Смекни!
smekni.com

Аттикa (стр. 4 из 4)

Главными должностными лицами в Афинах были стра­теги и архонты.

Коллегия стратегов состояла из десяти членов, изби­раемых народным собранием из числа женатых и имевших недвижимость граждан. Стратеги к V в. до н.э. получили важные полномочия. Они стали распоряжаться средства­ми, отпущенными на содержание армии и флота, органи­зовывать сбор чрезвычайных военных налогов, руководить доставкой продовольствия в Афины (в мирное время граж­дане не платили постоянных налогов, последние собира­лись только с метеков). К ним перешли и некоторые полно­мочия в области дипломатических сношений: они принима­ли капитуляцию противника, заключали перемирие. Кро­ме того, они вели следствие и председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях. Наконец, стратеги имели право требовать созыва внеочередных заседаний Совета пятисот или народного собрания и принятия нео­тложных мер. Иногда из стратегов выделялся автократор, командовавший армией, а в чрезвычайных обстоятельствах получавший всю власть в государстве.

С ростом полномочий стратегов падало политическое значение архонтов. После реформ Солона девять архонтов стали избираться жребием из кандидатов, предложенных территориальными филами. Единой коллегией они действо­вали редко — при решении народным собранием вопроса об остракизме и при проверке должностных лиц. Первым архонтом считался архонт-эпоним,за которым с расцветом Дэинской демократии сохранились лишь судебные функции по семейным делам и делам о наследстве. Вторым архонтом был архонт-базилевс. Он ведал вопросами религиоз­ного культа и рассматривал в суде дела об уголовных пре­ступлениях. Далее шел архонт-полемарх, утративший имев­шиеся у него ранее функции военного командования и занимавшийся в основном делами, связанными с метеками и другими иностранцами (ксенами). Остальные шесть архонтов-фесмофетов руководили отправлением правосудия в афинских судах.

Специальные должностные лица (всего в Афинах их было около 700) управляли государственным имуществом, ведали государственной казной, наблюдали за порядком на улицах и нравственностью граждан, за торговлей на рын­ке, воспитывали и обучали молодежь, проходившую воен­ную подготовку и т. д. Свои должностные лица были в фи­лах и демах.

Суд. Высшим судебным органом Афин, как отмечалось, была гелиэя. Некоторые судебные функции сохранил арео­паг. Под председательством архонта-базилевса он рассмат­ривал дела об умышленном убийстве. По поручению народ­ного собрания ареопаг мог проводить расследование дел о государственных преступлениях. Дела о неумышленных убий­ствах рассматривались судом эфетов. Разбой, кража и дру­гие имущественные преступления — коллегией одиннадца­ти. Гражданско-правовые споры об имуществе подлежали ведению третейского суда диэтетов и (по мелким делам) коллегии сорока. Со времени Перикла были созданы суды по демам. Иногда, когда речь шла об особо тяжком преступ­лении, в качестве суда выступало само народное собрание.

Афинская армия формировалась на основе всеобщего ополчения свободных граждан в возрасте от 18 до 50 лет. Подлежащие мобилизации возрасты определялись народ­ным собранием. Во время войны каждая фила должна была выдвинуть отряд тяжеловооруженных воинов (гоплитов), ряд легковооруженных и определенное число всадников, Зажавшихся, впрочем, в пешем строю. В мирное время не афинские граждане от 18 до 20 лет обязаны были пройти генное обучение. Их нередко привлекали к несению патрульной службы на границах. Со второй половины V в. до н'3- Для охраны государственных границ стали привлекать постоянные наемные войска. Со времени Пелопоннесской войны они стали использоваться и в военных действиях. RIV в. до н.э. в армии и на флоте появились наемники. Поли­цейские функции осуществляли рабы — токсоты (около 200 человек). Возложение полицейских функций на рабов говорило об остроте противоречий между враждующими группировками господствующего класса, не доверявшими друг другу. Немаловажную роль играло и то, что выполне­ние полицейских функций представлялось свободному афи­нянину неправомерным по отношению к согражданам.

Заключение

Формальное равнопра­вие афинских граждан сочеталось с их имущественным неравенством, которое резко возросло к концу V в. до н.э. Наряду с процветанием небольшой группы крупных (по масштабам Афин) землевладельцев и торгово-ремесленных богачей значительно ухудшилось положение основной массы граждан — мелких земледельцев, ремесленников и люмпе­нов. Выросли противоречия и между афинянами и ограни­ченными в правах метеками. Все это привело афинскую демократию к острому кризису.

Кризисная ситуация резко обострилась в результате начавшейся в 431 году до н.э. Пелопоннесской войны между Афинами и фактически подвластными им государствами Афинского морского союза, с одной стороны, и Спартой, стоявшей во главе Пелопоннесского союза. Поражение в войне, приведшее к большим материальным и людским потерям, распаду морского союза и, следовательно, к ут­рате возможности пользоваться ресурсами входивших в него государств, имело своим следствием олигархический пере­ворот крупных рабовладельцев, тяготившихся демократи­ческими порядками и особенно возлагавшимися на них финансовыми обязанностями по отношению к бедноте и государству. Правда, вскоре демократия была восстанов­лена, но после капитуляции Афин в войне в 404 году до н.э. последовал новый олигархический переворот. Его успех также оказался недолговременным. Демократический строй был восстановлен, но от былого величия Афин не осталось и следа. Страна была разорена, государственная казна опу­стела, торговля пришла в упадок, морская гегемония ушла в прошлое. Крестьяне разорялись, продавали свою землю и пополняли ряды городской бедноты, не получавшей достаточной помощи от государственной казны. Недоволь­ство охватило и богатых рабовладельцев, вынужденных теперь только из своих средств поддерживать свободную бедноту — единственного; союзника перед лицом угнетае­мых рабов.7

Раздираемая внутренними противоречиями, ослаблен­ная всеобщим недовольством, афинская демократия оказа­лась бессильной оказать сопротивление возвысившейся к IV в. до н.э. Македонии. В 338 году до н.э. фаланги Филиппа Македонского разгромили греческие войска, а в 336 году до н.э. Афины вместе со всей Грецией были включены его сыном Александром в состав Македонской монархии, а за­тем одного из государств, образовавшихся после ее распа­да. Во II в. до н.э. после вторжения римских легионов Афи­ны, как и вся Греция, превратились в одну из провинций римской державы.

Список использованной литературы :

1. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Т. 1. Биография Солона.М.,1961.

2. Знаменитые греки. Л., 1961.

3. История Древней Греции. М., 1972.

4. Геродот. История. Л., 1972.

5. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. Биография Солона.

6. Аристотель. Политика. Сочинения. М., 1984. Т. 4.

7. Аристотель. Афинская политика. М., 1996.

8. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М., 1961. Т. 1. (биография Солона).

9. Геродот. История. Л., 1972; Аристотель. Афинская полития (Античная демократия в свидетельствах современников). М., 1996.

10. Колобова К. М. Возникновение и развитие Афинского государства . Л., 1988.

11. Фролов Э. Д. Греческие тираны. Л., 1972.

12. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М., 1961. Т. 1.


10 Колобова К. М. Возникновение и развитие Афинского государства . Л., 1988.

1Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Т. 1. Биография Солона.М.,1961.

5 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. Биография Солона.

11 Фролов Э. Д. Греческие тираны. Л., 1972.

9 Геродот. История. Л., 1972; Аристотель. Афинская полития (Античная демократия в свидетельствах современников). М., 1996.

7Аристотель. Афинская политика. М., 1996.