Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по курсу всемирной истории (стр. 5 из 7)

Полноправными членами цехов были только мастера, работавшие в собственных мастерских вместе с помогавшими им подмастерьями и учениками. Главным органом управления цеха было общее собрание мастеров. Оно принимало устав (статут) цеха и избирало старшин, которые следили за соблюдением цеховых порядков. Цеховые правила отличались особой строгостью и были направлены на поддержание высочайшего качества изделий. За выпуск изделий плохого качества - штраф, который шел в кассу цеха.

Другой важной заботой цехов было поддержание равенства их членов. Цеховые правила закрепляли одинаковые для всех мастеров условия в производстве и продаже изделий. Каждый цех устанавливал для своих членов размеры мастерской, число подмастерьев, объем закупаемого материала, запрещалось переманивать подмастерьев и сманивать заказчиков. В некоторых цехах запрещалось даже выбегать на улицу и зазывать заказчиков, лимитировалась пышность оконных витрин. Семейным мастерам разрешалось брать больше заказов, чем холостякам. Чужие, внецеховые ремесленники изгонялись с городских рынков.

По мере развития средневекового города число цехов росло. К середине 14 века в Париже, например, было уже около 350 ремесленных цехов, в Лондоне - 60, в Кельне - 50. Цехи дробились, мастера совершенствовались в производстве узко специализированных изделий - кошельки, перчатники.

Цех объединял бюргеров не только в труде, но и в других областях жизни. Он участвовал в охране города, осуществлял взаимопомощь, помогал в случае необходимости. Каждый цех имел свой герб, знамя, свое здание.

К 14-15 векам цехи достигли наивысшего расцвета и добились больших успехов в борьбе за доступ к городскому управлению. В некоторых городах, где ремесленное производство получило большое развитие, управление городом перешло почти полностью к цехам (Кельн, Базель, Флоренция), в других - где ведущую роль играла торговля и купечество, победили купцы (Гамбург, Любек, Росток и др.). Во всех крупных городах началось выделение богатых и могущественных цехов, а наряду с ними существовали и более бедные цехи. Образовывались братства подмастерьев, недовольных условиями работы и жизни в цехах.

Разделение цехов на большие и малые, "замкнутость" цехов и их строгие ограничения, образование братств подмастерьев- все это было проявлением разложения цеховой системы организации производства. В последние столетия Средних веков, запрещая всякие новшества и изобретения, цехи стали тормозить развитие производства. На смену им шла мануфактура с ее разделением труда и новым уровнем техники.

Одной из самых ярких фигур эпохи Средневековья являлся купец (т.е. торговец). Вначале, он как и любой горожанин не вписывался в традиционную схему феодального общества, которое разделялось на "тех, кто молится", "тех, кто сражается" и "тех, кто пашет землю". Постепенно жизнь все меняла. Развиваясь вместе с городами, в конце 13 века купечество достигло своего расцвета. Наиболее преуспевающие купцы стали приобщаться и довольно успешно к большой политике. В Европе сформировались особые торговые "перекрестки" - Средиземноморье ( связывающий Испанию, Францию, Италию между собой и с Византией и странами Востока), Балтийское и Северное моря (Северо-западная Русь, Польша, страны Прибалтики, Скандинавия, Германия, Англия, Нидерланды). В конце 14 в. купцы более 70 немецких городов образовали торговый союз - Ганзу.

Купеческие союзы городов Западной Европы назывались гильдиями и сильно походили на ремесленные цехи. Гильдии возглавляли старейшины, а порядок в них регулировался уставом. Они возникли уже в конце 11- начале 12 веков в Англии, Германии, Фландрии, Франции. Их члены сообща охраняли перевозимые товары от разбойников, вместе добивались расширения своих прав в посещаемых городах, помогали друг другу в случае утраты товаров, могли выкупить попавшего в плен коллегу. Особыми привилегиями обладали члены гильдий в родном городе. Они имели монопольное право на наиболее доходную продажу импортных товаров.

Среди купцов было много образованных людей. Были созданы особые гильдейские школы. Почти все путешественники были купцами.

В позднее средневековье торговля тесно переплетается с финансовой и промышленной деятельностью. Открываются первые банки. Купеческие гильдии вытесняются торговыми компаниями - особыми организациями купцов, создаваемыми для уменьшения рисков. Несколько купцов объединяли капитал и нанимали корабль, в случае кораблекрушения убытки каждого были незначительны. В отличие от гильдий компании сначала были малочисленны и создавалась на на определенное время для конкретной операции. Возникли в итальянских городах (Генуя, Венеция, Флоренция), могли состоять из 2 человек.

Значение торговых компаний возросло благодаря Великим географическим открытиям, которые привели к небывалому расширению мировой торговли. В 16 веке знаменитые торговые компании действовали в Англии, где зарождение капиталистического производства шло самыми быстрыми темпами - Восточная, Московская, Марокканская, Гавайская компании. В 1600г. основывается знаменитая Ост-Индская компания, для торговли с Индией и соседними странами.

На закате средневековья купец выступает провозвестником нового социально-экономического порядка - капиталистического.

13. Великие географические открытия (ВГО)

Последний этап средневекового общества в XV-начале XVII вв. характеризуется возрастанием темпов экономического развития европейских стран. Возникают и активно развиваются капиталистические отношения. Во многом это было связано с Великими географ. открытиями. Непосредственной их причиной были поиски европейцами новых морских путей в Китай и Индию, о которых рассказывались легенды как о странах несметных сокровищ и торговля с которыми была затруднена из-за арабских, монголо-татарских и турецких завоеваний. ВГО стали возможными благодаря успехам в навигации и кораблестроении - появились каравеллы - быстроходные суда, способные плыть против ветра. Важным также было накопление географ. знаний, в том числе в области картографии. Кроме того, общество уже приняло идею о шарообразности Земли, и, отправляясь на Запад, мореплаватели искали пути в восточные страны.

