Смекни!
smekni.com

Убийство, предусмотренное п. "з" ч.2 ст. 105 УК РФ: уголовно-правовая характеристика, проблемы квалификации (стр. 2 из 9)

Однако, как справедливо отмечает В.Ф. Антонов, «появление человека возможно и вне процесса физиологических родов. Например, женщина, находящаяся на последних месяцах беременности, погибает во время хирургической операции. Однако врачам удается отделить плод от утробы матери и поддерживать его дальнейшее развитие при помощи медицинских препаратов. Прерывание процесса жизнеобеспечения в данной ситуации вполне может расцениваться как убийство»[13].

В связи с изложенным следует признать правильной точку зрения, высказанную еще В.Д. Набоковым, согласно которой началом жизни следует признавать появление какой-либо части тела жизнеспособного ребенка из утробы матери. Уничтожение плода до этого момента не образует состава убийства.

Уголовно-правовое значение имеет и момент окончания жизни. Таковым считается наступление физиологической смерти, когда вследствие полной остановки сердца и прекращения снабжения клеток кислородом происходит необратимый процесс распада клеток центральной нервной системы, исчезает электрическая активность мозга. Временная приостановка работы сердца, остановка дыхания, понижение температуры тела (клиническая смерть) не означают окончания жизни.

При раскрытии категории «момент смерти человека» необходимо руководствоваться Законом РФ от 22 декабря 1992 г. № 4180-I «О трансплантации органов и (или) тканей человека», Приказом Минздрава РФ от 4 марта 2003 г. № 73 «Об утверждении Инструкции по определению критериев и порядка определения момента смерти человека, прекращения реанимационных мероприятий»; Приказом Минздрава РФ от 20 декабря 2001 г. № 460 «Об утверждении Инструкции по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга»[14].

Непосредственный объект в уголовно-правовой науке «по горизонтали» делится на основной и дополнительный, а последний, в свою очередь, на обязательный и факультативный. В связи с этим следует отметить, что факультативным дополнительным объектом убийств, предусмотренных п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ выступают отношения собственности.

Потерпевшим от убийства может быть любой человек «не зависимо от возраста (новорожденный, престарелый, молодой и т.д.), морального и физического облика и состояния (негодяй или весьма порядочный человек; физически и умственно здоровый или тяжело больной, невменяемый и т.д.)»[15]. Это имеет также непосредственное отношение к проблеме эвтаназии (лишения жизни безнадежно больного человека по его просьбе с целью прекращения его страданий). Согласно ст. 45 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» медицинскому персоналу запрещено осуществление эвтаназии любыми средствами и способами, в том числе путем прекращения искусственных мер по поддержанию жизни[16].

Здесь же следует отметить, что убийством является лишение жизни другого человека, то есть причинение смерти самому себе не является преступлением. Как отмечает Г.Н. Борзенков, «с точки зрения современных представлений об уголовной ответственности такое указание может показаться излишним»[17].

Как уже отмечалось, объективным признаком убийства является причинение смерти, то есть совершение лицом деяния, последствием которого является смерть потерпевшего. «Вместо слов «причинение смерти» для характеристики объективной стороны убийства иногда пользуются выражением «лишение жизни». Оба выражения равноценны»[18]. Таким образом, с объективной стороны убийство как типичное преступление с материальным составом представляет собой единство трех элементов:

1) деяние (действие или бездействие), направленное на лишение жизни другого лица;

2) смерть потерпевшего как обязательный преступный результат;

3) причинная связь между деянием виновного и наступившей смертью потерпевшего.

С физической стороны действие характеризуется активным поведением человека. Оно всегда проявляется в телодвижении, но не сводится лишь к нему, так как обычно включает в себя не одно, а несколько телодвижений. Но главной для преступного действия является не физическая, а социальная характеристика, в качестве которой выступает его общественная опасность. Общественно опасным является действие, которое причиняется вред объектам, охраняемым уголовным законом, либо ставит их под непосредственную угрозу причинения вреда. Если действия не общественно опасные, то они не могут быть признаны преступными и не могут влечь уголовной ответственности.

