Смекни!
smekni.com

Майя (стр. 1 из 6)

I.Введение.

В конце 15в. испанские конкистадоры в погоне за золотом ринулись в страны Нового Света. Они встретились с индейскими племенами и народностями, у большинства которых ещё сохранился первобытнообщинный строй.

Некоторые народы, как ацтеки Центральной Мексики, индейцы майя, инки в Перу, переходили от первобытнообщинного к рабовладельческому строю. Эти народы создали развитую земледельческую культуру и на её основе высокую цивилизацию.

АЦТЕКИ.

Основой ацтекского общества был род, состоявший из нескольких семей, имевших одного общего предка. Всей жизнью рода руководил старейшина. Двенадцать родов составляли племя. Племенной совет, состоявший из старейшин родов, избирал двух вождей. Один был военачальником, другой ведал внутренними делами племени и религиозными обрядами.

Постепенно ацтеки покорили народы, жившие в долине и далеко за её пределами. Покоренные народы платили дань, а захваченные земли распределялись между лучшими воинами.

Основу хозяйства ацтеков составляло земледелие. Главным орудием труда была деревянная палка, слегка расширенная книзу и заостренная с одного конца. Большое значение имело искусственное орошение, плавучие огороды- “чинампа”.

Ацтекские купцы торговали медью, каучуком, глиняной посудой, тканью со сложными и красочными узорами, многим другим. Остатки величественных храмов, скульптура показывают, какого совершенства достигли ацтеки в обработке камня, золота и серебра.

Ацтеки поклонялись многочисленным богам, из которых они особенно почитали богов, связанных с земледелием. Покровителем ацтеков считался бог войны и охоты Уицилопочти, которому был посвящен главный храм в столице- городе Теночтитлан.

ИНКИ.

Государство инков простиралось от южной части современного Эквадора до северной части Чили, включая территории Перу и Боливии. К середине 14в. инки, покорив все окружающие племена, обеспечили себе господствующее положение. По праву наследства они занимали высшие военные и административные должности. Правитель страны - верховный Инка почитался как воплощение бога солнца на земле. После смерти инкских правителей их тела бальзамировали, одевали в роскошные одежды и оставляли в храме на золотом троне. Во время торжественных религиозных церемоний жрецы приносили трон с мумией последнего правителя, которая своим присутствием освящала торжество.

Возделываемая земля делилась на три части: “поля Солнца”, урожай с которых шел на содержание храмов и жрецов, “поля Инки”, урожай с которых шел в казну и “поля общины”, обрабатывавшиеся в последнюю очередь.

Больших успехов инки достигли в обработке металлов и горном деле. Они добывали медь, олово, серебро, широко применяли бронзу. Архитектурные сооружения отличались грандиозностью и художественной отделкой. Высокого мастерства достигли инки в изготовлении изделий из керамики. Особенно искусно они делали сосуды в виде человеческих фигур и голов, разных животных и плодов.

Развитие культуры и общественного строя инкского государства было прервано в 16 веке.

Ацтеки, инки и майя были высокоразвитыми цивилизациями в доколумбовой Америки, но особое внимание хотелось бы уделить культуре и искусству народа майя.

II.ЦИВИЛИЗАЦИЯ МАЙЯ.

1) ПРОИСХОЖДЕНИЕ.

В старинном эпическом повествовании “Пополь-Вух” майя киче из горной Гватемалы есть рассказ о сотворении мира. В нем говорится, что руками великих богов в незапамятные времена были созданы земля, солнце, луна и звезды. Боги населили Землю различными растениями, животными и птицами, а затем сотворили из кукурузного теста первых людей- предков майя.

Во всей доиспанской литературе Америки это одно из немногих упоминаний о происхождении индейцев. Однако ни древние легенды, ни отдельные археологические находки не могут помочь пробиться сквозь ту пелену неизвестности, которой окутаны истоки древнейшей майяской цивилизации. И все же именно археология дает ученым путеводную нить, которая ведет к решению проблемы.

Если обратиться к наиболее ранним находкам, то можно увидеть, что на большей части равнинной лесной зоны майя (п-ов Юкатан в Мексике и область Петен в Гватемале) 1-ые следы пребывания человека появляются лишь в самом конце 2-ого тысячелетия до н. э. В горных же районах майя (Чьяпас в Мексике и Гватемальское нагорье) имеются памятники, восходящие еще к периоду первоначального заселения Нового Света - к 12-10-му тысячелетиям до н. э.

Исходя из собственных данных, лингвисты подсчитали, что предки майя появились на нагорьях Чьяпаса и Гватемалы не позднее середины 3-его тысячелетия до н. э., т.е. еще до образования на континенте самых древних оседлых земледельческих культур. Не исключено, что именно с этими племенами связано последовательное введение в хозяйство и распространение важнейших с/х растений доколумбовой Америки-некоторых разновидностей кукурузы, фасоли и тыквы.[1]

Следовательно, на рубеже 2-ого и 1-ого тысячелетий до н.э. земледельцы майя, испытывая нехватку новых земель, спустились с нагорий и приступили к широкой колонизации почти безлюдных до того равнин на юге Мексики и севере Гватемалы.

