Смекни!
smekni.com

Ранние государства на территории Казахстана (стр. 6 из 8)

Сложным является вопрос об этническом характере населения Кангюя. До сих пор нет единого мнения о том, на каком языке говорили кангюйцы. По мнению А. М. Бсрнштама, кангюйцы были тюркоязычным народом. Другие исследователи полагают, что кангюйцы принадлежали к кругу североиранских скотоводчес­ких племен, которые лишь в середине I тыс. н. э. под влиянием переселения на Сырдарью тюркских племен стали менять свой этнический облик и язык. Б. А. Литвинский считает, что кангюй­цы были потомками ираноязычных саков. Название Кангюй, по его мнению, можно истолковать как название одного из сакских племен — «люди в кожаных одеждах» (или доспехах)13.

Археологические исследования последних лет позволяют пред­ставить внешний облик кангюйцев по рисункам их современников. Они дошли до нас в виде гравированных изображений на костяных пластинках, некогда нашивавшихся на кожаную основу. Пластины были обнаружены при первых раскопках кангюйских курганов рубежа первых веков вблизи городища Курган-Тепе в Самарканд­ской области. На одной из них изображена сцена сражения конных и спешенных витязей, на другой — конная охота. Все участники баталии и охоты принадлежат к единому этническому типу. У всех вытянутые, заостренные к макушке головы с невысоким лбом. Волосы зачесаны вверх, у висков убраны назад за уши. Глаза ромбовидные, носы крупные, с небольшой горбинкой, энергичные подбородки. Портрет венчают свисающие до подбородка усы и бородка. На воинах на кафтаны надеты защитные доспехи из нашитых пластинчатых, полуовальных либо чешуйчатых пластин;

на головах округлые шлемы, шеи покрыты бронированными воро­тниками; облегающие штаны, натянутые штрипками под ступня­ми.

Оружие представлено длинными копьями с ланцетовидными наконечниками; длинные двулезвийные мечи, ножны которых крепятся к поясу двумя ремешками, сложносоставной лук, стрелы с трехгранными наконечниками; длинный трехчастный колчан с широким отделением для лука и двумя узкими — для стрел. Овальный щит обит пластинами. У одного из воинов имелся боевой топорик — клевец." Бронированные всадники сидят на незащищенных доспехами конях. Гривы коней подстрижены, меж­ду ушами — челка, собранная в пучок.

Археологические памятники. В районах, где когда-то господ­ствовали кангюйцы, археологи выявили большую группу памятни­ков и отнесли их к археологическим культурам (культурой считает­ся совокупность определенных памятников, предметов, учрежде­ний, идей, образов поведения и т. д.) — каунчинской и отрарско-каратауской. Первая была распространена в Ташкентском оазисе, вторая — в районах среднего течения Сырдарьи и предгорьях Каратау до Таласа.

Наиболее хорошо изученным памятником каунчинской культу­ры является поселение Актобе неподалеку от Чардары, располо­женное на правом берегу Сырдарьи. Один из раскопов полностью вскрыл дворцовое здание, прямоугольное в плане, размером 28 х 18,5 м. Дворец состоял из пяти крестообразно расположенных помещений, входного комплекса и двух коридоров, огибающих постройку с запада и востока. В центре находился квадратный зал (3,6 х 3,6 м), который сообщался со всеми остальными помещения­ми арочными проходами. Он был когда-то перекрыт плоской кровлей.

Помещения, расположенные вокруг зала, перекрыты коробовы-ми сводами, а одно из них — куполом, который является одним из ранних типов купольных перекрытий в Средней Азии и Казахста­не. Важную роль в конструкции здания играла крыша, на которую можно было попасть по лестнице и через люк в своде. Стены, перекрытия, арочные проходы во дворце выполнены из прямоугольного и квадратного сырцового кирпича.

Поселения кангюев обычно окружены курганными могильника­ми, из них раскапывались Шаушукумский, Жаман-Тогай, Торебай-Тумсык. Захоронения совершались в катакомбах с дромосом, перпендикулярным их длинной оси. В могилах находились парные и единичные захоронения по одному, два и более сосудов, бусы, железные пряжки, сурьматши (приборы для краски бровей).

Одним из крупных центров концентрации памятников отрарско-каратауской культуры являлся Отрарский оазис. На ле­вом берегу р. Арыси на сравнительно небольшой территории (около 100 кв. м) находятся остатки двух десятков бугров — тобе — различной величины: Пшук-Мардан, Костобе, Чаштобе, Сейтман-Тобе, Ахайтобе, Чольтобе и др.

Самый крупный носит название Кокмардан, по названию урочища, где сосредоточено основное число памятников. Развали­ны состоят из двух частей: основного бугра и всхолмлений рядом с ним. Основной бугор — центральная часть городища — находится на острове, образованном на месте слияния двух древних протоков Арыси. Площадь бугра чуть более двух гектаров, а наибольшая высота 15 м. Севернее, в полукилометре обнаружен городской

некрополь, состоящий из нескольких десятков оплывших курганов высотой до 2—2,5 и диаметром до 15 м.

