Смекни!
smekni.com

Семипалатинский полигон (стр. 23 из 33)

В сравнении с 1970 годом продолжительность жизни по области сократилась на два года, а по республике она увеличилась на три года.

Предметом большой дискуссии стало возможное влияние на здоровье людей подземных ядерных взрывов. Сторонники полигона решительно это отвергали. Их аргумент: нормальный радиационный фон в районе полигона и вокруг него. Что касается 50-х годов, когда проводились наземные и воздушные испытания, то это, говорят они — уже история. А сегодня подземные взрывы безвредны. И у нас не было каких-либо материалов, подтверждающих негативное влияние подземных взрывов на здоровье людей. Тем более, что эта проблема еще не изучена.

Безусловно, потенциальная опасность подземных взрывов на порядок ниже наземных и воздушных. Большинство взрывов в радиационном отношении практически безопасны, нет радиационных выбросов, слава Богу. Но служит ли это основанием для продолжения этих взрывов? Давайте обратимся к элементарной логике. Всего лишь в нескольких десятках километрах от твоего жилища проводятся мощные ядерные взрывы, пусть под землей. Качается твой дом от сейсмических сил в 3-5 башюв. Дают трещины здания, уходит из колодцев вода, рвутся сети коммуникаций. Можешь ли ты быть спокоен?

Но что происходит в толще земли? Эффект от распространения подземной ударной волны нельзя оценить иначе как непоправимое разрушение природной среды, чреватое непредсказуемыми и губительными последствиями. Но об этом подробно в другой главе.

Из официальных источников известно, что 30 процентов подземных ядерных взрывов сопровождается истечением радиоактивных газов, создающих в населенных пунктах превышение естественного радиоактивного фона в десятки и сотни раз, реально переоблучая население. Картина довольно мрачная, если учесть, что подземных взрывов проведено 343.

Где гарантия от случайности, от того, что нет каких-то неизвестных факторов воздействия? Кто доказал, что сейсмика, электромагнитное и инфразвуковое излучение, выход радона из грунта при взрывах не сказываются на здоровье людей? Что силовое, сейсмическое воздействие не приведет в конце концов к непредвиденным качественным изменениям?

Совсем неслучайно, даже находясь под мощным прессингом ВПК, межведомственная комиссия академика А. Ф. Цыб в своем заключении подчеркнула: «Ядерный полигон в Семипалатинской области является хроническим психотравмирующим фактором, отрицательно действующим на психическое здоровье населения области».

Ученые Семипалатинского медицинского института и специалисты практического здравоохранения области, обобщив фактические материалы, сделали заключение:

«Анализ показывает, что в течение 4-5 дней после каждого подземного взрыва число обращений в медицинские учреждения возрастает в 1,5-2 раза. Обостряются хронические заболевания, люди жалуются на головные боли, повышенную утомляемость, сердцебиение, нарушение сна, ослабление памяти, снижение настроения, работоспособности. Появляется повышенная раздражительность, агрессивность. Медицинские последствия ядерных взрывов следует связывать с сейсмическими электромагнитными воздействиями. Все это результат психических реакций населения на подземные взрывы».

При проведении подземных взрывов население подвергается двум мощным вредоносным факторам: сейсмическому и психическому и, как следствие, страдает радиофобией и сейсмофобией.

Радиофобию можно определить как повышенную психо-эмоциональную реакцию на реальную и мнимую опасность радиации. Она входит в группу особого типа неврозов и, сле­довательно, требует диагностики, профилактики и лечения. Радиофобия - очень серьезная проблема. Ее нельзя упрощать, как это пытаются делать некоторые.

У населения Семипалатинска и районов, прилегающих к полигону, отмечался буквально галопирующий рост различных психических заболеваний и невротических расстройств - до 41 процента против 5 в контрольных группах.

Расширились наши знания и о так называемых «малых дозах». Совсем недавно во многих исследованиях биофизиков, биохимиков и радиобиологов указывалось на то, что специалисты к настоящему времени научились регистрировать дозы радиации, но анализировать, а тем более прогнозировать их влияние на здоровье будущих поколений, еще не умеют, что наши знания о так называемых «допустимых нормах радиации» имеют пока абстрактно-теоретический характер.

Как уже было сказано выше, в годы открытых взрывов Минздрав СССР для каждого жителя Семипалатинского региона разрешил дозу в 150-200 бэр в месяц. Давайте подойдем к нормам допустимых радиационных нагрузок с точки зрения сегодняшнего дня.

