Смекни!
smekni.com

Субъект преступления в системе уголовного права Республики Казахстан (стр. 9 из 19)

Под слабоумием понимаются различные формы снижения или распада психической деятельности с поражением интеллекта человека и необратимыми изменениями личности. Слабоумие заключается в значительном понижении умственных способностей. Оно носит постоянный характер и является врожденным или приобретенным (деменция) в первый год жизни в результате перенесенных тяжелых неврологических заболеваний (менингита, энцефалита, сотрясения мозга). Различаются три степени поражения психики человека при слабоумии: дебильность (легкая степень), имбицильность (средняя степень), идиотия (глубокая степень поражения умственной деятельности). [47, 79]

К иным болезненным состояниям психики относятся состояния, которые не вызываются душевной болезнью, исключительными состояниями или слабоумием, но сопровождаются различными временными нарушениями психики. Например, острые галлюцинаторные бредовые состояния, вызванные инфекцией (при брюшном и сыпном тифе или при острых отравлениях), вызванные тяжелыми травмами, при опухолях мозга, при Наркомании ( в период абстиненции — наркотического голодания), при лунатизме и в некоторых других случаях.

Юридический (психологический) критерий невменяемости заключается в отсутствии у лица способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) - это интеллектуальный момент либо руководить своими поступками — это волевой момент.

Содержание интеллектуального момента свидетельствует о том, что лицо не понимает опасности своего поведения для общества. Расстройство интеллекта, как правило, вызывает и расстройство воли — лицо не может руководить своими поступками. Интеллектуальная и эмоционально-волевая сферы психической деятельности неразрывно связаны между собой. Однако бывают случаи, когда лицо отдает себе отчет в своих действиях, то есть, осознает характер своего поведения, но в силу болезненного состояния не может руководить своими действиями. Подобное расстройство волевой деятельности, вызванное психической болезнью, наблюдается, например, при импульсивных влечениях. К импульсивным влечениям относятся влечения к кражам (клептомания), влечение к поджогам (пиромания). Такие состояния возникают и у людей, страдающих наркоманией в период наркотического голодания. Лицо хорошо осознает преступность своего поведения при хищении или вымогательстве наркотических средств, но при этом не способно сдержать себя вследствие глубокого поражения сферы воли, вызванного наркотической зависимостью. [48, 33]

Для состояния невменяемости необходимо установить признаки медицинского критерия (хотя бы один признак) и признаки юридического критерия (достаточно наличия одного из признака либо интеллектуального, либо волевого). Таким образом, для признания лица невменяемым необходимы оба критерия невменяемости — один из признаков медицинского критерия и один из признаков юридического критерия.

Вопрос о вменяемости (невменяемости) всегда решается в 'отношении конкретного деяния. Никто не может быть признан невменяемым вообще, безотносительно к содеянному.

Невменяемость обосновывается болезненным состоянием психики «во время совершения общественно опасного деяния» (( I 16 УК РК) — поэтому неправильно употребление термина «невменяемый» к лицу, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство. Если состояние психики такого лица делает невозможным назначение или исполнение наказания, то к нему тоже могут быть применены принудительные меры медицинского характера, но на другом основании, на основании п. «б»ч. 1ст. 88 УКРК.

Окончательное решение о признании лица, совершившего деяние, предусмотренного уголовным законом, невменяемым, принимает суд на основании заключения судебно-психиатрической экспертизы. Назначение судебно-психиатрической экспертизы обязательно во всех случаях, когда у органа дознания, следователя или суда возникает сомнение в психической полноценности лица.

В Уголовный кодекс Республики Казахстан 1997 г. впервые была введена статья об уголовной ответственности лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости.

На основании ч. 1 ст. 17 УК РК вменяемое лицо, которое во время совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия), либо руководить ими, подлежит уголовной ответственности. [49, 55]

В ч. 2 данной уголовно-правовой нормы отмечено, что психическое расстройство, не исключающее вменяемости, учитывается судом при назначении наказания как смягчающее обстоятельство и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера, предусмотренных настоящим Кодексом.

