Смекни!
smekni.com

Аттикa (стр. 3 из 4)

Со временем постройка флота перешла к Афинам, туда же была переведена с Делоса казна союза, а форос превра­тился в налог, собираемый с союзников и находившийся в бесконтрольном распоряжении Афин. Недовольство союз­ников подавлялось силой, на их территории стали созда­ваться афинские поселения (клерухии), превратившиеся практически в военные гарнизоны, во многие союзные государства направлялись афинские должностные лица, к финским судам перешло рассмотрение некоторых дел граждан союзных государств, а Совет пятисот стал решать •Цела союза.

Гегемония Афин в союзе превратила его в могущественную Афинскую архэ — державу, беспощадно эксплуатировавшую союзников, обогащавшуюся за их счет и си­лой удерживавшую их в союзе.

Изменение внешнеполитического положения Афин, их обогащение повлекли за собой изменения в социально-по­литических отношениях. Эфиальт почти полностью лишило ареопаг политической власти, передав его основные функ­ции народному собранию, Совету пятисот и гелиэе. За аре­опагом сохранились лишь некоторые судебные и религиоз­ные функции.

С именем Перикла связан расцвет афинской демокра­тии. При нем потеряла значение цензовая реформа Соло­на, поскольку возможность замещения государственных должностей была признана за всеми полноправными граж­данами. Для приобщения к активной политической жизни малоимущих граждан вводилось вознаграждение за испол­нение государственных должностей.

Отходит в прошлое патриархальное рабство. На смену ему идет классическое, античное рабовладение. Рабы, ко­торые начинают рассматриваться как простые орудия тру­да, превращаются постепенно в основную производитель­ную силу. 'Государственные рабы эксплуатируются преиму­щественно в рудниках и каменоломнях, частные рабы — на полях и в ремесленных мастерских или сдаются внаем. Численность рабов значительно возросла и примерно в че­тыре раза превышала число свободных афинян. Противо­речие между бесправными рабами и рабовладельцами пре­вратилось в основное антагонистическое противоречие афинского общества. Обострились и противоречия между афинскими гражданами и метеками (поселившимися в Афи­нах иностранцами), число которых росло и достигло поло­вины численности афинян. Метеки, занимавшиеся торгов­лей и ремеслом, были существенно ограничены в имуще­ственных правах, полностью лишены права участвовать в политической жизни.9

Афинская демократия вступила в период своего рас­цвета. Важную роль в этом сыграли проведенные в середи­не V в. до н.э. реформы Эфиальта и Перикла.

Но и после этих реформ существенную роль в истории Афин играли нараставшие противоречия между различ­ными социальными группами свободных афинян. Все более углублявшаяся имущественная дифференциация раздели­ла свободных граждан на две неравные и фактически не­равноправные группы — небольшую группу богатых ра­бовладельцев (землевладельцы, торговцы, судовладельцы, ростовщики, хозяева ремесленных мастерских) и основную массу свободной бедноты (земледельцы, ремесленники, моряки) и лишенных собственных средств существования люмпенов, живших за счет подачек государства и богачей.

Афинская демократия в период своего расцвета превра­тилась в политическую форму совместного господства сво­бодных (рабовладельцев, бедноты, люмпенов) над рабами. Вместе с тем она была и формой господства рабовладельцев над неимущими согражданами. Она стала и формой, в кото­рой развивались противоречия между свободными — рабов­ладельцами, с одной стороны, и мелкими производителями и люмпенами — с другой. Эти характерные черты афинской демократии отразились на ее государственном строе.

Рабовладельческая демократия в Афинах в V в. до н.э.

По своей сущности Афинское государство являлось поли­тической организацией свободных граждан, обеспечиваю­щей защиту их интересов и повиновение огромной массы рабов. По форме правления оно представляло собой де­мократическую республику, в которой афинские граждане пользовались равными правами и могли принимать актив­ное участие в политической жизни. Она окончательно сло­жилась в V в. до н.э. и просуществовала (с некоторыми пе­рерывами) до тридцатых годов IV в. до н.э.

Основными органами Афинского государства являлись: народное собрание, Совет пятисот, гелиэя. Они направля­ли и контролировали деятельность должностных лиц.

Народное собрание — верховный орган власти Афин. Оно собиралось сначала десять, а позднее сорок раз в год. При особых обстоятельствах (неожиданное нападение вра­га, стихийное бедствие) могло быть созвано чрезвычайное "собрание ужаса и смятения". Компетенция народного со­брания была обширной: оно принимало законы, издавало постановления по частным вопросам (псефизмы), избира­ло должностных лиц и производило проверку их деятель­ности, решало вопросы войны и мира, обсуждало продо­вольственное положение страны и т. д. Специальные со­брания посвящались рассмотрению просьб граждан и решению вопроса об изгнании отдельных лиц в порядке остракизма из пределов государства.