Сейчас такая норма установлена в 35 бэр за 70 лет жизни. Среднее значение допустимых коллективных доз для развитых государств существенно отличается от принятых у нас сегодня и составляет 5-10 бэр за 50 лет жизни. Поэтому говорить о безопасности коллективной дозы в принципе неверно. В этом случае речь должна идти о величине риска, который может позволить себе то или иное общество в конкретный период истории. Безусловно, общество, уважающее себя и свой народ, не позволит произвольно устанавливать величину риска. За период с 1987 года по февраль 1989 года при подземных ядерных взрывах было больше десяти случаев выхода так называемых инертных радиоактивных газов, что существенно дестабилизировало радиационно-гигиеническую обстановку в г. Семипалатинске, особенно в районах, прилегающих к полигону. Так, 7 мая 1987 года в городе Семипалатинске радиационный фон достигал 350-500 мкр/час, 18 сентября 1987 года - 45 мкр/час. Это так называемые «благородные» и «инертные» газы - ксенон-133, 135, 137, 140, 144, криптон-85, 89, 90, 91, 95, из которых образуются весьма жизненно опасные долгоживущие изотопы: стронций-80, стронций-90, иттрий-91, цирконий-95, ниобий-95, цезий-137, барий-140, церий-144, лантан-140.

О недопустимости облучения населения малыми дозами говорит прозвучавший на 1 съезде радиобиологов вывод: «Малые дозы нередко становятся реальной угрозой здоровью населения, ранее подвергнутого сильному облучению. Наиболее чувствительными оказываются генетический аппарат, естественный иммунитет, система кроветворения и центральная нервная система».

Чтобы читатель имел представление об опасности для здоровья людей и экологии хотя бы одного из этих газов, приведу слова руководителя Госкомгидромета СССР, одного из активных сторонников продолжения ядерных взрывов на Семипалатинском полигоне Ю.А. Израэля: «Криптон-85 очень опасен для человека, радиологическое воздействие происходит главным образом за счет облучения кожного покрова. Этот газ в атмосфере существенно изменяет электропроводность воздуха, что может привести к глобальным экологическим бедствиям».

Это утверждение Ю.А. Израэля подтверждается выводами зарубежных и отечественных радиобиологов.

Словом, любая сколько угодно малая доза облучения создает определенную вероятность заболевания, называемую риском.

Стремясь завуалировать истинное положение дел с радиационной обстановкой в пораженном регионе, не только военно-промышленное ведомство, но и специальное управление Минздрава СССР и служба Госкомгидромета СССР искали и находили, как они пытались доказать всей стране, веские доводы. Растущий уровень онкозаболеваний, анемии, других болезней объясняли тем, что города и села задымлены, что предприятия работают без мер промышленной санитарии и очистки, что негативное влияние оказывает неустроенность быта.

Между тем так сложилось исторически, что Семипалатинск по разным субъективным и объективным причинам никогда не имел тяжелой индустрии, хотя предпосылки дня ее развития были и есть.

В Семипалатинске, где более 340 тысяч жителей, традиционно развивались отрасли легкой и пищевой промышленности, в последние десятилетия появилась промышленность строительных материалов и машиностроения. Никогда не было здесь химических и металлургических производств.

ПОЛИГОН И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

Человек глубокими и прочными узами связан с окружающей средой, да и сам, по существу, является частью природы. Мы привычно декларируем, что человек - существо социальное, забывая о его биологической природе или стремясь переделать ее.

Человек будет здоров лишь тогда, когда будет здорова окружающая среда: воздух, вода, земля, леса.

Человек — самый молодой из биологических видов Земли. Земля существовала миллиарды лет до появления человека и. вероятно, сможет столько же существовать после его вымирания, если человек не научится жить в мире с собой и с природой. Это непросто, ведь веками и тысячелетиями мы руководствовались исключительно философией природопользования, воспитывались с позиций противостояния природе.

Для того, чтобы жить в ладу с природой, надо изучить ее законы и стараться не нарушать их, надо с максимальной осторожностью и бережностью «вписывать» человеческую цивилизацию в окружающий мир.

А кто не знает о лихих проектах «перекройки» окружающей среды и последствиях этих необдуманных действий? Катастрофическое обмеление Арала, загрязнение Байкала, засоление и заболачивание гигантских площадей в Каракалпакии, затопление огромных площадей при строительстве гидроэлектростанций - это лишь громкие примеры. Это новые условия. При этих глобальных изменениях окружающей нас среды, к сожалению, не решаются эколого-физиологические и социальные проблемы адаптации человека к новым природно-климатическим и производственным условиям. Однако из всех известных насильственных изменений условий окружающей нас среды самое страшное то, что случилось в Семипалатинском регионе. Это бедствие, не имеющее разумных границ.

За десятилетия активной работы полигона сложилась порочная практика замалчивания радиоактивного загрязнения местности - почвы, атмосферы, воды, а также продуктов питания радионуклидами, категорически отвергались всякие предположения о влиянии ядерных испытаний на окружающую среду. А целенаправленные исследования и изучение на этот счет не проводились. Однако некоторый свет на этот вопрос проливает наличие в области со стороны отдельных отраслей ведомственного контроля и его заключения.