Смекни!
smekni.com

Экологическое состояние морей России (стр. 7 из 12)

В июле 1993г. во время 24-го рейса НИС «Академик Александр Несмеянов» были выполнены анализы пяти проб донных осадков западной части Берингова моря. Были получены следующие результаты: Zn — 43,4-67,3, Сu — 16,8-30,4, Со - 5,9-12,5, Ni - 12,0-44,1, Рb - 5,4-9,1, Сd - 0,39-1,05, Сr -9,1-32,7 мкг/г.

Таким образом, имеющаяся информация по тяжелым металлам указывает на то, что прибрежные и открытые районы Берингова моря остаются незагрязненными тяжелыми металлами.

Загрязнение нефтяными углеводородами и пестицидам морей Арктики

Существенный вклад в загрязнение морей нефтью вносят аварийные разливы топлива, периодически имеющие место в различных регионах. Тяжелая экономическая ситуация в стране последних 10 лет сказалась на состоянии флота, работе портовых и судоремонтных служб, увеличивая риск возникновения аварийных ситуаций.

Как известно, в морской воде нефть существует в виде поверхностных пленок, истинных и коллоидных растворов, эмульсий, нефтяных агрегатов. Предельно допустимая концентрация (ПДК) НУ в морской воде составляет 0,05 мг/л.

Зоны стабильного накопления углеводородов (УВ), как правило, приурочены к главным геохимическим барьерам — границам раздела, в том числе к границе «река - море».

Отрицательные биологические эффекты нефтяного и прочего загрязнения в фотическом слое наиболее ощутимы в полярных экосистемах из-за того, что низкие температуры воды и воздуха тормозят естественные процессы химического, биохимического и микробиологического окисления УВ даже в летний период.

Полиароматические углеводороды (ПАУ) входят в состав нефти и поступают в морскую среду вместе с НП, поэтому распределение этого вида загрязняющих веществ повторяет закономерности распределения НУ.

Основная масса хлорорганических пестицидов (ХОП) и полихлорбифенилов (ПХБ) привносится в морскую среду речным и материковым стоком, морскими течениями из других акваторий (например, Гольфстримом — в Баренцево море), а также из атмосферы. ПДК большинства ХОП, в том числе ДДТ и его метаболитов ДДД и ДДЭ, ГХЦГ (гексахлорциклогексан) составляют 0,01 мкг/л.

До начала реализации крупномасштабных проектов разведки углеводородного сырья на шельфе Баренцева и Карского морей прямое поступление сырой нефти на морские акватории имело крайне ограниченный характер. Оно не может рассматриваться как фактор, существенно осложняющий экологическую обстановку в регионе, так как действующие районы нефтедобычи и трассы магистральных нефтепроводов находятся значительно южнее. Исключение составляют верхнее течение р. Печора и район п-ова Тазовский (южная часть Тазовской губы), где ведется активная разработка нефтяных месторождений.

В настоящее время уровни загрязнения Российской Арктики НУ определяются поступлением в результате атмосферного переноса от источников, расположенных вне Арктики; выносом на акваторию морей речных вод, загрязненных промышленными и бытовыми стоками, и интенсивностью поступления в окружающую среду топлива, смазочных масел, продуктов их сгорания от локальных источников, расположенных в различных районах побережья.

Поступление НУ в результате несанкционированного сброса льяльных вод и аварийных разливов топлива в результате эксплуатации морских и речных судов по трассе Северного морского пути относительно невелико (в различные годы от этих источников поступало от 50 до 200 т нефтепродуктов за весь навигационный период) и не сопоставимо с масштабами воздействия речного стока и выпадениями из атмосферы.

Огромный объем речного стока в моря Российской Арктики, составляющий около 2500 км3, и его загрязненность позволяют рассматривать речной сток как основной источник поступления НУ на акваторию Арктических морей. При этом необходимо учитывать, что со стоком в моря попадает и большая часть НУ, поступающих в Арктику в результате атмосферного переноса и аккумулированных снежным покровом на водосборных бассейнах арктических рек в длительный холодный период года (с сентября-октября по май-июнь).

Оценки, выполненные Росгидрометом и ММБИ КНЦ РАН, показывают, что общий сток органических соединений в Арктические моря России составляет 28 564 000 т, при этом сток НУ составляет 779 000 т[17].

Максимальный годовой сброс НП со сточными водами характерен для р. Обь и составляет 2880 т. Годовой сброс НП со сточными водами в р. Енисей составляет 2050 т. Объем поступления НУ со сточными водами других рек значительно ниже.

При поступлении НУ от локальных источников, расположенных на побережье, основной объем приходится на хозяйственные и бытовые стоки арктических населенных пунктов и горнодобывающих предприятий. Содержание НП в таких водах незначительно и не может рассматриваться в качестве серьезного источника загрязнения этой группой 3В. Исключение составляет Кольский полуостров, где, например, промышленными предприятиями г. Мурманска сбрасываются без очистки в Кольский залив 65,2 млн. м3 сточных вод, содержащих 56,4 т НП.