Под ограниченной вменяемостью, по мнению С.С. Молдабаева следует понимать не исключающее уголовную ответственность и наказание психическое состояние лица, при котором во время совершения преступления у виновного была ограничена способность осознавать фактический характер или общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими в силу расстройства психической деятельности или иных психических аномалий. [50, 66, ]

Под психическим расстройством, не исключающим вменяемости, предлагается понимать такое состояние, при котором лицо в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. При этом совершенно обоснованна ущербность сознания и воли, связанная с влиянием психических процессов, о чем говорит наречие «в силу». Аномалии психики не позволяют субъекту в полной мере осознавать смысл происходящего, вследствие чего противоправный способ разрешения эмоциональной напряженности для него значительно более вероятен и доступен.

Ограниченно вменяемые лица страдают психическими расстройствами, однако сохраняют способность, хотя и существенно сниженную, осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими (юридический критерий уменьшенной вменяемости).

Психологический (юридический) критерий уменьшенной вменяемости налицо, когда способность осознавать свои действия и руководить ими хотя и не была утрачена, но была ослаблена (снижена).

Содержание ограниченной вменяемости законодатель также как и при невменяемости связывает с наличием юридического и медицинского критериев. При этом, к интеллектуальному признаку юридического критерия уменьшенной вменяемости следует отнести: ограниченную способность лица осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия); к волевому признаку - ограниченную способность руководить своими действиями.

Таким образом, для наличия юридического критерия уменьшенной вменяемости необходимо установить степень осознания лицом фактического характера содеянного и его общественную опасность, а также насколько лицо, психика которого не находилась в норме, обладало способностью руководить своими действиями

Интеллектуальный критерий уменьшенной вменяемости ч м част, что лицо не могло в полной мере осознавать фактами! характер, фактическую сторону своих действий (бездействий), кроме того, необходимо установить также, что лицо не могло и полной мере осознавать его общественный смысл, в шости общественную опасность содеянного.

Общественной опасности его действий (бездействия), поэтому осознание это не полное.

Изучение материалов уголовных дел и актов судебно-пси-хиатрических экспертиз свидетельствует о том, что большинство лиц, в отношении которых была применена ст. 17 У К РК, были лишены способности в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия). [51, 32]

Примером может быть уголовное дело по обвинению А., К. и П. по п. «а» ч. 2 ст. 257 УК РК.

Преступление было совершено при следующих обстоятельствах. А., К., П. по предварительному сговору с целью добычи собаки для приготовления шашлыка пришли в с. Пролетарское Осакаровского района Карагандинской области. Там А. из принесенного с собой соучастниками охотничьего ружья во дворе дома Ж. застрелил, принадлежавшую Ж. собаку, которая была привязана на цепь. После чего соучастники взяли с собой собаку и пошли домой. По пути они встретили Л. и М. Следствием было установлено, что А. угрожал Л., который застал их недалеко от дома гр. Ж., ружьем. В ходе расследования уголовного дела выяснилось, что П. состоит на учете у врача-психиатра.

При проведении амбулаторной судебно-психиатрической экспертизы было установлено, что у П. крайне низкий образовательный уровень. Он с трудом, по слогам и с ошибками читает, не знает таблицы умножения. Мышление конкретное, суждения примитивные. С трудом находит главные различия между предметами, не может выделить лишнего слова из ряда слов, не понимает переносного смысла пословиц и поговорок. Круг интересов ограничен личным благополучием. Память сохранена, интеллект снижен до уровня умеренно выраженной дебильности. На основании вышеизложенного комиссия экспертов-психиатров пришла к заключению, что П. каким-либо психическим заболеванием не страдает, то есть психически здоров, но у него имеется олигофрения в степени умеренно выраженной дебильности. На это указывает неспособность усвоить программу средней школы и получить профессиональное образование, примитивность суждений, сниженный интеллект. Степень выраженности имеющейся у испытуемого умственной недостаточности, хотя и не исключает его вменяемости, но ограничивает его способность в полной мере осознавать противоправность своих поступков. Поэтому в соответствии со ст. 17 УК РК это обстоятельство следует расценивать как смягчающее. В случае осуждения П. рекомендовано наблюдение у психиатра.