В работе народного собрания могли участвовать только полноправные афинские граждане, достигшие 20-летнего возраста. Женщины и метеки в народное собрание не допускались. Как правило, редко участвовали в его деятельности крестьяне, занятые в своих хозяйствах, хотя начиная с IV в. до н.э., за посещение собрания полагалось, вознаграждение. Для решения даже самых важных вопросов требовалось присутствие всего 6000 человек, то есть примерно 1/5 всех полноправных афинян.

Повестка дня каждого собрания определялась заранее Одно из собраний каждого месяца считалось главным. Оно проверяло деятельность должностных лиц, обсуждало продовольственное положение и др. Главное собрание шестого месяца, кроме того, решало вопрос об остракизме, обвинениях должностных лиц. На трех других собраниях ме­сяца рассматривались жалобы граждан, религиозные, ад­министративные и другие вопросы. Выступать в народном собрании и вносить проекты новых законов формально мог каждый участник. Практически же с речами выступали главным образом профессиональные ораторы — демагоги защищавшие интересы отдельных групп свободных. Зако­нопроекты предварительно вывешивались для всеобщего обозрения и поступали на обсуждение народного собрания после их рассмотрения в Совете пятисот, который по каж­дому законопроекту давал заключение. Голосование по за­конопроекту производилось поднятием руки.

Важным средством, использовавшимся в целях обес­печения стабильности законодательства, было право лю­бого участника собрания, сославшись на незаконность пред­ложенного законопроекта, потребовать снятия его с обсуждения или голосования под угрозой привлечения автора к суду. Кроме того, председатель народного собрания мог не ставить на голосование те предложения, которые, с его . точки зрения, являлись незаконными.

Принятый народным собранием законопроект становится законом только в том случае, если он не отвергался затем гелиэей.

В Совет пятисот (буле) входило по 50 человек от каждой из десяти территориальных фил. Члены совета (булевты) избирались по жребию на один год из граждан достигших 30 лет. К компетенции Совета относились воп­росы управления: осуществление дипломатических сно­шений с другими государствами, управление финансами. надзор за арсеналами, доками, флотом, регулирование торговли, контроль за должностными лицами. Последние имели право выступать в Совете и вносить на его рассмотрение свои предложения. Важнейшей функцией Совета было предварительное обсуждение вопросов, поступивших на рассмотрение народного собрания, что позволяло Совету направлять деятельность последнего.

Для ведения текущих дел Совет был разделен на10комиссий (пританий), состоящих из 50 представителей одной филы. Комиссии по очереди выполняли обязанности Совета, ежедневно избирая по жребию нового председа­теля Совета, который во время работы народного собрания являлся и его председателем. В IV в. до н.э. этот порядок был изменен: председатель стал избираться перед каждым заседанием Совета (собрания). По окончании срока службы каждый член Совета пятисот отчитывался в своей деятель­ности и мог быть привлечен к ответственности.

Гелиэя была высшим судебным органом государства и состояла из 5000 судей и 1000 запасных: по 600 человек от каждой из 10 территориальных фил. Члены гелиэи избира­лись по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. В составе гелиэи функционировали 10 коллегий, в каждой из которых было по 500 судей и 100 запасных. В целях предотвращения возможных злоупотреблений коллегиям было неизвестно, когда их призовут к исполнению обязан­ностей. Это решалось жеребьевкой в день суда.

Гелиэя была судом первой инстанции по делам о госу­дарственных преступлениях и о злоупотреблениях долж­ностных лиц и апелляционной инстанцией по делам, рас­смотренным другими судами. Она также осуществляла не­которые контрольные функции и обладала важным правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием.

Таким образом, законодательный процесс Древних Афин имел следующие стадии:

а) внесение законопроекта в народное собрание в порядке законодательной инициативы, которой обладал каждый полноправный афинский гражданин;

б) предварительное рассмотрение законопроекта Со­ртом пятисот и дача по нему заключения для народного собрания;

в) принятие законопроекта народным собранием;

г) принятый законопроект мог быть отвергнут гелиэей. Важную роль в управлении Афинским государством играли должностные лица. Основные принципы замещения должностей — выборность, срочность, возмездность, по­дотчетность и коллегиальность.

Выборы должностных лиц .осуществлялись ежегодно или открытым голосованием в народном собрании, или по жребию. Перед вступлением в должность все избранные подвергались особой проверке — докимасии, во время ко­торой выяснялись их право на занятие должности, поли­тическая благонадежность и необходимые личные качества Нельзя было занимать должность (кроме военных) дважды или две должности одновременно. Исполнение должностей оплачивалось (исключение составляли только стратеги). После истечения срока должностные лица представляли отчеты о своей деятельности Совету пятисот и гелиэе. В период расцвета Афинского государства подавляющее боль­шинство должностей было коллегиальным.