Смекни!
smekni.com

Субъект преступления (стр. 4 из 12)

В месте с тем, в отечественном уголовном праве принцип уголовной ответственности физических лиц остается непоколебимым. С введением в действие Федерального закона РФ № 162-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ” принцип личной ответственности несколько искажен[[22]]. Так, ч. 2 ст. 88 УК РФ гласит: «Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия».

Поскольку субъект преступления - это всегда человек, то необходимо принимать во внимание те его качества или особенности, которые могут иметь определенное значение при привлечении к уголовной ответственности: например, состояние здоровья, семейное, должностное положение, уровень образования и профессиональной подготовки и др.

Важное значение для уголовно-правовой оценки совершенного общественно опасного деяния, особенно когда лицо несовершеннолетнего возраста, имеют особенности личности физического лица, которые позволяют индивидуализировать уголовную ответственность. Особенности, характеризующие личность субъекта преступления, могут выступать в качестве обстоятельств, влияющих на квалификацию преступления, смягчающих или отягчающих наказание, а также при освобождении виновного от уголовной ответственности или от наказания.

Обязательным условием уголовной ответственности физического лица является его вменяемость. Лицо, которое в момент совершения преступления находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, не может признаваться в качестве субъекта преступления.

Уголовное законодательство не дает определения вменяемости, однако его можно уяснить через противоположную этому понятию категорию невменяемости (ст. 21 УК). Вменяемость как один из обязательных признаков субъекта преступления указывает на психическое состояние лица, заключающееся в его способности по состоянию психического здоровья осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, руководить ими во время совершения преступления.

Вменяемость определяется совокупностью социально-психологических характеристик, выражающихся в уровне интеллектуального развития, в наличии волевых качеств личности, способности оценивать свои поступки и нести за них самостоятельную ответственность[[23]].

Интеллектуальный признак вменяемости определяет возможность субъекта преступления осознавать фактический характер совершаемого им деяния и его общественную опасность. Это способность лица «вызывать взаимодействие сознания и поступающей информации, способность синтезировать и анализировать, вникать и сопоставлять, т.е. сознательно перерабатывать поступающую извне информацию на основе накопленного социального опыта, знаний»[[24]]. Отсутствие адекватного восприятия лицом сути фактической стороны своего деяния имеет место при непонимании им причинной связи между совершенным деянием и наступившими последствиями.

Волевой признак вменяемости определяет способность лица руководить своими поступками, действовать по своей воле «со знанием дела». Состояние волевой активности характеризуется сознательной и избирательной направленностью. Об интеллектуальном признаке нельзя говорить как о компоненте волевого, но воля также не мыслима без сознания.

Таким образом, для установления вменяемости субъекта преступления «необходимо и достаточно выяснить способность к осознанно-волевому поведению в тех пределах, в которых подготавливается, принимается и реализуется решение об общественно опасных действиях (бездействии): осознание конкретной цели, вреда, который принесет ее реализация, и готовность к соответствующему поведению, несмотря на запрет; целенаправленный выбор средств и их использование с учетом ситуации»[[25]].

Вменяемость является обязательным условием вины и уголовной ответственности: только психически здоровый человек может быть ответственным за свое общественно опасное поведение и по отношению к нему целесообразно применение уголовного наказания.

При этом уголовный закон учитывает качество психического состояния вменяемого лица (ст. 22 УК). Объясняется это тем, что при некоторых пограничных состояниях, которые относятся к психическим заболеваниям, лицо может сохранять способность отдавать отчет в своих действиях и руководить ими.

Невменяемого, как отмечает Р.И. Михеев, необходимо рассматривать как особую личность: социально и биологически «дезорганизованную»[[26]]. Для признания физического лица невменяемым необходимо установить обязательное сочетание юридического и медицинского критериев.

Юридический (психологический) критерий невменяемости предполагает обязательное наличие хотя бы одного из признаков: интеллектуального или волевого, из которых первый выражается в неспособности лица отдавать себе отчет в своих действиях, а второй - в неспособности руководить своим поведением.