Одна из первых экспедиций в Индию была организована португальскими моряками, которые пошли в Индию, огибая Африку. В 1847 г. они открыли Мыс Доброй Надежды - самая южная точка Африки. Тогда же путь в Индию искал и Христофор Колумб (1451-!506), снарядивший на деньги испанского двора 4 экспедиции. Во время первой экспедиции в октябре 1492г. Колумб открыл Новый Свет, названный затем Америкой по имени Америго Веспуччи (1454-1512), который участвовал в экспедициях в Юж.Америку и впервые описал новые земли. Он первый высказал мысль, что эти земли являются еще неизвестной европейцам частью света.

Морской путь в реальную Индию впервые проложила экспедиция португальцев под предводительством Васко да Гамы (1469-1524) в 1498г. Первое кругосветной путешествие было совершено в 1519-1521гг., возглавил его португалец Магеллан. Из 256 членов команды в живых остались только 18, и сам Магеллан погиб от рук туземцев. Такой печальный исход экспедиции был обычным для того времени. Ели из трех посланных кораблей возвращался один, экспедиция считалась успешной.

Во второй половине 16-17вв. на путь колониальных захватов вступили англичане, голландцы и французы. К середине 17в. были открыты Австралия и Нов.Зеландия.

В результате ВГО начинают складываться колониальные империи, и из вновь открытых земель в Европу - в Старый Свет - стекаются сокровища, золото и серебро. Следствием этого явилось повышение цен во всех странах Западной Европы, особенно на с/х продукцию. Этот процесс получил название революция цен. Она способствовала росту денежного богатства у купцов, предпринимателей, спекулянтов и послужила одним из источников первоначального накопления капитала.

Важнейшим следствием ВГО было также глобальное перемещение мировых торговых путей: монополия венецианских купцов на караванную торговлю с Востоком была нарушена: португальцы стали продавать индийские товары в несколько раз дешевле, чем венецианские купцы.

Страны Азии, Африки, Америки и Океании становятся лакомым куском для колониальной политики европейских держав, искавших новые рынки сбыта, источники сырья и земли для колонизации. Они также привнесли с собой такие позорные явления как работорговля, разбой, грабеж и пиратство.

ВГО, эпоха гуманизма (15-16вв) и Реформация 16 века положили начало коренным изменениям в жизни человечества: бурному развитию производительных сил, торговли, отношений между странами и народами, расширению кругозора общества.

14. Лютеранская реформация

Мартин Лютер(1483-1546) родился в саксонском городке Эйслебене в семье бедного каменолома. Детство и юность его прошли безотрадно. Тяжелые впечатления молодости отразились на его характере и сделали его вспыльчивым и грубым, меланхоличным. В 18 лет Лютер по желанию отца поступил в Эрфуртский институт изучать право, одновременно он изучал богословие. По окончании института он постригся в Эрфуртском августинском монастыре. В монастыре он выделялся строгим соблюдением монастырского устава и усиленными аскетическими подвигами, однако не мог искоренить в себе греховных наклонностей. Тексты Святого писания убедили его, что и при греховных наклонностях человек может спастись, если вера его будет сильна. Учение об оправдании верою составило основной пункт его вероучений. Лютер получает кафедру в Виттенбергском институте. 95 тезисов Лютера в которых он отвергает установленный католич. церковью взгляд на индульгенции. Всех несогласных Лютер вызвал на диспут(1517). Это публичное отрицание Лютера учения кат. церкви считается началом реформации. В Риме была издана булла, объявляющая Лютера еретиком, и обязывала его отказаться от своих мнений. В 1521г. на Вормском сейме германский император Карл 5 также признал его еретиком, лишенным покровительства законов. Между тем в Виттенберге начались церковные бесчинства. Лютер приступил к созданию нового церковного устройства. Прежде всего преобразованию подверглись богослужение и церковная внешность. Лютер составил катехизис, приведя в систему выработанные им тезисы своего учения - главное место отводится учению об оправдании верою и значению Святого писания как основы вероучения и церковного устройства. В церковном устройстве на первое место была выдвинута светская власть. Церковь должна была состоять из собрания верующих, которые из своей среды выбирают себе священников. Во главе германской церкви он ставил местного государя. Учение Лютера нашло себе много сторонников среди государей Германии, которым было приятно освободиться от папской власти, стать во главе церкви и воспользоваться монастырским имуществом. Лютеранская церковь не только разделила Германию на сторонников и противников Лютера, но и привела к нескольким вооруженным столкновениями между ними(восстание рыцарей под предводительством Франца фон Зиккенгена 1523г., восстание крестьян в Швабрии в 1523г.) Для решения религиозного вопроса в Германии Карл 5 созвал в Аугсбурге сейм, на котором между протестантами и католиками , одинаково утомленных религиозной войной , состоялось миролюбивое соглашение, получившее название Аугсбургского религиозного мира(1555), по которому право выбора религии принадлежало только государям и правительству городов, а подданные должны держаться веры своего правителя. Этот мир имел огромное значение для Германии, т.к. почти на 70 лет дал ей успокоение от религиозных войн. В течение этого времени германская реформация окрепла. Другим следствием этого мира было усиление власти немецких государей, что привело к еще большей раздробленности Германии. Решение Сейма было ударом для Карла 5, мечтавшего устроить религиозные дела по своему усмотрению. В 1556г. он отказался от престола остаток жизни провел в испанском монастыре.