Смекни!
smekni.com

Iners otium (стр. 6 из 6)

После этого пассажа мы на протяжении целой книги не находим упоминаний о Тразее. Лишь рассказав о расправе с участниками заговора Пизона, Тацит сообщает, что Нерон в лице Тразеи Пета и Бареи Сорана "возымел желание истребить саму добродетель" (XVI,21). Далее следует изложение известных обвинений, из которых, в частности, становится ясно, что Тразея, оказывается, уже в течение трех лет не появлялся в курии, на чем, собственно, как считают29, и построено все дело. Однако был ли здесь свободный выбор, а следовательно, otium как форма политического протеста?

Таким образом, трехлетнее бездействие, вмененное Тразее в вину, началось с того момента, когда запретом Нерона ему не разрешено было отправиться в Анций. С конституционной точки зрения Нерон, как отец семейства (pater familias), отказывал Тразее лишь в возможности принять участие в семейном празднестве по случаю рождения его дочери, т.е. действовал как частное лицо. Фактически же, особенно учитывая характер этих празднеств, запрет следовало расценить минимум как конец политической карьеры и устранение из сферы res publica, а можно было понять и как приказание умереть. Тацит говорит об "оскорблении, предвещавшем скорую гибель" (XV,23). Сопоставление с другими аналогичными случаями подтверждает нашу мысль.

В 20 г. н.э. Гней Кальпурний Пизон, обвинявшийся в смерти Германика, был так устрашен видом замкнувшегося в себе Тиберия, что решился на самоубийство (III,15). Децим Силан понял отсутствие благосклонности Августа как приказание отправиться в ссылку, лишь при Тиберии через своего брата добился прощения и разрешения жить в Риме, однако без допуска к государственным должностям (III,24). Самому Тиберию в свое время также было дозволено возвратиться с Родоса "при условии не принимать никакого участия в государственных делах" (XIII,2). Эта мера хорошо известна и для времени Нерона. Курций Монтан, обвиненный на процессе вместе с Тразеей, был прощен Нероном "с оговоркой, воспрещавшей ему отправление государственных должностей" (XVI,33). Не правда ли, обвинить его после этого в уклонении от участия в res publica было бы издевательством?

Запрещение Тразее последовать в составе сената в Анций собственно и означало исключение из этого органа, а фактически – из государственной жизни. Точно так же запрещение Гаю Кассию, другому лидеру сената, участвовать в погребении Поппеи Сабины было "первым предвестием грозящей ему беды". Тацит не случайно расценивает этот шаг Нерона как "новое злобное деяние", имея, очевидно, в виду, что данное запрещение расценивалось не иначе, как гражданская смерть, за которой должна была последовать и физическая расправа. Действительно, Нерон тут же направил сенату речь, в которой настаивал на отстранении Кассия (вместе с Л. Юнием Силаном Торкватом) от государственных дел (XVI,7), в связи с чем сенатским постановлением они были вскоре отправлены в ссылку (XVI,9). Тразея в течение трех лет находился в исключительном положении. И незадолго до судилища над ним Нерон вновь запретил сенатору участвовать в общественно-политическом акте – на этот раз во встрече армянского царевича (XVI,24,1), подтвердив его отлучение от rei publicae.

Таким образом, уединение Тразеи Пета нельзя квалифицировать как добровольное. Обвинение в отказе от исполнения государственных обязанностей было явной фальсификацией; даже Коссуциан невольно обмолвился, что Тразея был прежде "ревностным и неутомимым" (XVI,22). Один из активнейших и влиятельнейших сенаторов был отстранен императором от политической деятельности, и приходится удивляться, что еще в течение столь длительного срока он оставался в живых. Можно предположить, что Нерон не решался привлечь Тразею к суду не только из-за значительного авторитета его в сенате. Принцепс и его приспешники никак не могли подыскать подходящего обвинения. Очевидно, он был настолько далек от заговорщиков, что Тразею, скажем, в отличие от Сенеки, невозможно было привлечь по "делу Пизона".

Обвинение в "бездеятельном досуге", выдвинутое Нероном, было не просто безосновательным, но явилось вообще беспрецедентным для рассматриваемого периода римской истории, ибо, как правило, для выдающихся то ли личными качествами, то ли знатностью и богатством людей как раз бездеятельность была единственным шансом спастись от недоброжелательности принцепса.

