Смекни!
smekni.com

Истоки и корни народа русского (стр. 8 из 12)

В этой связи Б.А.Рыбаковым обработан и изучен уникальнейший материал севернорусской вышивки. Уникальным является тот факт, что эти вышивки отражают языческие мировоззрения древних славян и являются своего рода рисунками-схемами культовых святилищ, а также изобилуют всевозможной первобытной культовой оберегающей символикой.

Историки школы «Анналов» не даром характеризуют крестьянскую цивилизацию как «долгая длительность» или «спящая история» (Шкуратов, с.100). Народное искусство хранит чрезвычайно глубокий пласт религиозных представлений, хотя истинное назначение символики утеряно, стерлось из памяти, ткани с вышитым узором составляли неотъемлемую часть каждого дома, рисунки узоров передавались из поколения в поколение как традиция предков; в доме вышивка делалась, дом и домочадцев она украшала. Не меньшее значение для изучения домашней атрибутики имеет архитектурная домовая резьба, которая также, как и вышивка имеет глубокие языческие корни и является оберегающей символикой дома. В этой связи Б.А.Рыбаковым проведено не менее интересное и ценное исследование.

Основные выводы из этого исследование, сделанные Б.А.Рыбаковым:

1. Древние славяне-язычники рассматривали свой дом как крепость, защищающую их от враждебных духов-навьев. Навьи - «чужие, иноплеменные мертвецы, души врагов и недоброжелателей, души людей, которых за что-то покарали силы природы (души утопленников, съеденных волками, «с дерева падших», убитых молнией и т.п.)», которые одновременно были и упырями-вампирами, которые нападали на беременных женщин и на детей и пили их кровь; различного рода моры (эпидемии), несчастья (голод, нападение врагов...) расценивались славянами как деяния этих недружественных сил.

2. Дом - это не только семейная крепость, но и семейный храм: внутри дома проводился целый ряд языческих празднеств, не только узкосемейных (рождение ребенка, похороны, свадьба...), но и почти все общесельские или общеплеменные «соборы» и «события» проводились в двух планах: какая-то часть обряда совершалась на площадях, в святилищах и требищах, а какая-то - каждой семьей в своей хоромине, у своей печи, у своего «коника» (от слова «кон» - «начало», «основа») - священного печного столба, которому нередко по созвучию с названием лошади придавалась форма головы..

3. Постройка дома сопровождалась множеством магических обрядов и поверий. Трудно сказать, какие из этих поверий могут относится и к началу нашей эры, но можно предположить, что иногда встречающаяся традиция укладывать конскую голову под угол дома могла тянуться с тех времен, когда лошадь имела большое значение в жизни наших предков-сколотов скифского периода, хотя «этот сюжет мог возникнуть и под влиянием веры в волшебную силу «коника». После завершения постройки устраивался пир.

4. Хоромы были хорошо защищены от злых духов-душ (навий). Доброжелательные языческие символы размещались на самых уязвимых участках жилища и двора: изображения символов света и солнца [3][AK1] , «громовые знаки», фигура богини-Матери Земли на вершине строения, конские головы и т.п. Обратим внимание на то, что и в архитектуре и в одежде был последовательно проведен один и тот же принцип размещения заклинательного орнамента - оберегались все проемы, все отверстия, через которые всевозможные злыдни могли проникнуть к человеку. Элементами таких орнаментов были солярные знаки (наиболее устойчивым является круг с 6 радиусами («знак Юпитера»), изображения матери-земли Макоши с поднятыми руками, кони, земледельческие знаки (ромб, поделенный на 4 части или какие-либо другие фигуры, составляющие ромб) и т.д.

5. Для защиты дома от злых духов на фронтоне дома наносился резной или выжженный орнамент с элементами, означающими восходящее солнце, солнце в зените и заходящее солнце. Это была своего рода космологическая система (макрокосмос), предполагающая непрерывное движение солнца по небу, что противопоставлялось потусторонним силам и надежно оберегало дом от их проникновения. Окна защищались наличниками с соответствующим орнаментом. Во дворе расставлялись различные оберегающие знаки - идолы, на колья ограды надевались имевшие магическую силу битые горшки, навешивались счастливые камни с естественным отверстием («куриный бог»)...

6. Внутреннее убранство дома также имело оберегающие символы - лошадиные головы на полках, солярные знаки и знаки плодородия, стол, кадки для воды и сусеки для хранения зерна покрывались расшитыми полотенцами с оберегающим орнаментом - особенно хорошо защищались предметы быта, относящиеся к приему и приготовлению пищи, а также к изготовлению одежды.

