Смекни!
smekni.com

Ранние государства на территории Казахстана (стр. 2 из 8)

Все памятники относятся к двум хронологическим этапам. Первый датируется VII—V вв. до н. э. и охватывает время существования савроматской культуры; второй — соответственно IV—II вв. до н. э. и сопоставляется с сарматами.

Происхождение савроматов исследователи связывают со сруб-ной и андроновской культурами, поскольку в ней сохраняются многие традиционные черты прошлой эпохи, такие, как обычай трупосожжения, наличие в насыпи над могилами колец из камней, орнамент на глиняной посуде.

Характерной чертой всех памятников Западного и Северного Казахстана было то, что могилы ориентированы на запад с востока, а умершие погребались не в могилах, а на специально подготовленных площадках под насыпью кургана. В женских погребениях археологи часто находят каменные столики-жертвен­ники на ножках, богато украшенные резьбой. Это были своеобраз­ные переносные алтари огня.

Высокого совершенства у савроматов достигло прикладное искусство. Из золота, серебра и бронзы искусные мастера отливали и штамповали бляхи для украшения конской сбруи, мужских поясов и одежды.

Среди раскопанных савроматских памятников Западного Казах­стана наиболее яркие материалы были получены из курганных некрополей верховий р. Илек, где находились захоронения племенных вождей, военной аристократии и жрецов ранних кочевников Западного Казахстана и Южного Приуралья3.

Восточный Казахстан. Многочисленные сакские могильники расположены на Алтае в долине Иртыша и ее притоков, на северных и южных склонах Калбинского хребта, в предгорьях Чингизтау и Тарбагатая, большие, или «царские», курганы сосредо­точены в Чиликтинской долине. В горных районах, -богатых выходами камня, насыпи курганов каменные, в долинах верхнего Прииртышья для насыпей служила земля с галькой, в равнинных районах среднего Иртыша — насыпи курганов земляные. Видимо, в Восточном Казахстане обитали племена аримаспов и «стерегущих золото грифов».

В своем развитии культура сакских племен Восточного Казах­стана прошла три этапа: майэмирский (VII—VI вв. до н. о.), берельский (V—IV вв. до н. э.) и кулажургинский (Ill—I вв. до н. э.).

В конце майэмирского периода появляются захоронения всад­ника с конем. В долине Чиликты был раскопан хорошо известный Чиликтинский курган, входивший в состав большого курганного могильника. Все курганы могильника относятся к «царским». Тринадцать имеют насыпи диаметром до 100 м и высоту 8—10 м, другие — соответственно от 20 до 60 м и высоту до 5 м. Это было кладбище родовых, либо племенных вождей, на котором хоронили не одно столетие,

Раскопанный курган (Чиликтинский курган), исследованный известным археологом С. С. Черниковым, дал интереснейший материал по культуре и искусству саков Восточного Казахстана.

Диаметр кургана составлял 66, а высота 6 м. Курган был ограблен в древности, поэтому картина его сооружения, погребаль­ных конструкций, обряда захоронения неполная.

Под насыпью в центре кургана находилась яма размером 7, 10 х 8,30 м, глубиной около 1 м. В могильную яму впущена деревянная конструкция (камера) размером 4,8 х 4,6 м и высотой 1,2 м, сложенная из двух рядов лиственниц и перекрытая сверху одним рядом. На полу лежали останки двух погребенных.

Находок было много, среди них 13 бронзовых наконечников стрел, двуперых со втулкой. Сохранились кусочки колчана, сделан­ного из шкуры оленя или лошади, снятой с ноги. Шкуры сшиты сухожилиями, колчаны украшены золотыми бляшками в виде оленей. Олени изображались с поджатыми к брюху ногами и закинутыми на спину рогами. Уши и глаза украшены бирюзовыми вставками.

Найдено много бляшек, украшавших одежду, в виде орла, свернувшейся в кольцо пантеры. Из золотой фольги вырезаны фигурки кабана. Интересны бляшки в виде птиц с распростертыми крыльями. Много бляшек геометрической формы, в виде ромби­ков, треугольников, узких полосок.

Датируется Чиликтинский курган VII—VI вв. до н. э. Семиречье и Южный Казахстан. Это крупнейший регион заселении сакскими племенами — тиграхауда в Семиречье и массагетов в Приаралье на Сырдарье.

Одним из центров расселения саков была Илийская долина.

Именно здесь находились некрополи Бесшатыр, Иссыкский, Тур-генский, Кегенский и Алексеевский4-

Сакская культура Семиречья в своем развитии прошла два этапа: ранний (VIII—VI вв. до н. э.) и поздний (V—III вв. до н. э.). Наиболее полные представления о царских памятниках позднего этапа дает Бесшатырский могильник, относящийся к середине I тыс. до н. э., и курган Иссык. Могильник Бесшатыр находится на правом берегу р. Или, в урочище Шилбыр и состоит из 33 кургана. Все курганы могильника делятся на две группы: большие — диаметром от 45 до 105 м, высотой 6—18 м, средние — соответствен­но 25—40 м, высотой 5—6 м и малые — 6—20, высотой до 2 м. Большой Бесшатырский курган и сейчас поражает своими размера­ми: диаметр его насыпи 104, высота — 17 м. Под насыпью Первого Бесшатырского кургана находилась деревянная постройка, сделан­ная из бревен тяньшанской ели. Она состоит из погребальной камеры и коридора-дромоса. Стены постройки сложены из 15 рядов бревен, сверху перекрытых накатом из таких же бревен. Еще выше были положены камышовые маты, связанные веревками. После совершения захоронения, коридор был заложен камнем.

