Смекни!
smekni.com

Сущность и признаки права (стр. 8 из 8)

Что же, какие конкретно вопросы должны привлечь наше внимание? Какие юридические реальности и под каким углом зрения – чтобы “не потерять право” - должны стать предметом дальнейшего рассмотрения?.

Алексеев

СПИРИДОНОВ

5. Можно предположить: выявленных свойств права доста-

точно для того, чтобы предпринять попытку дать его общее

определение. Задача эта исключительно сложна. "Юристы

все еще ищут определение права", - около 200 лет назад

писал Кант, обобщив более чем двухтысячелетнюю историю

постижения природы юридического.

Его слова справедливы и сегодня. В конце XX в. по-

прежнему нет дефиниции, которая была бы общепризнан-

ной. Более того, вряд ли эта задача вообще разрешима

формально-логическими средствами, которые только и могут

быть использованы для разработки традиционных дефини-

ций, в частности, при определении права через ближайшее ро-

довое понятие и указания на видовые отличия. В таких усло-

виях любая попытка может претендовать лишь на обобщение

всего того, что уже известно об определяемом предмете.

С развиваемой нами точки зрения, в дефиниции права

должны найти отражение естественно-исторический харак-

тер его происхождения, способность права быть масшта-

бом поведения свободных и равных субъектов, таких его

свойств как нормативность, общеобязательность, взаимосо-

пряженность заключенных в нем прав и обязанностей, на-

конец, обеспеченность его реализации возможностью вмеша-

тельства со стороны государства. В свете сказанного право -

это нормативное выражение исторически сложившегося по-

рядка общественно значимых отношений между свободными

и равными субъектами, отклонения от которого могут быть

устранены средствами государственного принуждения.

Разновидностью сформулированной таким образом дефи-

ниции является следующее определение: право - система

исторически возникших правил поведения, являющихся мас-

штабом свободы равных субъектов, отношения между кото-

рыми социально значимы, являются частью общественного

порядка и потому обеспечиваются государством при выпол-

нении им общих дел населения.

Естественно, тот, кто отождествляет право и закон, опре-

деляет право как совокупность изданных государством норм,

обеспеченных принудительной силой государства. В свете

марксистско-ленинской доктрины, для которой характерен

классовый подход к анализу всех общественных явлений,

"право - совокупность правил поведения, выражающих волю

господствующего класса, установленных в законодательном

порядке ...применение которых обеспечивается принудитель-

ной силой государства". Приведенное определение, выросшее

на основе реальностей сталинской диктатуры и сформулиро-

ванное А. Я. Вышинским на 1 Совещании по вопросам со-

ветского права и государства в 1938 г., послужило теорети-

ческой базой для многочисленных дефиниций, заполонивших

монографии и учебники и существующих в различных моди-

фикациях до сих пор.

В последнее время предпринимаются попытки определить

право как юридическое выражение социальной справедливо-

сти. Так характеризует его, в частности, Р. 3. Лившиц. С

его точки зрения, "право есть нормативно закрепленная и ре-

ализованная справедливость" [67а, 69]. Однако подобные по-

пытки не могут быть признаны удачными. Понятие "спра-

ведливость" - абстракция, и в процессе ее конкретизации

каждый вкладывает в него свое понимание этого феномена.

Право же объективно представляет собой общий масштаб по-

ведения. Он одинаков для всех и в принципе не допускает не-

однозначной интерпретации. Тем не менее сказанное не озна-

чает, что справедливость вовсе отсутствует в юридических

нормах и потому не должна включаться в определение права.

Последнее справедливо в той мере, в какой в нем содержится

принцип равенства. И поскольку в сформулированной нами

дефиниции мы говорим о праве как системе правил поведения

свободных и равных субъектов, постольку в ней присутствует

и справедливость.