Смекни!
smekni.com

Христианство и экология 2 (стр. 2 из 5)

Человек стремится к "полноте бытия", "полноте жизни" ("от мудреца до последнего разбойника", Ф.М.Достоевский). Подлинная полнота бытия литургична. "Полнота бытия - это православная литургия. В ней мы находим синтез небесного и земного, видимого и невидимого, человеческого и божественного."11 Литургическая сопричастность человека с Богом, человека с человеком, человека с природой переживается как светлая радость ("сердце, как в раю, веселится", Ф.М.Достоевский). Об этой радости свидетельствует св.Иоанн Златоуст в проповеди, читаемой во время Пасхальной заутрени, такими словами: "Кто благочестив и боголюбив, ... пусть войдет, радуясь, в радость Господа своего."12

В этом литургическом переживании полноты бытия человек занимает особое место. Человек - не пассивный свидетель, приникший божественной душой к постижению великой и праздничной гармонии мира, сотворенного Богом. Он даже не соучастник этой гармонии. Ему не дано право разделить ответственность за состояние мира с кем-либо, кроме него самого. Он - центр мира. Он - ось мира. Он один ответственен за мир. Он один "за всех и за вся виноват" (Ф.М.Достоевский).

Таким образом, человек как образ и подобие Божие есть персоналистический центр, персоналистическая ось мира. Чтобы удержать гармонию мира (быть "удерживающим"), ему дана мощь неведомой силы - "мощь добра".

"Каждый человек, решительно каждый" таит в себе "возможность таких совершенств, какие не виданы на земле". Смотря на участников рождественского бала, Достоевский мысленно говорит им: "Беда ваша в том, что вы сами не знаете, как вы прекрасны. Знаете ли, что даже каждый из вас, если б только захотел, то сейчас бы мог осчастливить всех в этой зале и всех увлечь за собой. И эта мощь есть в каждом из вас."13 "Мощь добра", мощь любви, переплавляясь в творчество, знание, поступок, может преобразить мир, "активно приобщая человека к славе Божией". Мощь деятельной творческой любви есть "высшее проявление личности". "Это обязанность самого человека так устроить, - пишет Достоевский, чтобы "каждая минута" была человеку в радость. Мир несовершенен. Мир поражен злом. Но зло преодолимо, причина существования зла в мире - "недостаток любви". Если бы каждый человек мог светить во всю отпущенную ему Богом мощь, зло не смогло бы ему противостоять. Зло "никогда не бывает абсолютным". Человек, не раскрывший в себе божественных даров любви, творчества, ума, "великодушных чувств", "сердечной веселости", "чистоты", оставив их "глубоко запрятанными", "сам того не замечая, сеет вокруг себя зло". Он "мог светить", а не светил. Он не поверил Богу, не поверив в себя, - и крылья божественной любви не распахнулись во всю свою гигантскую созидательную мощь. Неверие в "мощь добра", данного каждому, есть форма неверия в Бога. Безбожник - это "пустой" человек, тот, кто похоронил себя в себе, как в могиле.

Даже один добрый поступок преображает человека, делает его отважным, помогает подняться над бедствиями. "Милые друзья, - говорит Алеша Карамазов детям, - не бойтесь жизни! Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое!" Кто истинно добр, не может быть несчастлив. "Существование в каждом человеке возможности совершенного добра, а, следовательно, и совершенного счастья, было любимою мыслию Достоевского."14

"Мощь добра" не прекраснодушна. Она противоположна романтической мечтательности, утопизму, которые порождаются мыслью и духом слабым, трепещущим перед реальной жизнью, бегущим от нее в вымечтанный рай и из него высокомерно, вероломно и хищно пытающимся связать живую жизнь своей ложью.15 Подлинная любовь прозорлива: взгляд старца на пришедшего к нему за советом незнакомца проницателен и нелжив. "Мощь добра" сопряжена с бесстрашным движением в глубины, "бездны" человеческого сердца, с трезвым и честным взглядом на мир, что проявилось в творчестве самого Достоевского.

Персонализм - это ключ к разрешению экологической проблемы. Человек как Личность, как образ и подобие Божие строит отношение с природой, изживающее потребительский ажиотаж антропоцентризма. Это отношение спасительно и для природы, и для самого человека. В чем его суть?

Рассмотрим прежде всего современные персоналистические тенденции в экологической литературе.

Современный персонализм с трудом пробивается сквозь жесткий экологический антиантропоцентризм, зачастую не отличающий антропоцентризм от персонализма. Он выполняет две важные функции в наше время. Во-первых, он дает надежду, что "зрелая личность" возьмет на себя ответственность "в деле облагораживания земной жизни". Во-вторых, он предупреждает об опасности деперсонализации мира, к которой, в частности, движется "глубинная экология".