Курганы 'могильника разграблены, но грабители не смогли забрать все. Найдены короткие железные кинжалы-акинаки, ос­татки колчанов с бронзовыми наконечниками стрел. Датируются могильники V в. до н. э.

Одним из замечательных сакских памятников Семиречья явля­ется курган Иссык, входивший в состав могильника Иссык, находя­щегося в 50 км восточнее г. Алма-Аты, в предгорьях Заилийского Алатау. Диаметр кургана 60, высота б м. Под земляной насыпью два захоронения — центральное и боковое. Центральное разграб­лено, боковое осталось непотревоженным. Могила, куда был поставлен деревянный сруб из обтесанных бревен тяньшанской ели, размерами 2,9 х 1,5 м и глубиной 1,5 м. Пол уложен из 10 хорошо подогнанных досок. Как удалось установить, часть пола, на котором лежал покойник, была застлана матерчатой подстилкой, украшенной мелкими золотыми бляшками. На ней когда-то лежал труп на спине, головой на запад, в полном парадном облачении, с оружием. По определению антропологов, умершему было 17—18 лет, рост 165 см.

У южной стены стояла деревянная посуда: четыре прямоуголь­ных блюда, черпак и миска. У западной стены стоял глиняный краснолощеный кувшин и миски. Тут же лежали серебряная ложка с изогнутой ручкой, конец которой сделан в виде головы цапли, серебряная чаша (фиал) с восьмилепестковой розеткой на дне, миниатюрная серебряная чашечка с двумя строками надписи из 26 знаков. За головой умершего стояла еще одна позолоченная чаша, в которой лежали золотые бляхи в виде когтя и клюва хищной птицы — магические талисманы. У левой руки погребенного лежала стрела с позолоченным древком и золотым наконечником. Рядом — нагайка, ручка которой обернута золотой лентой, а в обшитой золотом туалетной кожаной сумочке лежало бронзовое зеркало и кусочек охры.

Покойник был одет в замшевую красную куртку, от которой сохранились маленькие кусочки, сплошь обшитую золотыми треу­гольными бляшками, имитирующими пластинчатый доспех. Кожа­ные, заправленные в сапоги, штаны украшены кантом, из золотых бляшек, голенища йожаных сапог обшиты треугольными бляшка­ми, борта куртки — рядом блях в виде оскаленной морды барса, а талия была стянута кожаным поясом с нашитыми массивными золотыми бляхами. Всего их тринадцать — три в виде фантастичес­кого существа с коне-оленегрифоном и 10 блях — в виде головы лося.

Голову погребенного украшал высокий кожаный колпак с золотыми фигурами зверей и птиц, перьями и стрелами, изобража­ющими горы, на которых растут деревья, а на ветвях сидят птицы. Верх колпака венчала миниатюрная фигурка горного барана — архара.

На шее умершего — гривна, концы которой украшены головка­ми барсов, в ухо вдета серьга с зернью и бирюзовыми подвесками. На двух пальцах надеты перстни — один с гладким щитком, другой с изображением головы человека в нимбе из лучей.

На поясе справа висел длинный меч в деревянных, окрашенных в красный цвет ножнах. Меч железный, он имеет серповидное навершие ручки. Слева подвешен кинжал-акинак. На железном его клинке посередине из золота выполнено изображение извива­ющихся змей. Ножны кинжала украшены накладными пластинка­ми, одна с изображением коня, другая — оленя. Датируется курган Иссык IV в. до н. э.

Истоки культуры саков Приаралья лежат в культуре поздней бронзы, известной по раскопкам могильника Тегискен. Раскопки сакских могильников Уйгарак и Южный Тегискен свидетельствуют о том, что они были сооружены в VII—V вв. до н. э. Насыпи курганов песчаные, под ними находились два типа погребальных сооружений: погребение на поверхности земли на камышовых подстилках, внутри легкой деревянной каркасной постройки или шалаша. В погребении отмечен обряд трупосожжения. Второй тип представлен захоронениями в грунтовых ямах5.

Похороненные в могильнике Уйгарак принадлежали к верхуш­ке саков-массагетов.

При раскопках обнаружен многочисленный погребальный ин­вентарь: лепная глиняная посуда и керамика, сделанная на гончар­ном круге южного происхождения, каменные жертвенники и оселки — точильные камни. В одном захоронении обнаружен железный меч в деревянных ножнах, украшенных бляхами в виде волков, остатки конской узды — удила с псалиями.

Много изделий прикладного искусства: изображения животных, золотые бляшки с изображением оленя, сайгака, лошади, горного козла, льва, барса, хищных птиц. Культура саков Приаралья занимала как бы промежуточное положение между двумя культур­ными ареалами — европейским и сибирским.

Культура массагетов достигла своего расцвета в середине I тыс. до н. э. Это было время становления в Приуралье Хорезмийского государства. Экономические и культурные связи между оседлыми оазисами и степью достигли в это время высокого уровня. Под