, рассеяться или размыться деятельностью поверхностных или подземных рек.

Нефть отличается исключительно высокой теплотворной способностью достигающей 45-46 МДж/кг, (бурый уголь — 9.7 МДж/кг). Согласно закону физика Освальда, тоже выводимого из второго начала термодинамики, соединения с высокими положительными значениями свободной энергии являются неустойчивыми и имеют тенденцию самопроизвольно переходить в соединения с пониженными значениями энергии.

Все органические остатки легко разлагаются при доступе к ним кислорода. Поэтому для преобразования органических останков в нефть необходимо их быстрое погребение осадочными породами с созданием анаэробных условий. Но все-таки за длительные периоды времени нефть неизбежно должна была найти какой-то контакт с кислородом и начать разлагаться. Наконец, к нефтяным месторождениям могли бы найти доступ микробы, питающиеся нефтью. Но никаких соединений в массовых количествах вблизи нефтяных месторождений, которые могли бы свидетельствовать о распаде нефти, не обнаруживается. Нет в нефтегазоносных районах и промежуточных соединений между нефтью и исходным веществом ее образования, которые по логике вещей даже должны были бы преобладать над нефтью.

И «органики» и «неорганики» признают, что запасы «черного золота» на планете ограничены. Но если право большинство, придерживающееся теории органического происхождения нефти, то вся современная энергетика находится в зависимости от количества планктона, накопившегося в осадочном чехле земной коры. Если же нефть является продуктом не связанных с жизнью химических реакций, то запасы ее могут быть более значительными, на больших глубинах практически безграничными. От того как решится этот спор, станет ясно, следует ли беречь собственную нефть, импортировать чужую, создавать собственные стратегические резервы, как это делают сегодня США, или можно ее распродавать на Запад и на Восток, как поступает Россия.

Еще одну гипотезу нисходящей миграции нефти с земной поверхности вниз и внезапного образования ее залежей предложил американский ученый Иммануэл Великовский. Согласно его гипотезе, источником накопления углеводорододов на Земле являются хвосты комет. Состоят они преимущественно из газообразного углерода и водорода. В космическом полете эта смесь не воспламеняется по причине отсутствия кислорода, но, попадая в атмосферу, содержащую кислород, возгорается. Если газы углерода и водорода окажутся в земной атмосфере в больших количествах, то часть их избежит сгорания, превратившись в жидкое текучее вещество.

В книге «Миры в столкновении», переизданной в России в 2002 г., И. Великовский приводит свидетельства различных народов о выпадении на поверхность Земли жидкого текучего вещества и огня. В священной книге майя запечатлена гибель обитателей древней Мексики от хлеставших с неба потоков битума. В древнеегипетских папирусах описываются пролившиеся вместе с камнями потоки горячей нефти. Египет тогда был почти полностью истреблен огнем. От воды, которая все гасит, тот огонь разгорался еще сильнее. Предания об огненном дожде И. Великовский обнаруживает среди народов Малайского архипелага, у западносибирских вогулов (ныне манси), в Вавилоне (Ираке). Сегодня все эти регионы обладают огромными запасами нефти.

Г. Хэнкок в книге «Следы богов» приводит свидетельства индейцев мам-майя из западных нагорий Гватемалы о «потоке горящей смолы», который, как они говорят, был одним из инструментов уничтожения мира. В Гран-Чако (Аргентина) индейцы матако рассказывают о «черной туче, которая пришла с юга во время наводнения и закрыла все небо. Сверкали молнии, гремел гром. Но капли, что падали с неба, походили не на дождь, а на огонь...»

В течение долгого времени, нефть обожествлялась людьми, ее зажигали в святилищах и храмах, использовали в домашнем обиходе, она широко практиковалась в культах огнепоклонников. В последующие века о ее происхождении забыли.

В различных частях земного шара обнаруживаются котловины с залитыми битумом остатками животных. Широко известны озера вязкого природного битума Ла-Бреа близ Лос-Анджелеса, сохранившиеся до сих пор. В них нашли остатки мамонтов, мастодонтов, не менее 700 саблезубых тигров, бизонов, лошадей, верблюдов, гигантских ленивцев, уток, гусей. Палеонтологами подобные места трактуются, как природные ловушки для животных, которые потеряв инстинкт самосохранения, устремлялась в «битумные болота» и тонули, будучи не в силах выбраться из вязкой грязи. Но останки, найденные в Ла-Бреа, изломаны, смяты, деформированы, смешанны в однородную массу. Они скорее говорят о внезапной и ужасной массовой гибели животных, скопившихся в поисках спасения в одном месте. Таких мест могло быть много, но убежище в Ла-Бреа было внезапно залито битумом и, тем самым, сохранило останки животных до наших дней. Г. Хэнкок пишет об аналогичных находках плейстоценовых птиц и млекопитающих в месторождениях асфальта в Калифорнии (Карпинтерия и Мак-Киттрик).