Гай Кассий, выступая по делу об убийстве Педания Секунда, выразил, по-видимому, общее мнение, сказав, что "излишнее рвение" опасно, поскольку оно расценивается как "чрезмерная любовь к древним нравам" (XIV,43). Осужденный вместе с Тразеей Барея Соран "вызвал недовольство принцепса своим справедливым и попечительным управлением" в провинции, а отнюдь не бездельем (XIV,23; XIII,53). Его усилия были расценены не как попечение об "общественном благе", а как способ добиться "расположения ее обитателей" (XVI,30; XIII,52). При таких общественных нравах именно iners otium могло спасти знатного и богатого человека, как это удалось, например, Меммию Регулу, опасность положения которого усугублялась тем, что он считался достойной заменой принцепсу (XIV,47; XVI,7–9). Агрикола, будучи человеком замечательных деловых качеств, при Нероне воздерживался от активной деятельности, ибо, по саркастическому высказыванию Тацита, "тогда бездеятельность заменяла мудрость" (Agric., 6). Правда, и таким путем не всегда удавалось спастись. Тигеллин обвинил Фавста Корнелия Суллу, что он лишь прикидывался бездеятельным и равнодушным, в отличие от Рубеллия Плавта, который даже не притворялся, что ищет покоя.

Эти примеры говорят о том, что несмотря на отрицательные последствия распространения квиетизма в рядах старого правящего класса не это в первую очередь пугало принцепсов.

Тразея и подобные ему лидеры сената устрашали императора отнюдь не бездеятельностью, а, напротив, излишней активностью. При этом они не нарушали никаких законов государства, действуя в соответствии с остававшейся официально неизменной с республиканских времен конституцией. "Консерваторы" вели себя сравнительно лояльно по отношению к правительству, однако их влияние и духовная независимость ограничивали самовластие принцепсов, вызывая к себе особую ненависть. А поскольку за это нельзя было их привлечь к суду ни по одному из имевшихся в распоряжении правительства обвинений, в качестве предлога был избран iners otium. Нерон обвинил сенатора Тразею в том, что скорее относилось к самому императору. Как и в случае с дикой расправой над христианами, Нерон пытался здесь достичь еще одной цели – отвести от себя неблагоприятные толки.

Но даже при жизни он мог ввести в заблуждение лишь тех, кто сам хотел этого.

Список литературы

1. Ниже в отдельных случаях используется перевод А.С. Бобовича по изд.: Корнелий Тацит Сочинения, т. I. Л , 1970

2. Специфика античной гражданской общины и, в частности, римской civita (которой типологически соответствует греческий polis) находится сейчас в центре внимания исследователей классической древности. См.: ШтаерманЕ.М. Кризисантичнойкультуры. М., 1975; Nicolet C. Le metier de citoyen dans la republique romaine. Paris, 1976; Утченко С.Л. Политические учения древнего Рима III–I вв. до н.э. М., 1977. См. также: Античная Греция. Проблемы развития полиса, т. 1–2. М., 1983; Finley М.I. Politics in the ancient world. Cambridge, 1983; Культура древнего Рима, т. 1–2. М., 1985.

3. См.: Штаерман Е.М. Эволюция идеи свободы в древнем Риме.– Вестник древней истории, 1972, № 2; Wirszubski Ch. Libertas as a political idea at Rome during the late republic and early principate. Cambridge, 1950.

4. См.: Bruck E.F. Political ideology, propaganda and public law of the Romans Ius imaginum and consecratio imperatorum.– Seminar, 7, 1949, p. 1–25.

5. См.: Andre J.M. Recherches sur l'otium romain. Paris, 1962; idem. L'otium dans la vie morale et intellectuelle romaine. Paris, 1966; Grilli A. De problema della vita contemplativa nel mondo greco-romana. Milano – Roma, 1953; Laidlaw W.A. Otium. – Greece and Rome, XV, 1968, №1 (далее: GR); Bernet E. Otium. – Wurzburger Jahrbucher fur die Altertumswissenschatt, 4,1949–1950. S. 89–99.