7. Наравне с домом особо защищалась и одежда, так как она оставалась единственным оберегающим прикрытием от нечисти вне дома-крепости. В одежде магическим охранительным узором покрывались: ворот, обшлага рубахи, подол, разрезы на рубахе или сарафане. Сама ткань считалась непроницаемой для духов зла, так как в ее изготовлении участвовали предметы, изобильно снабженные магическим орнаментом (трепало, прялка, ткацкий стан). Особое значение придавалось амулетам «оберегам», а также различным украшениям со священными символами.

Все эти выводы Б.А.Рыбаков сделал на основании этнографического материала, а также исходя из письменных источников, подтвержденных археологическими материалами различных средневековых кладов и захоронений. Все вышеперечисленные охранительные меры присутствовали в быту крестьянина средневековой христианской Руси, что говорит о силе языческих традиций. Б.А.Рыбаков говорит о том, что оберегающие обряды имеют глубокие исторические корни, о чем свидетельствует широко представленная магическая символика. Можно предположить, что подобные особенности быта и жилища имели место и 2000 лет назад, только нужно сделать скидку на скудность и относительную примитивность быта славян-земледельцев этого периода. Принимая во внимание мифологическую основу представлений древних восточных славян, существование злых, вредных духов врагов («упырей»), противопоставляемых добрых духам предков и их культ в этот период вполне вероятен.

б) Священные места внутри поселка.

Как мы уже знаем, многие празднества и магические обряды проводились всеми представителями поселка вместе. Хотя люди живут уже семьями, но коллективное единство общины составляет все еще их жизненную потребность: все основные обряды проводятся поселком, а более значительные - племенем, как мы увидим ниже, существуют даже межплеменные места «соборов», предназначенные для исключительных целей.

Примером зарубинецкого культового места внутри поселка может служить селище «Грудок» близ Почепа в бассейне Средней Десны, куда в первые века н.э. направилась славянская колонизация из Среднего Поднепровья.

В середине раскопанного пространства, среди большого количества прямоугольных жилищ со следами мощных печных труб обнаружена круглая в плане постройка, диаметр ее 5 м. Среди вещевого материала там найдена редкостная для этой культуры вещь - египетская печать I - III века нашей эры из голубой пасты с фигурой лежащего льва (вероятно, «диковина» - предмет гордости и самое ценное, что осталось у поселян после сарматского разграбления, была отдана божеству-покровителю и находилась в его святилище). Рядом с круглой постройкой был открыт дом с интереснейшей посудой в нем: в одном и том же доме найдены и миска со знаком плодородия и горшок с четырьмя знаками, представляющими идеограммы вспаханного и засеянного поля[4], по горловине сосуда идет кругом орнамент из каплеобразных круглых вдавлений. В целом орнамент отображает следующее: «небесная влага орошает нивы», т.е. содержит главную идею аграрно-магических заклинаний. По мнению Рыбакова, это могло быть местом хранения священной посуды[5], а сама церемония варки первых плодов, проводилась в круглом помещении - святилище.

После реконструкции находок «святилище» получает следующий облик: вход в круглое строение оформлен двумя подпорами и ступенькой, находится в 12-15 шагах напротив дома со священными сосудами. Внутри в центре расположено круглое глинобитное сооружение (глина обожжена), которое представляет из себя очаг или очаг-жертвенник, у жертвенника - большой (главный) идол, в глубине ротонды слева и справа от главного идола ниши, где располагались идолы меньшего значения, что свидетельствует о политеистических религиозных воззрениях славян-земледельцев зарубинецкой культуры. Но что это за боги, остается только догадываться. И вот здесь Б.А.Рыбаков проводит удивительную аналогию, о которой мы уже говорили раньше, когда касались вопроса о жилище древнего славянина, сравнивая внутреннюю обстановку «святилища» с рисунками русской северной вышивки. У таких вышивок часто присутствовал мотив богини в храме. На них в середине, во всю высоту показанного как бы в разрезе здания, изображался огромный идол Макоши с опущенными в земле руками; календарно эта поза богини может быть приурочена к купальской обрядности (23-29 июля), ко времени начального созревания колосьев и появления первых плодов этого года (горох, бобы). Макошь указывает на землю, уже произрастившую растения, тогда как в вышивках, связанных с весенними обрядами, Макошь воздевает руки к небу, к верховному божеству с мольбой о солнце и дожде для только что посеянных семян. Большой центральный идол Макоши сопровожден двумя идолами рожаниц - Лады и Лели, стоящими по сторонам «Матери Урожая» - Макоши. Исходя из рисунков вышивки, можно допустить, что святилище не было закрытым помещением, а представляло навес со столбами, шедшими по кругу, внутри которого находились три идола и жертвенник. Периметр такой землянки мог служить круговой земляной скамьей вокруг главного идола и очага, на котором в горшке со знаками плодородия варилось священное варево из первых плодов.