Смекни!
smekni.com

Семипалатинский полигон (стр. 32 из 33)

Наши посланцы неделями не выезжали из Москвы, обивая пороги министерств и ведомств. Постоянно докладывали по телефону мне, а также председателю облисполкома А.С. Еременко о продвижении дела. Мне неоднократно приходилось выезжать в Москву в порядке, так сказать, экстренно и помощи. Мы оказались в роли современных "ходоков", и вспоминая те дни, думаю о том, как все-таки высоки ведомственные барьеры, преодолевать которые под силу не каждому.

Наши представители сидели, а вернее, бегали по Москве около двух месяцев. А в конце завершения их миссии в Москву вылетели. А.С. Еременко и я, чтобы окончательно согласовать проект постановления и добиться виз союзных министров. Многих министров я знал лично еще с тех времен, когда работал в Восточном Казахстане. Тогда приходилось неоднократно встречаться с ними; "выбивая" оборудование, средства для предприятий тяжелой индустрии. Теперь это личное знакомство тоже помогло.

В конце июня 1988 года проект постановления был готов – на нем имелись визы всех 35 министров и руководителей ведомств. Теперь оставалось ждать, когда постановление подпишет глава правительства страны. Мы не сомневались, что так и будет, и обрели наконец уверенность.

А тут созывается июльский Пленум ЦК КПСС, и в докладе М.С. Горбачева звучат слова о том, что в силу сложившихся в стране тяжелых экономических обстоятельств не следует принимать постановления по отдельным регионам. Для нас это был тяжелый удар. Неужели Семипалатинская область останется без помощи правительства?

Вечером, после Пленума ЦК, я поехал к председателю Госплана Юрию Дмитриевичу Маслюкову. Он принял меня сразу. Я рассказал ему о своем беспокойстве по поводу проекта, объяснил, какая тяжелая ситуация сложилась в Семипалатинской области. Маслюков твердо сказал:

- Это постановление мы примем. Его слова успокоили меня. Прошло 2,5 месяца глухого молчания, из Центра не было никаких известий.

В конце сентября нас вызвали на очередной Пленум ЦК КПСС. После Пленума, 2 октября, я пошел к Н.И. Рыжкову. Было уже 10 часов вечера, однако в приемной сидели люди. Это были партийные руководители областей и краев – каждый пришел сюда со своими проблемами. Я дожидался своей очереди. Несмотря на поздний час, Рыжков внимательно выслушал меня. А рассказывал я ему долго и подробно о бедственном экономическом и социальном положении области, о последствиях, связанных с работой ядерного полигона. Чувствовал, что все услышанное было для Николая Ивановича своего рода новостью. Он не перебивал меня и только изредка сокрушенно покачивал головой. Спросил:

- Чем я могу Вам помочь?

- Подготовлен проект постановления по Семипалатинской области. Необходимо Ваше одобрение.

Николай Иванович решительно сказал, как отрубил:

- Хорошо! Я скажу Шкабарднс (управляющий делами Совета Министров).

5 октября я находился в командировке в Таскескенском районе. Экономика этого района развивалась устойчиво. Партийные, советские, хозяйственные органы и трудовые коллективы района во главе с первым секретарем райкома партии Д. С. Султановым проделали значительную работу по развитию нового района.

После поездок по полям и фермам вместе с руководством района мы зашли в кабинет директора совхоза имени XXV партсъезда КПСС Борангазы Мустафина.

Б. Мустафин – из плеяды деловых, инициативных руководителей сельскохозяйственного производства, мыслит неординарно, всегда держит руку на пульсе времени. Я его знал лично, мы из одного аула. Сразу же завязалась беседа о делах совхоза, ее прервал телефонный звонок. Мустафин передал мне трубку, и я услышал знакомый голос Н. Назарбаева:

- Есть хорошее известие: постановление подписано, поздравляю!

Через несколько дней мы получили уникальный для нашей области документ – постановление Совета Министров СССР "О мерах по ускорению экономического и социального развития Семипалатинской области Казахской ССР". Во исполнение этого документа было принято соответствующее постановление Совета Министров Казахской ССР.

Тут следует, наверное, отметить, что такие развернутые постановления Совет Министров СССР принял только по двум регионам Союза. Первое – по Мурманской области после посещения М.С. Горбачева. И второе – по нашей.

Союзное и республиканское постановления, конечно, не могли предусмотреть все проблемы области. Поэтому нами принято было постановление облисполкома. В нем определены первоочередные задачи, которые предстояло выполнять своими силами.

