Смекни!
smekni.com

Религиозные воззрения самураев (стр. 3 из 4)

ВXIV в. учение дзен коснулось также представлений театра "Но" -искусства аристократии и знатного дворянства, развившегося из фарсового танцасарукагу. (сарукагу из комического был преобразован буддийскими священниками врелигиозный танец, сопровождавшийся демократическими действиями, и назван ими"Но"). Театр "Но" представлял собой скорее"созерцательное искусство", насыщенное символикой и часто непонятноепростому народу. Пьесы "Но" прославляли действия мифическихперсонажей, героев, верность вассала господину. Они подразделялись наисторические, или военные (сюра-но), и лирические, или женские (дзё-но). Кпредставителям "Но" покровительственно относились сёгуны, причёмХидэёси сам выступал на сцене с песнопениями и пантомимическими танцами. Втанцах "Но" принимали участие также рядовые феодалы, придворные ивоины, это считалось признаком хорошего тона, "исполнением долга"вассала.

Темне менее классические положения дзен идеалистического плана всё большерасходились с мировоззрением, выработанным самураями на основе дзеновских"искусств". Развитие науки и связанной с ней военной техники,металлургии, горного дела и т.п. расширило круг интересов самурайства. Новинкивооружения и военного искусства показывали, что одной воли для сражениянедостаточно, необходимы знания, основанные на книгах, логическое мышление,которое не может рассматриваться как продукт созерцания по системе дзен,достаточное для своего времени и сословия образование. Всё это в какой-то меременяло догмы дзен в соответствии с духом эпохи.

Послеокончания периода междоусобных войн противоречия между дзен и воспитанием воинапо системе дзен стали ещё заметнее. Самураи, переставшие участвовать в военныхдействиях, получили больше времени для образования вообще. Многие буси в силуразличных обстоятельств оставляли свою профессию и становились учителями,художниками, поэтами.

Несмотряна то, что подавляющее большинство самураев были преемниками идей дзенсю,имелись и такие представители сословия воинов, которые следовали учениям другихсект буддизма. Прежде всего это нужно сказать о секте "нитирэн",возникшей в середине XIII в. и проповедовавшей положение о непременномпревращении через определённый срок всех существ и вещей в Будду, так как онзаключается во всём, будь то человек, животное или какой-либо неодушевлённыйпредмет. Многие самураи, будучи сторонниками догм секты "нитирэн",являлись её членами, однако большинство приверженцев "нитирэн"составляли всё же деклассированное самурайство - ронины, крестьянство и другиеэксплуатируемые слои общества.

Самураямипочитались и отдельные божества буддийского пантеона. Особенно популярнымисреди сословия буси были бодхисаттвы Каннон (Авалокитешвара) - богинямилосердия и сострадания и Мариситэн (Маричи) - божество, покровительствующеевоинам. По существующему обычаю перед началом военной компании самураивкладывали в свои шлемы маленькие изображения Каннон; у Мариситэн воины частопросили покровительства и содействия перед поединком или сражении.

Важноеместо в религиозном мировоззрении самураев занимал древний культ  синто,который мирно существовал с буддизмом. Основной чертой этой религии японцевбыло почитание сил природы, местных божеств, предков. В качестве одной из трёхглавных синтоистских святынь японцами рассматривался священный меч. (Тремясокровищами синто считались меч, драгоценность (ожерелье из нефрита, яшмы илипросто драгоценный камень) и зеркало.

Меч(амэ-но муракумо-но-цуруги - меч небесных густых облаков) являлся символомсамурайского воинства, храбрости и должен был направляться против враговЯпонии.

Драгоценность(ясакани-но магатама - сияющая изогнутая яшма) символизировала совершенство,доброту, милосердие и в то же время твёрдость при управлении и повелевании.Древние воины носили целые связки магатама. Возможно, что магатама(первоначально зубы диких животных) служила древним японцам амулетом, как и умногих народов Сибири.

Зеркало(ята-но кагами) - было эмблемой мудрости и символом солнечной богини Аматэрасу.Оно использовалось часто в качестве предохраняющего талисмана.

Всетри этих атрибута синто служили нередко жертвами, приносимыми  синтоистскимбожествам, а иногда и сами составляли синтай ("тело" бога) другихбогов).

Полегенде, священный меч синто был извлечён мифическим персонажем - богом громаСусаноо из хвоста восьмиголового змея и затем подарен им сестре - богине солнцаАматэрасу. Позднее Аматэрасу вручила меч, восемь кусков нефрита и зеркалосвоему внуку Ниниги-но Микото, отправляя его властвовать на земле. Со временеммеч превратился в символ самурайства и "душу" японского воина.