Чтобы иметь уголовно-правовой характер, действие должно быть обязательно волевым. Не имеет уголовно-правового характера активное поведение человека, допущенное им под влиянием неправомерного физического принуждения со стороны другого лица или других лиц. Таким образом, уголовно-правовое действие представляет собой общественно опасное, волевое и активное поведение человека. Убийство может быть совершено как с помощью каких-либо орудий или средств, так и путем непосредственного физического либо психического воздействия виновного лица на потерпевшего.

Как уже было отмечено, преступление с объективной стороны может быть совершено не только путем действия, но и путем бездействия. Под уголовно-правовым бездействием понимается общественно опасное, волевое и пассивное поведение. Оно заключается в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей. Пассивность поведения лица – это не физическая его (поведения) характеристика, а социальная. В физическом смысле лицо может вести себя очень активно, но если оно при этом не выполнило определенной обязанности, налицо уголовно-правовое бездействие.

Как и уголовно-правовое действие, бездействие носит правовой характер лишь тогда, когда оно является волевым. Пассивное поведение, лишенное волевого характера, не влечет за собой уголовной ответственности. Поэтому также, как и при действии, уголовная ответственность за бездействие не наступает, если оно совершено под влиянием непреодолимого физического принуждения.

Каждое уголовно-правовое деяние вызывает определенные изменения в охраняемых уголовным-законом объектах, которым причиняется вред или которые ставятся под непосредственную угрозу причинения вреда.

Преступное последствие – это и есть причинение определенного вреда объектам уголовно-правовой охраны в результате совершенного общественно опасного деяния. Последствием убийства выступает смерть потерпевшего.

В зависимости от характера вредных изменений в охраняемых уголовным законом объектах законодатель конструирует объективную сторону состава преступления двояким образом. В ряде случаев наличие оконченного состава преступления уголовный закон связывает лишь с наступлением определенных последствий. Такие преступления именуются преступлениями с материальным составом. Убийства относятся к преступлениям с материальным составом и являются оконченными в момент наступления смерти потерпевшего.

Наконец, еще одним признаком объективной стороны при убийстве является причинная связь между действием (бездействием) виновного и наступившей смертью потерпевшего.

При решении вопроса о наличии или отсутствии причинной связи между деянием и наступившим последствием необходимо исходить из того, что она является объективной, существующей вне зависимости от нашего сознания связью, в силу которой действие (бездействие) порождает и обуславливает возникновение последствия. Отсутствие причинной связи между деянием и наступившей смертью потерпевшего либо исключает полностью уголовную ответственность за лишение жизни, либо влечет иную квалификацию деяния.

Причина – это философская категория, отражающая одну из форм всеобщей объективной связи, взаимозависимости и взаимообусловленности предметов, явлений, процессов, происходящих в природе и обществе. Под причиной понимается явление, которое закономерно с внутренней необходимостью порождает другое явление, рассматриваемое как следствие.

Любая причинная связь, в том числе и причинная связь в уголовном праве, характеризуется рядом признаков. Наиболее общим признаком любых причинных связей является их многозначность. Это означает, что в реальной действительности редко бывают ситуации, когда одно последствие порождается одной причиной. Обычно сама причина вызывается рядом обстоятельств и, в свою очередь, порождает также не одно, а несколько самых разнообразных явлений – следствий. В связи с этим причинная связь чаще всего есть не взаимодействие двух явлений, а совокупность ряда явлений.

Следующим условием установления причинной связи является определение внешней последовательности явлений, принимаемых за причину и следствие. Общественно опасное деяние (действие или бездействие) должно по времени предшествовать преступному последствию.

Определяющим для установления причинной связи является вывод о том, что смертельный результат – необходимое последствие действия (бездействия) виновного в конкретных условиях места и времени. Как справедливо отмечает В.И. Макринская, «в отличие от других признаков объективной стороны убийства причинная связь не всегда очевидна. Нельзя не учитывать и того, что не всякая связь между деянием и последствием свидетельствует о наступлении смерти потерпевшего в результате рассматриваемого деяния. Признавая, что беспричинных явлений не бывает, надлежит выделять необходимость как проявление внутренней закономерности явлений и отличать ее от случайности, которая отражает иного рода связи и отношения между явлениями внешнего мира и при которой последствия, наступившие в результате действий лица, объективно не связаны с последними. Поэтому, анализируя объективную сторону убийства, необходимо не только устанавливать факт смерти потерпевшего в результате определенных действий, но и отграничивать действительную причинную связь этих действий и наступивших последствий от случайной связи»[19].