"Глубинная экология", выступая за "обретение свободы от жажды обладания вещами", призывает "сбросить с себя бремя отождествления с человеческой сущностью", раствориться в природном космосе, во всеобщем "экологическом Я" всех существ, отдать себя духу Матери-Земли, духу Геи. Эта позиция выражена в сборнике "Думая как гора" (М., 1992). В предисловии Джон Сид пишет: "Я понял, что совершаю поступки уже не от своего имени, ... а от имени земли, что я действительно являюсь частью леса".

Господство подобной тенденции означало бы по сути возвращение человечества в дохристианские времена с их космоцентрической картиной мира, в которой призвание человека отождествлено с призванием муравья. Оно сводится к тому, чтобы быть дисциплинированной частью Порядка Вселенной (космос по греч. - "порядок"). Более того, космоцентрическая ориентация, как правило, выталкивает человека на обочину Вселенной. Низкий статус человека в Мировом Порядке связан с "ущербностью человека", с тем "изъяном", который допущен в его творении. Этот "изъян" - стремление к свободе. Человек - "больной зверь". Он болен свободой. Космоцентризм в стремлении к свободе усматривает только неблагородную низость бунтовщика и разрушителя. Поэтому основная задача космоцентризма состоит в том, чтобы "связать" свободную душу человека, пленить ее ложью, смять страхом, околдовать утопией, укротить и ославить человека, превратить его в послушный автомат, подчинить "железным законам" мира - Мировой Власти (всегда кем-то узурпированной). В космоцентрической картине мира человек снова становится затерянной вещью в огромном хозяйстве мира, пленником судьбы, то есть засуженным и обреченным, пленником природной идолократии, чтобы снова в объятия раскаленного Молоха бросать своих новорожденных младенцев, стремясь умилостивить демонические силы природы, рабом которых Хранители Мирового Порядка сделают его навек.

Господство космоцентрической ориентации означало бы возвращение современного человечества в древние цивилизационные структуры - в древний Вавилон с его идеей мировой власти и разделенностью общества на "посвященных" (жрецов) и "рабочий скот", "говорящие орудия". Что ж! Современные "жрецы" уже держат в своих руках нити мировой власти, и им не хватает только торжествующе лживой идеологии, способной вонзиться в сердце христианской культуры и уничтожить память о достоинстве человека, о его богоподобии и ответственности.

Критика антропоцентризма в экологии, таким образом, отягощена опасной тенденцией поворота к космоцентризму, к деперсонализации мира. Опасность "космического прельщения человека" остро чувствовал Н.А.Бердяев.

Современное человечество стоит на распутьи: оно может пойти по пути демонологии мира или по пути его преображения. "Глубинная экология", сама того не осознавая, открывает путь демонологии, идолократии, предает человека в рабство современной мондиалистской секте. Персонализм, предупреждая об этой опасности, стремится перевести рельсы мчащегося растерянного человечества на путь преображения мира. Но трудна эта задача. Тем более, что в самом персонализме именно с экологической точки зрения многое представляется спорным.

Введение персонализма в экологическую программу требует его глубокого качественного анализа. Персонализм, сведенный к обобщенным характеристикам, не только экологически не продуктивен, но и опасен как один из самых завуалированным и надменных типов антропоцентризма.

Обзор персоналистической тенденции в современной экологической литературе, представленный в интересной статье Л.И.Василенко16, настораживает именно обобщенностью характеристик "зрелой личности", к которой апеллирует персонализм. Характеристики этой личности таковы: "творческая ориентация", "духовное возрастание личности", "достижение полнокровности человеческой жизни". Однако именно эти особенности личности артикулировала эпоха Возрождения, с которой и началось духовное соскальзывание в экологический кризис. Более того, именно эти качества личности молодой и потому откровенный позитивизм связал с самой беспощадной антиэкологической программой: научно организованное "население земного шара" "будет эксплуатировать мир, отданный ему во власть", будет иметь единую "великую цель"; эта цель - "полная и методичная эксплуатация нашей планеты".17 Для осуществления этой цели "следует передать судьбы народов в руки самоотверженных и талантливых людей", "спасителей человечества", в руки "творчески ориентированной" личности. Одна из существенных черт этой личности - "стремление к достижению полнокровности человеческой жизни". Позитивизм, вытесняя христианство, создавал новую религию - "новое христианство", религию "полнокровного счастья", отрицающую "умерщвление плоти", "христианскую аскезу" (судя по этому противопоставлению, "спасители человечества" находились в понимании сущности христианства на уровне обыденных представлений). Обобщенный образ "зрелой личности" в концепции позитивизма таков: "Будущий человек - не страдалец с мученическим венцом, а светлоликое радостное существо, поющее гимн наслаждению, предающееся светлому лучезарному счастью" (на фоне умирающей природы - С.Ф.).