Смекни!
smekni.com

Сущность юриспруденции в представлении философов и юристов (стр. 2 из 5)

Политическое право делится им на естественное и условное. Существенным составным моментом политического качества закона является его соответствие политической справедливости и праву. Политическое правление – это по Аристотелю, правление закона, а не людей, потому что правители, даже лучшие, подвержены чувствам и аффектам, закон же – «уравновешенный разум».

Политико-правовая мысль следующего периода – эллинизма (вторая половина IV – II в. до н.э.) нашла своё выражение в учениях Эпикура, стоиков и Полибия.

Для учения Эпикура характерны мотивы аполитичности, проповедь неучастия в активной общественной и политической жизни. Главная цель государственной власти и основание политического общения состоят, по Эпикуру, в обеспечении взаимной безопасности людей, преодолении их взаимного страха, непричинении ими друг другу вреда. С таким пониманием смысла и назначения политического общения связана и эпикуровская трактовка государства и закона как результата договора людей между собой об их общей пользе – взаимной безопасности.

Основателем стоицизма был Зенон (336 – 264 гг. до н.э.). Мироздание в целом, согласно стоицизму, управляется судьбой. Судьба в учении стоиков выступает в качестве естественного (общего) закона, который в тоже время имеет божественный характер и смысл.

В основе гражданского общежития лежит, по мысли стоиков, естественное тяготение людей друг к другу, их природная связь между собой. Государство, выступает у стоиков как естественное объединение, а не как искусственное, договорное, условное объединение.

Продолжателем учений стоиков, стал видный греческий историк и политический деятель эллинистического периода – Полибий (210 – 123гг. до н.э.). Историю возникновения государственности и последующей смены государственных форм Полибий изображает как естественный процесс, совершающийся по «закону природы». Согласно Полибию имеется шесть основных форм государства, которые располагаются в порядке возникновения и смены следующим образом: царство, тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия.

Полибий отмечает неустойчивость, присущую каждой отдельной простой форме, поскольку она воплощает в себе лишь какое-то одно начало, которому неизбежно по самой природе суждено вырождение в свою противоположность. Так царству сопутствует тирания, а демократии – необузданное господство силы. Исходя из этого, Полибий заключает, что наиболее совершенной формой государства является та, в которой объединяются особенности всех форм, т.е. царской власти, аристократии и демократии. Главное преимущество такой смешанной формы правления Полибий видит в обеспечении надлежащей устойчивости государства, предотвращающей переход к извращённым формам правления.

Мыслители Древней Греции внесли существенный вклад в развитие политико-правовых воззрений, в теоретическую разработку проблем государства и права. Этим обусловлено их заметное влияние на последующих авторов и их выдающееся место в истории политических и правовых учений.

§2 Становление юриспруденции в Древнем Риме

Знаменитый римский оратор, юрист, государственный деятель и мыслитель Марк Туллий Цицерон определяет государство как достояние народа. В его трактовке государство представляется как согласованное правовое общение всех членов общества. Основную причину происхождения государства Цицерон видел не столько в слабости людей и их страхе, сколько в их врождённой потребности жить вместе.

Возникновение государства и права не, по мнению и произволу людей, а согласно требованиям природы, означает, что они (государство и право) носят божественный характер и основаны на всеобщем разуме и справедливости. Изучение всей природы, отмечал Цицерон, приводит к пониманию, что «всем этим миром правит разум». Разум – высшая и лучшая часть души, обуздывающий все низменные чувства и страсти в человеке (алчность, жажду власти и славы и т.д.). Поэтому писал Цицерон, «при господстве мудрости нет места ни для страстей, ни для гнева, ни для необдуманных поступков.

Большое внимание Цицерон уделял анализу различных форм государственного устройства. Он различал три простые формы правления: царскую власть, аристократию и демократию. Каждая из этих форм имеет свои достоинства и недостатки. В случае если бы предстоял выбор среди них, предпочтение отдаётся царской власти, а на последнее место ставится демократия. «Благоволением своим, – пишет Цицерон, – нас привлекают к себе цари, мудростью – оптиматы, свободой – народы. Идеального государственного устройства, по мнению Цицерона можно достичь путём равномерного смешения положительных свойств, всех трёх простых форм правления.