Меч,наряду с зеркалом и драгоценностью, стал в ряде случаев рассматриватьсясинтоистами как "тело" или "облик" бога (синтай), которыйпомещался в закрытой части главного храма любого комплекса синто - хонся.Иногда мечи не только служили синтаем, но и обожествлялись. Богом, почитаемым вАцута, например, был пресловутый меч Кусанаги, (Кусанаги - букв. "косящийтраву". По легенде меч, переданный Аматэрасу земным властителям Японии,получил такое название после того, как с его помощью спас свою жизньимператорский принц, завоевавший северные территории страны. Принц сумелостановить надвигавшийся на него огненный шквал тем, что скосил вокруг себятраву мечом). Добытый Сусаноо в хвосте убитого им змея, богом же Исонокамисчитался меч, названный "Фуцу-но Митами".

Кромемеча, синто освящало также другое оружие самураев, в частности копьё. В честькопья в одном из районов Эдо Одзи, (Многие военные праздники проводились именнов Эдо (нынешний Токио), так как этот город являлся столицей сегуната, в которойприсутствовало всегда большое число феодальных князей, а следовательно и ихвассалов - самураев. Устраивался 13 августа древний самурайский праздник"яримацури". Праздник проходил при обязательном присутствии двухсамураев в доспехах чёрного цвета с копьями и мечами (у каждого из воинов на поясевисело по семь мечей длинной более четырёх сяку каждый - 1 сяку = 30,3 см.) ивосьми мальчиков-танцоров, бросавших после исполнения танцев("сайбара" и "дэнгаку") в толпу свои шляпы, которыерассматривались как талисманы счастья. В этот же день священники синтораскладывали в храме маленькие копья. Их разрешалось уносить верующим с собой,однако с условием возвращения на следующий год не одного, а двух таких жеминиатюрных копий. Они служили амулетами, защищавшими якобы от воровства ипожара.

Синтотребовало от самураев обязательного почитания умерших предков и поклонениядушам убитых в бою воинов, военачальников, обожествлённых героев и императоров.Считалось, что умершие прародители становились богами и, наделённыесверхъестественной силой, оставались в мире живых, влияя на события, населявшиеэтот мир, и рядовые духи-покровители (удзигами) в особенности, могли, попредставлениям японцев, распоряжаться человеческими судьбами, влиять на успехили неудачу в жизни, оказывать воздействие на ход сражения и т.д. Поэтомусамураи верили в божественную предопределённость и ставили свою волю в полнуюзависимость от "воли богов". Перед каждым военным предприятием воиныобращались к удзигами, боясь навлечь на себя гнев духов предков, ибо онивластвовали над природой, и все бедствия - это месть духов за несоблюдениеблагочестия. Почитание предков влекло за собой почитание родины -"священного места обитания богов и душ предков". Синто учило любви кродине ещё и потому, что Япония, и только она одна, является "местом рождения"Аматэрасу - богини солнца, которая передала управление страной своим"божественным потомкам".

Поклонениепредкам и местным божествам развивалось в культ национальных богов и императора(тэнно - "посланника неба", "источника всей нации",единственного из всех правителей земли, имеющего "божественноепроисхождение", власть рода которого передаётся из века в век неизменно инепрерывно. (Нынешний император Хирохито считается 124-м представителемнепрерывающейся династии, начавшейся в 660 г. до н. э. Правлением мифическоготэнно Дзимму, потомка богини солнца Аматэрасу).

Этоимело большое значение в формировании понятия верности самурая феодалу,императору и Японии в целом, проявившемуся во всех несправедливых войнах,которые велись под знаменем национальной исключительности "японскойрасы".

Кромедуш предков, героев и т.д., самураи особенно почитали синтоистского бога войныХатимана, прототипом которого являлся обожествлённый, по традиции синто,легендарный император Японии Одзин. Впервые Хатиман упоминается как"помощник" японцев в 720 г., когда он, по преданию, оказалэффективную помощь в отражении нашествия со стороны Кореи. С тех пор его сталисчитать покровителем японских воинов. Перед каждой военной кампанией самураивозносили Хатиману молитвы, просили его оказать поддержку в предстоящей борьбе,приносили клятвы - "юмия-Хатиман" ("да увидит Хатиман наши лукии стрелы" или "клянусь Хатиманом").

Нарядус Хатиманом самураи признавали богами войны мифического тэнно Дзимму,основателя императорской династии, императрицу Дзингу и её советника Такэти-ноСакунэ, а также принца Ямато-дакэ (Ямато-такэру), покорившего айнский востокЯпонии.

Вчесть богов войны устраивались в определённые дни празднества. Одним из них был"гунсинмацури", торжественно отмечавшийся 7 октября на территориисинтоистского храма в Хитати. Ночью в пределах храма собирались мужчины с мечами (дайто) и женщины с  алебардами (нагината), развешивались бумажныефонари, которые затем сжигались.