Действие постановления, в основном, начинается с 1990 года и завершается в 1995 году. Оно предусматривало строительство и ввод важнейших объектов социальной сферы, расширение и реконструкцию многих предприятий промышленности. За этот период объем промышленного производства должен возрасти в 1,8 раза, сельскохозяйственного – в 1,5 раза, предусматривалось ввести в строй важные объекты продовольственного обеспечения населения. Были все предпосылки для реализации этого документа. Однако ввиду распада Союза постановлению не было суждено осуществиться.

Мы как бы чувствовали такой исход: успели начать строительство многих объектов социальной сферы и продовольственного обеспечения, предусмотренных постановлением, по другим выполнены проекты. Ряд предприятий промышленности начали реконструкцию.

Таким образом, постановление дало хороший толчок для социального обновления и экономического развития.

В своих подходах к социальному обновлению мы затронули еще одну важную проблему, на решение которой предстояло направить немалые усилия. Речь идет об архитектуре.

Слов нет, накормить людей, дать им благоустроенное жилье – очень важно. Однако, как говорится, не хлебом единым жив человек. Все мы, каждый из нас – дети своей эпохи, а архитектура городов и сел – объективный портрет времени и нашего отношения к жизни, к самим себе.

Правильное архитектурное и эстетическое решение среды человеческого обитания – это нравственная основа развития. Мы несем серьезные моральные потери из-за убогости архитектуры и эстетики. К сожалению, долгое время должным образом это не учитывалось и по существу было вычеркнуто из нашего социального мышления, что привело к унылому и серому единообразию облика как городов, так и сел. Более того, в областном центре снесен ряд строений – памятников архитектуры, взамен по устаревшим проектам построены безликие коробки жилья, школ, детсадов, клубов. Положение усугублялось тем, что типовые проекты десятилетиями не обновлялись, многие объекты социальной сферы размещались в неприспособленных и аварийных зданиях. И чем дальше, тем больше обнажалось несовершенство архитектуры и эстетики градостроительства городов и поселков, жилых районов и кварталов, общественных зданий.

Но для того, чтобы проводить в жизнь принципы и компоненты архитектуры, надо быть самим высокоинтеллектуальными, овладевать новым мышлением. К этому мы еще достойным образом не повернули внимание кадров. Эти важнейшие элементы еще не стали нормой нашей житейской деятельности. Ясно было, что предстоит поднять движение за архитектуру, и эстетику на уровень национального и человеческого достоинства. Решительно отстаивать наши, эстетические идеалы.

Нужен был комплексный подход к проблемам социального обновления, предстояло повернуть строительство от устаревших типовых проектов и методов к широкой эстетизации социальной среды, чтобы окружающее людей несло на себе печать красоты и вкуса.

Мы исходили из той концепции, что социально-гражданское строительство призвано создавать не только пространственную среду обитания, но и удовлетворять материальные и духовные запросы человека, обладать эстетическими достоинствами.

Начиная работу по эстетизации социальной среды, мы вполне понимали, что вопрос далеко не простой. Потребуются средства и немало времени. Необходимы не только реконструкция зданий, улиц, кварталов, перестройка и снос ряда строений, но и обновление устаревших типовых проектов и переход к индивидуальным.

За короткие сроки были освоены новые для области конструкции для возведения объектов жилья, школ, детских учреждении: серии-85, 1-090, 1-020, расширилось применение конструкций серии-17.

Была принята программа застройки центральной части города Семипалатинска. Застройка начата с 16,14,12-этажных кирпичных и монолитных жилых домов по индивидуальным проектам со встроенно-пристроенными в первых этажах предприятиями сферы обслуживания. Созданы предпосылки для комплексного решения градостроительных задач и улучшения архитектурной выразительности фасадов.

За последние годы в областном центре введены в строй многозальный кинодом "Енлик – Кебек", Дворец молодежи, областная балетно-хореографическая школа, банно-оздоровительный комплекс, медицинские центры, жилые дома.

Возведены дома культуры в районных центрах: в с. Маканчи, Новой Шульбе, Таскескене и на ряде центральных усадеб хозяйств, школы, детские и медицинские учреждения.

В создании эстетически полноценной среды важное место отвели общественно-торговым учреждениям повседневного обслуживания. За короткое время реконструировано и построено более ста торговых предприятий в Семипалатинске и сельских районах.

При этом в качестве отделочных материалов широко применен естественный камень: мрамор и гранит, сочетающие в себе долговечность и высокую архитектурно-художественную и эстетическую выразительность. Широкое применение нашли также гипс, известняк, мозаичные и паркетные полы, зеркало, дерево, индивидуальные светильники и люстры.

Движение за эстетизацию социальной сферы началось на селе. Многие старые здания и объекты, ныне одетые в красивые "шубы" и "рубашки", приняли обновленный вид.

За счет реконструкции старых зданий в строй вошли добротные, радующие глаз объекты социальной сферы.