Раскопки велись одновременно на городище и курганном мо­гильнике. Дома, как правило, однокомнатные (вторая комната была кладовой), заглублены в землю, вернее в культурный слой, поэтому с улицы в них вели три-пять ступенек. Замечено, что двери у дома устраивались вблизи одного из углов. Напротив входа, ближе к центру, находился прямоугольный напольный очаг.

По периметру комнаты у стен стояли невысокие суфы-лежанки. В углах, у стен, устраивались сосуды для воды и-пищи, обычно это хумы, водоносные кувшины, горшки.

Рядом с очагом на полу лежали зернотерки и жернова. Целые или в обломках, они найдены почти в каждом доме. Иногда в домах сооружался специальный постав для жернова.

Хозяйство, ремесло, сельское хозяйство. Как обычно, основной материал, который находят археологи при раскопках древних городов и поселений, — керамика: сосуды для приготовления пищи — котлы, горшки с крышками, сковороды, очажные подставки;

сосуды для переноски воды — широкогорлые кувшины с одной или двумя ручками, кувшины с горизонтальной ручкой, двуручные | горшки. Как уже отмечалось, продукты хранились в больших И сосудах — хумах, которые вкапывали в землю. И, наконец, столо­вые, изящно сделанные кружки, кувшины, чаши.

Кангюйцы умели выплавлять железо, делать из него предметы обихода. Найдены круглые крицы — заготовки железа, из которых кузнецы выковывали серпы, ножи, наконечники стрел.

Из кости изготавливались накладки для сложносоставных лу­ков, ручки ножей, булавки, застежки, различного рода амулеты. Интересны амулеты из фаланг волка, орла, собаки. Оригинальны выточенные из кости булавки с фигурными головками.

Ювелирные изделия и украшения делались из золота, бронзы. Найдена, например, бляшка из золотой фольги с вставкой из красного камня, оконтуренного ложной зернью. Бусы делали из граната, сердолика, бирюзы, разноцветного стекла.

Предметы вооружения представлены железными трехлопастны­ми наконечниками стрел, сложными луками с костяными наклад­ками, короткими железными мечами и однолезвийными кинжала­ми. Много пряжек из железа и бронзы, оставшихся от кожаных поясов. Среди украшений — каменные, металлические, стеклян­ные бусы, серьги и подвески со вставками из цветных камней, с гроздьями бронзовых или золотых шариков, гривны, сплетенные из проволочных дротов, шпильки.

На развитое земледелие указывают находки зерен злаковых, наличие зерновых ям, соломы в обмазке пола и в сырцовом кирпиче, множество зернотерок и хумов для хранения зерна. Обработка почвы производилась каменными мотыгами, находки которых обычны на поселениях. Использовались и костяные земледельческие орудия.

Ирригация в первые века н. э. имела ограниченные размеры. Как правило, она сводилась к использованию воды при помощи простейших приемов. Предварительное изучение ирригации в урочище Кокмардан показало, что для орошения использовались обвалованные старицы Арыси и дамбированные протоки, из кото­рых выводились каналы, подводившие воду к полям и огородам.

Важной отраслью хозяйства являлось скотоводство. Большое количество костных останков домашних животных: лошадей, овец, коз, крупного рогатого скота на древнезсмледельческих поселени­ях — достаточно наглядно свидетельствует о значимости скотовод­ства.

В жизни поселенцев большую роль играла охота. При раскопках найдены кости косули, тау-теке, архара, сайгака. Часто встречаются рога архара и марала, служившие для изготовления разнообразных изделий. Охотились на водоплавающую птицу — уток, гусей, пеликанов. Было развито рыболовство, о чем свидетельствуют находки рыбных костей и чешуи. Рыбу били гарпунами, ловили различными рыболовными снастями.

Определенное значение в хозяйстве играл сбор плодов дикорас­тущих яблонь, груш, урюка, боярышника, фисташки.

Таким образом, на рубеже н. э. и в первой половине I тыс. н. э. на юге Казахстана существовало и развивалось крупное могущес­твенное государственное объединение — Кангюй, которое играло важную роль в истории Востока. Население его занималось земледелием и скотоводством, ремеслами, торговлей. Кангюй был связан политическими, экономическими и культурными связями с Китаем, Парфисй, Римом и Кушанской империей'4.

§ 6. Хунну

В истории широко известно имя гуннов. Название исчезнувше­го народа ассоциируется с воинственностью, жестокостью и вар­варством. Гунны во главе с Атиллой делали опустошительные набеги на европейские страны, они положили начало великому переселению народов. Все это знакомые события европейской истории. Менее известны азиатские племена гуннов, обитавших в Центральной Азии, в том числе, на территории Казахстана в последние века до н. э. — первые века н. э. В исторической литературе они известны под именем хунну или сюнну15.