Смекни!
smekni.com

Исторические взгляды Н.В. Шелгунова (стр. 4 из 17)

Время существования северокитайских неолитических племен совпадает с периодом легендарной династии Ся. До этой династии и во время её правления в Китае якобы был «золотой век». Как сообщают древние легенды и мифы, первыми носителями мудрости «Небесного пути» на земле стали «три императора» – Фуси, Шэньнун и Хуан-ди – и затем пять правителей, наиболее известными из которых были Яо, Шунь и Юй.

Шэн – «совершенная мудрость», традиционное для китайской культуры обозначение высшей степени интеллектуально-нравственного и духовного совершенства, реализуемого главным образом в способности к идеальному правлению. Согласно Конфуцию «совершенно мудрыми» были полумифические и исторические правители древности – Яо(2356-2255 год до н.э.), Шунь (2255-2205 год д н.э.), Юй ( основатель династии Ся,2205-2197 год до н.э.), Чэн Тан (основатель династии Шан, 1766-1753 год до н.э.), Вэнь-ван, У-ван, Чжоу-гун (основатели династии Чжоу, 12-11 вв. до н.э.). Китайские мифы и легенды, вошедшие в ранние исторические памятники, приписывают этим героям изобретение необходимых вещей. Фуси, например, создал сети и силки для ловли птиц, животных и дал древним китайцам знаменитые восемь триграмм (графические фигуры из трех черт). На протяжении тысячелетий сочетания этих триграмм считалось вершиной философской мысли, понять которые может только «совершенно мудрый» человек. О времени правления императора Хуан-ди в традиционной китайской истории, хранятся конкретные, хотя и легендарные сообщения, имена «Желтый император» или «Желтый предок» по традиции приписываются ему как «основателю» китайской цивилизации. В системе религиозно-мифологических представлений он – изобретатель топора, ступы, лука, и стрел, одежды и обуви, литейного дела, колесницы, лодки, музыкальных инструментов. В «Гуань-цзы» (3 в.) говорится, что «пять стихий»- правильнее будет сказать пять действий, были созданы Хуан-ди, наряду с пентатоникой и пятью чиновничьими рангами. Огонь, дерево, почва, вода, металл – универсальная схема, согласно которой, все основные параметры мироздания – пространственно- временные и двигательно-эволюционные имеют пятиконечную структуру. Причем, Хуан-ди является одним из пяти божественных сторон света, представляющее центр, то есть главенство, что соответствует элементу «земля». Также его считали покровителем портных, архитектуры и наряду с Шэньнуном, и Фуси, - медицины. Самой распространенной легендой о деятельности Хуан-ди является его борьба с вождем южных племен Чию. Люди этих племен, гласит легенда, питались галькой, лбы у них были железные, головы медные, а волосы как острые мечи. Племена Чию напали на мирных землевладельцев в долине Хуанхэ, и тогда, Хуан-ди призвал свой народ. Вождь южных племен просил богов послать на землю ураган с дождем, но Хуан-ди попросил послать засуху. Утих ураган, Хуан-ди разбил племя Чию и убил их вождя. Хуан-ди, добившись победы, справедливо правил на китайской земле, а после него правили Яо, Шунь и Юй, ¹

1. Итс Р.Ф., Смолин Г.Я. Очерки истории Китая с древнейших времен до

середины XVII в. Л., 1961г.

тоже справедливые правители – его потомки. Потомками Хуан-ди древние летописи считали правителей династий Инь и Чжоу.¹

Время его правления охарактеризовано Шелгуновым положительно. Хуан-ди приписывают введение десятичной линейной меры, создание присутственного места для ведения национальной китайской истории. Так же считается, что он

собрал штат астрономов для составления календаря и наблюдения за звездами, в это же время были построены дороги, введена монета, учреждены школы.

Его преемникам (Яо, Шунь, Юй) приписывается установление обычая отречения от власти в пользу более достойного, выдвинутого народом. Яо, Шунь, Юй – испрашивали совета глав семей и родов, вели борьбу с другими племенами и давали древним предкам китайцев возможность жить в мире и согласии. Приведу цитату из книги: «Привилегия императорской крови существует только до тех пор, пока она оправдывается действительными заслугами, в противном же случае или в случае вины член императорской фамилии может не только лишиться своих титулов и привилегий, но и снизойти до положения простолюдина, не имея в этом случае права носить даже знак мандаринского достоинства». На основании этих данных необходимо отметить, что в первоначально императорство в Китае не было наследственным.

Также Шелгунов пишет о нововведении Яо, которое принесло ему славу хорошего правителя. Идея состояла в следующем: Яо приказал повесить у ворот дворца доску, на которой каждый китаец мог написать свое мнение об управлении, об улучшении благосостояния, так же мог указать ошибки императора. После удара в висевший рядом с доской барабан, император тотчас приказывал принести доску.

По мнению, Николая Васильевича, это новшество показывает, с каким вниманием правитель относился к мнению простых людей. Только таким образом

1. Итс Р.Ф., Смолин Г.Я. Очерки истории Китая с древнейших времен до

середины XVII в. Л., 1961г.