6. Scullard H.H. Roman politics 220–150 В.С. Oxford, 1951, р. 290–303.

7. Подробнее см. статьи С.Л. Утченко и О.В. Горенштейна в кн.: Цицерон, О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1975, с. 173–174, 182, прим. 4; см. также: Meter Chr. Res publica. Wiesbaden, 1966.

8. Мысль об органически присущем общественному сознанию рассматриваемого времени противоречии между ориентацией на "полис" и "империю" раскрыта и обоснована в кн.: Кнабе Г.С. Корнелий Тацит. М., 1981.

9. Ср.: Andre J.M. Otium cher Ciceron, ou le drame de la retraite impossible. – Communication de congrfes d'Association... Bude. Actes. Paris, 1960, p. 300–304.

10. См.: Boyance P. Cum dignitate otium.– REA, 1941, p. 172–191; Wirszubski Ch. Cicero's cum dignitate otium: a reconsideration.– Journal of Roman Studies. 1954, p. 1–13; Balsdon J.P.V.D. Auctoritas, dignitas, otium.– Classical Quarterly, 1960, p. 43–50.

11. См.: Утченко С.Л. Указ. соч.; Штаерман Е.М. Указ. соч.; см. также: Майоров Г.Г. Образ Катона Старшего в диалогах Цицерона, – Античная культура и современная наука. М., 1985, с. 55–61.

12. См.: Машкин Н.А. Принципат Августа. М.–Л., 1949, с. 438–439.

13. См.: Гревс И.М. Очерки из истории римского землевладения. СПб., 1899; Talbert R.J.A. The senate of Imperial Rome. Princeton [N.J.], 1984, идр.

14. См.: Talbert R.J.A. Augustus and senat.– GR, XXXI, 1984, № 1, p. 55–63

15. См.: КоrпетаппЕ. Tiberius. Stuttgart, 1960. В работах последних лет все более преобладает трезвая, взвешенная оценка деятельности преемника Августа: Seager Н. Tiberius. Berkeley. – Los Angeles, 1972; Levick В. Tiberius as politician. London, 1976. Обзор работ см.: Егоров А.Б. Развитие политической системы принципата при Тиберии.– Социальная структура и политическая организация античного общества. Л., 1982, с. 162.

16. О значении сообщений Веллея Патеркула для историка принципата Тиберия см.: Немировский А.И. Веллей Патеркул и его исторический труд.– Вестникдревнейистории, 1983, .№ 4.

17. См.: Arnold E.V. Roman stoicism. Cambridge, 1911, p. 306, № 30; Grenade P. Essai sur les origines du Principat. Paris, 1961, p. 452.

18. См.– Sattler. Augustus. Darmstadt, 1969; Seager R. Op. cit., p. 29–32.

19. См.: Cramer F.H. Astrology in Roman law and politics. Philadelphia, 1954, p. 61; Levick B. Op. cit., p. 18, 231, n. 37,

20. Levick В. Ор. cit., p. 112–115. Мы не считаем возможным согласиться с заключением другого автора, что, "давая сенату широкие права, император должен был сделать так, чтобы этот орган не мог ими воспользоваться" (Егоров А.Б. Указ. соч., с. 162).

21. См.: Wirszubski Ch. Op. cit., р. 136–138.

22. Douglas N. Capri. Florence, 1930, р. 136–142; Balsdon J. Life and leisure in Ancient Rome. N.Y., 1969, p, 143–144.

23. ИнтереснаятрактовкаколебанийСенекидаетсявстатьях: Momigliano A. Seneca between active and contemplative life.– Quarto contributo alla storia degli studi classici. Roma, 1969, p. 236–256; Griffin M. Seneca. A philosopher in politics. Oxford, 1976, p. 315.

24. Andre J.M. Otium et vie contemplative dan les Lettres a Lucilius. – Revue des Etudes latines, 40, 1962.

25. Ср.: Культура древнего Рима, с. 61.

26. См.: Henderson B.W. The life and principate of emperor Nero. London, 1963; Bishop J. Nero, the man and the legend. N.Y., 1965. См. также: Picard G. Ch. Augustus and Nero. London, 1966; Cizeh E. L'Epoque de Neron et ses controverses ideologiques. Leiden, 1972.

27. См.: Balsdon J. Op. cit.

28. Мы не можем считать это свидетельством сохранившегося расположения императора. См.: Wtrszubski Ch. Op. cit., p. 140.