Поступление НП в результате инцидентов, связанных с аварийным и несанкционированным сбросом моторных масел и котельного топлива, льяльных и балластных вод приходится в основном на период летне-осенней навигации. Количество нефтепродуктов, поступающих при этом в водные объекты, составляет от 40 до 65 т для конкретных навигаций. Учитывая, что официально фиксировалось 20—30% случаев, общий объем поступления НП от этого источника можно оценить в 150-200 т.

Оценка эмиссии НУ, связанных с выбросами в атмосферу от локальных источников на арктическом побережье, в настоящее время затруднена ввиду отсутствия систематизированной информации по данному вопросу.

Дальневосточные моря. Источниками загрязнения Японского, Охотского и Берингова морей являются предприятия целлюлозно-бумажной, электроэнергетической и нефтегазодобывающей промышленности, жилищно-коммунального хозяйства, судостроительные и судоремонтные предприятия, торговый и военно-морской флот. В прибрежные воды морей с территорий Приморского и Хабаровского краев, Сахалинской, Магаданской и Камчатской областей сбрасываются неочищенные или недостаточно очищенные промышленные и бытовые сточные воды. Вследствие этого в заливах, бухтах, местах расположения портов и баз отстоя судов во всех регионах Дальнего Востока традиционно отмечается повышенное содержание нефти и нефтепродуктов, солей тяжелых металлов и ядохимикатов[23].

Наиболее загрязненными районами являются: в Охотском море – залив Терпения, Японском – Татарский пролив вдоль западного побережья о. Сахалин и бухта Золотой Рог.

В залив Терпения сбрасываются сточные воды предприятий теплоэнергетики, угольной, целлюлозно-бумажной промышленности и коммунальных объектов городов Поронайск, Макаров, Долинск, необеспеченных сооружениями для очистки сточных вод. В 1998 г. наблюдалось постепенное снижение общего уровня загрязненности вод залива в результате остановки Долинского ЦБЗ. Загрязненность прибрежных вод нефтепродуктами составляла в среднем 0,5–2,0 ПДК. Особенно сильно сократился уровень загрязнения в зимний период, когда концентрация фенолов уменьшилась в десятки раз, а концентрация СПАВ не достигала даже уровня ПДК.

Источниками загрязнения Татарского пролива являются Охинский, Александровский, Углегорский, Холмский, Томаринский и Невельский районы – главные поставщики загрязняющих веществ в прибрежно-морскую зону.

Охотское море в основном загрязняется промышленными, коммунальными сточными водами и, в незначительной степени, поверхностным стоком с территорий районов нефтедобычи, расположенных в северо-западной части о. Сахалин, а также от предприятий Курильских островов.

В прибрежных водах Сахалинского шельфа Охотского моря в 1998 г. наблюдения за уровнем загрязненности морских вод проводились в прибрежной зоне в районе пос. Стародубское, а также в Пригородном районе (залив Анива, район г. Корсаков).

Cреднее содержание нефтяных углеводородов в прибрежной зоне пос. Стародубское составило 1 ПДК, фенолов – 4 ПДК, СПАВ – 0,5 ПДК. Кислородный режим в период наблюдения был в норме: среднее содержание растворенного кислорода составило 9,06 мг/л, или 90% насыщения.

В Пригородном районе в период наблюдений содержание нефтяных углеводородов изменялось в диапазоне 0,6–0,9 мг/л, составив в среднем 0,8 (1 ПДК), содержание фенолов – в диапазоне 2–5 мкг/л (в среднем 3 ПДК), СПАВ – от 55 до 153 мкг/л (в среднем 86 мкг/л, или 0,9 ПДК). Содержание азота аммонийного в период наблюдений было значительно ниже ПДК. Кислородный режим был в норме: содержание растворенного кислорода колебалось в пределах 7,77–10,30 мг/л, составив в среднем 9,06 мг/л.

Ртуть в морских водах не обнаружена.

В 1998г. наблюдения за состоянием загрязнения морских вод на шельфе полуострова Камчатка проведены в Авачинской губе и в районе пос. Октябрьский (Охотское море).

В период проведения съемки среднее содержание фенолов в водах Авачинской губы не превысило 3 ПДК (максимальное значение – 5 ПДК). Среднее содержание СПАВ в водах Авачинской губы составило 1,3 ПДК, максимальное – 4,2 ПДК. Преобладающими металлами были медь, молибден, ванадий, железо и марганец. Содержание молибдена колебалось в пределах 1,0–4,3 ПДК, составив в среднем 2,3 ПДК. Содержание марганца, железа, ванадия, меди алюминия, олова, никеля, серебра, хрома не превышали ПДК. Кобальт, свинец, висмут, титан и ртуть в 1998 г. в водах Авачинской губы не обнаружены. В период съемки хлорорганические пестициды в водах Авачинской губы не обнаружены. Содержание биогенных элементов было в пределах фоновых значений. Кислородный режим в целом был в норме. Содержание растворенного кислорода в мае изменялось в пределах 6,84–13,04 мг/л (59,3–128,5% насыщения), составив в среднем 10,75 мг/л (99,5% насыщения). ИЗВ составил 1,26, что соответствует 5-му классу («грязная»)[17].