можно было выяснить истинное положение народа.

Своего преемника Яо выбирал в течение нескольких лет с большим вниманием и особой тщательностью. Главными считались личные качества претендента, а не его положение. Шунь был низкого происхождения, но независимо от этого Яо отдал ему двух дочерей, показав свое расположение, но это стало своего рода проверкой, и через несколько лет назначил своим последователем.

Шунь показывал положительный пример высокой нравственности, и этого же требовал от своего народа. Вот пять правил или обязанностей, которые, по мнению правителя, должны были выполняться: «…между родителями и детьми, между императором и подданными, между супругами, между старцами и молодыми, между друзьями». Эти правила положили начало юридического закрепления иерархической подчиненности, так же Шунь преобразовал календарь. Ввел единые меры, вес, провел реформы уголовного законодательства, что до него не делал ни один правитель. В результате реформ появилась новая система наказаний, вместо клеймения и других варварских методов, наказания постепенно становились боле гуманными: ссылка, конфискация, палки. Были сделаны послабления, и прощение заслуживали те, кто совершил преступление случайно без намерения навредить, но одновременно, увеличивались наказания для тех, кто злоупотреблял властью, или неисправимых преступников.

Правление Яо и Шунь осталось в памяти народа, временем правления великих, справедливых и наиболее почитаемых императоров.

Юй, считается основателем легендарной династии Ся, во время наводнения, как рассказывает предание, усмирил воды поразившие «Поднебесную» и урегулировал течение реки. Однако он первый стал и нарушителем справедливости – отменил принцип «отречения от власти».

Цзю-чоу – «девять предначертаний Великого плана», обозначающие 9 принципов поддержания гармоничного общественного порядка, изложенных в главе «Хун Фань» («Великий план») конфуцианского канона «Шу цзин»; Согласно «Шу цзину», Цзю-чоу были дарованы Небом «совершенно мудрому» правителю древности Юю. По преданию, изложенному в комментарии к «Си цы чжуани» (4 в. до н.э.), Цзю-чоу открылись Юю в узорах на спине волшебной черепахи, вышедшей из вод реки Лошуй. После падения государства Шань-инь и воцарения династии Чжоу Цзю-чоу были якобы сообщены князем удела Цзи чжоускому У-вану. Цзю-чоу заключается в следующем:

1. «пять элементов», то есть взгляд на связи между вещами в окружающем мире сквозь призму классификационной схемы у син.

2. «Почтительное использование пяти дел», то есть возможностей которые дают человеку его внешний облик, речь, зрение, слух и мышление; им соответствуют такие должные качества, как строгость поведения, аккуратность, прозорливость, осмотрительность и мудрость.

3. «Неукоснительное исполнение восьми дел управления»:

- дела, связанные с продовольствием

- с товарами

- жертвоприношения

- дела, назначенные ведомству общественных работ

- ведомству ритуалов и просвещения

- ведомству суда и наказаний

- прием гостей

- военные дела

4. «Упорядоченное использование пяти источников исчисления времени»: лет, месяцев, дней, созвездий и знаков зодиака, календарных вычислений

5. «Создание Священного предела», то есть предельное укрепление монаршей власти посредством добродетелей правителя, приближения им добродетельных и способных людей, беспристрастности и т.п.

6. «Соблюдение трех добродетелей»: «[делать вещи] правильными и прямыми», «быть твердым» в случае противления воле правителя и «быть мягким» в отношении послушных, «знатных и просвещенных»

7. «Разрешение сомнений» посредством гадательной практики, совещаний с сановниками и народом

8. «Использование указаний», предоставленных [явлениями природы] – течение природных процессов и знамения – говорят об ошибках правителя или

о должном его поведении

9. «Стремление к пяти [проявлениям] счастья и избегание шести крайностей», где к проявлениям счастья отнесены долголетие, богатство, здоровье и спокойствие, любовь. К целомудрию относится, спокойная кончина, а к «крайностям» (несчастья) – сокращенная бедствиями жизнь, блоезни, горести, нищета, телесное уродство и слабоумие. Цзю –чоу стало выражением материальных ценностей.

Эпоха от Хуанди до Юя представлялась летописцами такой, как её описал один из древних философов, Чжуан-цзы: «все люди имели одинаковую и неизменную природу. Они ткали и делали себе одежду, они возделывали поля и добывали себе пищу. Это было общим для всех. Они были едины и не образовывали обособленных друг от друга групп…Действительно, в век совершенства разве могли люди в своем обществе различать высших и низших? »¹ Образцом «справедливого» правления для Мо Ди являлись Яо, Шунь, Юй, Тан, Вэнь-ван и У-ван, осуществившие единство государственной власти и общественной справедливости. Критерием должного социального порядка он считал такое положение, когда каждый занимался тем делом, которое соответствует его способностям. Согласно взглядам Мо Ди и его школы, «совершенно мудрые» установили принципы жизни социума, создали институт государства, дабы покончить со «звериным» образом жизни людей; поэтому почитание «совершенно мудрых» является одним из десяти главных принципов учения Мо ди.