Медицинский (биологический) критерий невменяемости предполагает наличие у лица психического расстройства (болезни) вследствие болезненного состояния психики. В соответствии со ст. 21 УК выделяются следующие виды психических расстройств: хронические психические расстройства (шизофрения, эпилепсия с выраженными нарушениями психики, старческие психозы, прогрессивный паралич и др.); временные психические расстройства («бессознательные состояния», патологический аффект, реактивные состояния, алкогольные психозы и др.); слабоумие (выражается в степени дебильности, имбецильности, идиотии); иное болезненное состояние психики (тяжелые формы психопатии, психический инфантилизм и другие расстройства)[[27]].

Однако лицо несовершеннолетнего возраста не может быть признано невменяемым в случае, если при совершении общественно опасного деяния оно не было способно отдавать отчет в своих действиях или руководить ими под влиянием дефектов воспитания, обучения, сформированных потребностей и т.д. «Дефекты социализации личности не тождественны дефектам психической деятельности, вызванным психическими болезнями»[[28]].

Поскольку причиной невменяемости является болезнь, последовательно проходящая в своем развитии несколько стадий, правомерна постановка вопроса об ограниченной (уменьшенной, пограничной) вменяемости. Уголовный закон не содержит понятия ограниченной (уменьшенной или пограничной) вменяемости. Вместо него используется определение «психическое расстройство, не исключающее вменяемости» (ст. 22 УК).

Результаты исследований указывают на очень высокие показатели уровня преступности среди несовершеннолетних лиц, совершивших преступления в рамках вменяемости, но страдающих различными психическими аномалиями. При этом из числа психически неполноценных несовершеннолетних, признанных вменяемыми - как указывает В.П. Емельянов, преступления совершают, как правило, те, которые страдают олигофренией (врожденным умственным недоразвитием) в степени легкой либо умеренной дебильности, или те, которые являются психопатами либо имеют иные психопатические расстройства без признаков слабоумия. Из других аномалий, имеющих меньшее распространение в среде несовершеннолетних, чаще встречается эпилепсия. Среди причин существования психического расстройства, не исключающего вменяемости несовершеннолетнего, большое значение имеет родовая патология. Она может развиться у новорожденного под влиянием: аномалии половой системы женщины; нервно-психического заболевания беременной; невротического состояния как следствия длительного отрицательного воздействия на нервную систему женщины; а также пьянство родителей[[29]].

Однако нельзя согласится с мнением о том, что возраст несовершеннолетнего определенным образом связан с его психическим состоянием. Например, Р.И. Михеев, связывает вменяемость субъекта преступления с достижением последним определенного возрастного порога. С нашей точки зрения, естественный процесс взросления и социализации личности не может рассматриваться как ненормальное, болезненное проявление. Конечно, дефекты интеллектуальной и волевой сфер деятельности личности могут наблюдаться и в несовершеннолетнем возрасте, но возраст лица в данном случае является не главной, а второстепенной категорией.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении № 7 от 14 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» указал, что при наличии данных, свидетельствующих об умственной отсталости несовершеннолетнего подсудимого, назначается судебная комплексная психолого-психиатрическая экспертиза для решения вопроса о наличии или отсутствии у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии[[30]].

Судебно-психиатрическая экспертиза является одной из форм государственной защиты прав несовершеннолетнего, гарантией правосудия, реализацией права подростка на социальную и медицинскую защиту, проводится в соответствии с общими правилами производства подобного рода экспертиз. Назначение несовершеннолетним до 14 лет (малолетним) судебно-психиатрической экспертизы тем более важно, что у значительного числа правонарушителей обнаруживаются психические отклонения.

Обязательным признаком субъекта преступления является достижение им определенного возраста. Возраст человека, в общем смысле, можно рассматривать как время, прожитое лицом со дня его рождения до определенного хронологического периода его жизни.

В узком смысле под возрастом следует понимать такой календарный период психофизического развития личности, с которым связаны психофизические и правовые последствия для юридического статуса личности. В теории уголовного права устоялось мнение о том, что при установлении минимального возраста уголовной ответственности за основу должны быть взяты: определенная степень социализации личности; способность несовершеннолетнего к виновной ответственности; способность к адекватному восприятию наказания. Отсутствие этих признаков у малолетнего (а в отдельных случаях и у лиц более старшего возраста) обусловливает невозможность привлечения их к уголовной ответственности.