Еще один поток переселенцев пришел в эти места, по мнению некоторых ученых, с запада, с южного побережья Мексиканского залива, из области загадочных ольмеков. Усилиями этих пришлых групп при продолжавшемся интенсивном и благотворном влиянии соседних народов и была якобы создана к рубежу нашей эры та блестящая цивилизация, которую мы называем классической культурой майя.[2]

2) МАЙЯСКОЕ ЗЕМЛЕДЕЛИЕ. ТОРГОВЛЯ.

Долгое время считалось, что майя испокон веков культивировали у себя самую примитивную форму земледелия- подсечно-огневую, которая требовала больших массивов свободной земли, поросшей лесом, и частой смены выжигаемых участков в связи с быстрым истощением плодородия почв. Такое земледелие не могло обеспечить пищей сколько-нибудь значительное население. Как же в таком случае у майя появились многолюдные и процветающие города? Почему они существовали на одном и том же месте непрерывно в течение сотен лет?

В результате последующих исследований удалось установить, что подсечно-огневое земледелие майя, при всех его внешних минусах не было столь примитивным и малоэффективным, как это представлялось на первый взгляд. Уже в глубокой древности жрецы разработали весьма совершенный солнечный календарь, точно регулирующий сроки основных земледельческих работ: рубка леса, его выжигание, сев в начале сезона дождей, уход за посевами, уборка урожая. Майяские земледельцы путем длительных опытов и отбора сумели вывести гибридные высоко урожайные сорта основных сельскохозяйственных пищевых культур - кукурузы, бобовых и тыквы. Наконец, ручная обработка небольшого участка в лесу и сочетание на одном поле посевов нескольких культур позволяло долгое время сохранять его плодородие. Кроме того, возле каждого индейского жилища имелся приусадебный участок с огородом и фруктовыми деревьями.

Разнообразие почв и климата в области[3], занимаемой майя, предопределили разнообразие земледельческих продуктов и приемов, о которых можно лишь частично судить по сообщениям хронистов 16 в. и по редким данным из археологических источников.

Видимо, земледелие майя целиком зависело от природных условий - почв, водного режима и климата. Исключением было лишь возделывание какао на искусственно орошаемых участках тихоокеанского побережья Гватемалы и, возможно, террасированное земледелие на нагорье Альтос, также в Гватемале. Очевидно, что в районах влажных тропических лесов обилие дождей делало необязательным орошение, в то время как на севере Юкатана скудность осадков и отсутствие поверхностных вод не позволяло его осуществить. В центральной зоне использовали воду рек.

Что касается земледельческих орудий, то они не могли быть проще: каменный топор для рубки деревьев и кустарника и палка для посадки, называемая шул, - простой заостренный кол, обожженный для твердости; к этому можно добавить сумку для семян, сделанную, вероятно, из хенекена.

Кроме маиса майя выращивали фасоль, тыкву, томаты, различные виды стручковых перцев и как приправы ореган, кориандр, ванилин и др. Одной из наиболее важных культур было какао. Широко распространенными культурами были также хлопок и табак, разводимые семенами.

ТОРГОВЛЯ.

Различия геологических, гидрографических климатических условий между отдельными районами области майя определили заметное разнообразие природных ресурсов в каждом из них.

Различные районы майя поставляли на внутренний и внешний рынок свои особые товары. Так, с Юкатана доставляли соль, воск, мед, маис, фасоль, рыбу, хлопок, хенекен, копал и кремень как сырье или в виде готовых изделий.

Из Гватемалы шли главным образом ценные породы деревьев, шкуры, хлопок, копал, яшма, бирюза, базальт. С побережья Мексиканского залива и Тихого океана поставлялись какао и каучук. Из Гондураса - алебастровые сосуды и какао.

Разумеется, еще одним очень важным “товаром” были рабы- мужчины, женщины и дети - большей частью выходцы с побережья Мексиканского залива.

Товары доставляли наземными, речными и морскими путями. Это были и простые тропы в сельве, в горах или на равнине, и мощеные дороги в низинах, обычно заливаемых в сезон дождей.

Реки Усумасинта, Грихальва и Мотагуа со своими притоками служили главным образом для торговли между высокогорьем и равнинами. Использовались также реки Мопан и Белиз. Интенсивный торговый обмен осуществлялся морем.

Хотя большая часть торговых сделок осуществлялась посредством обмена, некоторые продукты, бывшие наиболее ценными и в то же время легкими, выполняли роль монет. Главным из этих продуктов было какао, торговцы носили его в сумках. Использовались также красные раковины, нанизанные или в сетчатых сумках, бусины из нефрита, маленькие плоские топоры и бубенцы из бронзы, цена которых зависела от размера. Бобами какао можно было оплатить стоимость любой вещи. Овьедо, например, называет цену одного кролика(10 бобов какао), чикосапоте(8плодов и 4 боба) и одного раба(100 бобов). Тот же хронист пишет, что продавец товара, получив плату бобами какао, очень тщательно их пересчитывал по одному, слегка надавливая на каждый, так как находились люди, которые подделывали “монету”, наполняя скорлупу боба землей.