В качестве важнейших достоинств такого государственного строя Цицерон отмечал прочность государства и правовое равенство его граждан. Как путь к смешанной форме правления Цицерон трактовал эволюцию римской государственности от первоначальной царской власти к сенатской республике.

Много внимания в творчестве Цицерона уделено восхвалению добродетелей истинного государственного деятеля и идеального гражданина. Лицо, ведающее делами государства, должно быть мудрым, справедливым, воздержанным и красноречивым. Оно должно, кроме того, быть сведущим в учениях о государстве и «владеть основами права, без знания которых никто не может быть справедлив».

Цицерон различает естественное и позитивное право. Он даёт следующее развёрнутое определение естественного права: «Истинный закон – это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга. Он даёт следующее развёрнутое определение естественного права: «Истинный закон – это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга.

Справедливость, согласно Цицерону, требует не вредить другим и не нарушать чужую собственность. Отсюда вытекает требование, чтобы человеческие установления соответствовали справедливости и праву, ибо последние не зависят от мнения и усмотрения людей. Соответствие или несоответствие человеческих законов природе выступает как критерий и мерило их справедливости и несправедливости.

Своего расцвета римская юриспруденция достигает в последний период республики и, особенно в первые два с половиной века империи. Уже первые императоры стремились заручиться поддержкой влиятельной юриспруденции и по возможности подчинить. Из большого числа известных юристов классического периода наиболее выдающимися были Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан и Модестин. Специальным законом Валентиана положениям этих пяти юристов была придана законная сила. Источниками римского права были: обычай, закон, ответы знаменитых людей, постановления сената. Система римского права состояла из трёх частей: право граждан, право магистратов и право народов.

Сочинения римских юристов стали важной частью кодификации Юстиниана, которая включала:

1)Институции, т.е. освещение основ римского права для начального обучения;

2)Дигесты, т.е. собрание отрывков из сочинений 38 римских юристов;

3)Кодекс Юстиниана (собрание императорских конституций).

Руководил всей этой большой кодификационной работой. В том числе и составлением Дигест, выдающийся юрист VI века Трибониан.

Деятельность римских юристов была по преимуществу направлена на удовлетворение нужд правовой практики и приспособление действующих норм права к изменяющимся потребностям правового общения. К римским юристам относится разделение права на частное и публичное. В частности Ульпиан определял публичное право, как право, которое «относится к положению римского государства», а частное, как право, которое «относится к пользе отдельных лиц».

Данные идеи получают свою дальнейшую конкретизацию в детально разрабатывавшихся римскими юристами правилах и приёмах толкования норм права. В области публичного права римские юристы разрабатывали правовое положение святынь и жрецов, полномочия государственных органов и должностных лиц, понятие власти, гражданства и ряд других институтов государственного и административного права. При переходе от республики к монархии римские юристы приложили немало усилий для правового оформления царского режима и обоснования претензий императоров на законодательную власть.

Основное внимание римские юристы уделяли разработке проблем частного права и, прежде всего цивильного права. В этой области права римские юристы особенно тщательно разработали вопросы собственности, семьи, завещаний, договоров, правовых статусов личности. Особой тщательностью отличается их освещение имущественных отношений с позиций защиты частного собственника. Объектом собственности, наряду с животными и другими вещами, согласно римскому праву, являются также и рабы. Юрист Гай считал, что важнейшее правовое различие всех людей состоит в том, что одни из них свободные, другие рабы. Причём из свободных одни – свободно рожденные, другие – рабы. Такое же деление даёт Ульпиан, добавляя, что оно возникло по праву народов, так как по естественному праву все рождаются свободными.

Право народов как его понимали римские юристы, включало в себя как правила межгосударственных отношений, так и нормы имущественных и иных договорных отношений римских граждан с не римлянами.

Римское право стало самым выдающимся примером развития национального права. Римская Юриспруденция достигла вершин юридической техники и оказала большое влияние на последующее развитие правовой мысли. Это обусловлено как высокой юридической культурой римской юриспруденции (обстоятельность и аргументированность анализа, чёткость формулировок, обширность разработанных проблем), так и той ролью, которая выпала на долю римского права в дальнейшей истории права.