Смекни!
smekni.com

Экологическая политика государства (стр. 2 из 10)

Организационная структура охраны среды в Японии следую­щая: Управление по окружающей среде, местные государственные пр ирод о о хр а нные органы, а также с. т р у к туры управления, создан­ные в промышленных компаниях в соответствии с Законом об уп­равляющих в области охраны среды 1973 г. Заметим, что числен­ность таких управляющих на предприятиях страны в 1937 г. сос­тавила 20,6 тыс. человек. В Японии действует также экологичес­кая полиция.

Организационная структура охраны окружающей среды Японии имеет много аналогий с природоохранной структурой в большинс-тверазвитых стран. В рамках этой структуры осуществляется paзработка и реализация целевых комплексных программ регупиро-ванияприродопользования; предупреждение нежелательных эколо­гических последствий хозяйственной деятельности; организация НИОКР; содействие в подготовке специалистов; информационное обеспечение; международное сотрудничество в области охраны среды.

В задачи органов охраны окружающей среды входит также тесное сотрудничество с государственными органами защиты от стихийных бедствий. В Японии в них входят - центральный совет защиты от бедствий, Управление национальной территории при премьер-министре. Советы защиты от бедствий в префектурах.

Японии раньше других стран (в 1973 г.) приняла Закон об экспертизе новых химических веществ. С 1988 г. действует и За­кон об общей экологической экспертизе.

Резкое обострение проблем загрязнения среды в Японии пер­воначально выдвинуло на передний план требования о необходи­мости, во-первых, расширить и ужесточить нормативную основу регулирования, во-вторых, финансовые и прочие расходы за заг­рязнение возложить полностью на фирмы-загрязнители. Такие фирмы и фирмы, обеспечивающие экологически чистое производство, должны были быть поставлены в равные экономические условия че­рез систему штрафных санкций и дополнительных расходов на обеспечение охраны окружающей среды.

Подобное же отношение к обеспечению охраны окружающей среды существовало и в общественных кругах "зеленой ориента­ции", которые требовали, чтобы промышленные компании несли ос­новное бремя расходов — слишком очевидна была их негативная роль в ухудшении экологической обстановки в стране.

Считалось, что перенесение издержек, связанных с охраной и восстановлением среды, на цены продукции может стать частью механизма включения экологических издержек в структуру рынка. Широкому использованию такого подхода к охране среды прямо способствовал закон 1970 г. о контроле за отходами, установив­ший ответственность фирмы за обезвреживание собственных отхо­дов. Практически все такие расходы стали вменяться в обязан­ность фирмам-загрязнителям. НИОКР по экологически чистым тех­нологиям, очистные сооружения, наконец, затраты на экологичес­кую экспертизу почти полностью перекладывались на бюджеты та­ких фирм. Характерно, что только затраты на экспертизу увели­чивали стоимость хозяйственных проектов в среднем на 1—2%.

Однако эта, казалось бы, очевидная часть концепции охраны окружающей среды быстро показала свою несостоятельность. Предприятия-загрязнители оказывались на грани финансового кра­ха из—з:а непосильных экологических расходов.

2. ПЕРЕХОД К гиБкой эКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ

Естественной реакцией на неудачи с реализациейконцепции Ё-ып поиск путей перехода к гибкой политике, сочетающей в себе административные экономические методы государственного регули­рования с постоянно возрастающими государственными расходами, различными каналами государственной помощи, компенсируняцей и амортизирующей бремя экологических инвестиций.

Упор в достижении экологических целей был сделан на сле­дующие административные средства воздействия:

- ужесточение стандартов и нормативов на качество про­дукции и окружающей среды;

- использование экологической экспертизы производствен­ных проектов для контроля за их размещением;

- соглашения, заключаемые местными органами власти о контроле за загрязнением;

- системы арбитража экологических конфликтов;

-природоохранительные программы всех уровней (нацио­нальный, региональный, префектурный, муниципальный).

Широкое распространение получило судебное преследование нарушителей, опирающееся на закон об охране воздуха 1958 г. и закон об охране вод1970 г., предусматривавшими не только ад­министративную, но и уголовную ответственность за загрязнение среды.

Аналогичным образом была предусмотрена уголовная ответс­твенность и в других странах. Так, в США имели место случаи, когда общий срок заключения составлял у отдельных подсудимых по судебным делам, относящимся к экологии, более 90 лет, а уровень штрафа - до 100 тыс. долл. Однако в Японии экологичес­кие нормативы были наиболее строгими.

Одновременно и в Японии, и во многих других странах рас­ширилась сеть служб контроля за выполнением нормативов, осо­бенно по таким веществам, как окись углерода, взвеси, окислы серы, окислы азота, углеводы и оксиданты, соединения хлора и биологически активных веществ. За 70-е годы в Японии деятель­ность таких служб распространилась практически на всю террито­рию страны; особое внимание уделялось состоянию экологии горо­дов. водоемов, а также морского побережья.

Государство приступило к развертыванию различных экологи­ческих исследований и НИОКР в области природопользования. Го~ сударственное финансирование охватило такие проблемы, как обоснование и совершенствование нормативной базы параметров окружающей среды, восстановление возобновляемых природных ре­сурсов, уничтожение наиболее опасных промышленных отходов (в первую очередь, радиоактивных), разработка наиболее эффектив­ных методов экологического наблюдения.

Помимо появления возможностей кардинального повышения оперативного характера экспертизы, её обоснованности произошло ещё и снижение удельных затрат на её проведение, хотя масштабы её использования расширились. Благодаря поддержке государства экспертиза распространилась практически на все объекты, оказы-вающие сколько-нибудь значительное воздействие на среду.