Смекни!
smekni.com

История конфликта в Таджикистане (стр. 2 из 3)

27 ноября 1992 г. сессия Верховного Совета Республики Таджикистан приняла решение об отказе от президентского правления.

Однако в конце 1992 года “исламско-демократическое правительство” пало, Народный фронт, костяк которого составляли выходцы из Кулябской области, вы вытеснил оппозицию в Афганистан. Это была война южан с южанами, в результате которой северяне должны были взять реванш. Исполнители превратились в хозяев положения. Началась всеобщая “кулябизация”, вызвавшая недовольство вчерашних союзников - гиссарцев и ленинабедцев.1/

Общий ущерб, нанесенный национальной экономике за два года в результате вооруженных столкновений и разрыва торговых связей, превысил 500 млрд. руб. Из общей численности таджиков в 3,5 млн. человек, таджикский народ потерял в гражданской войне 100 тыс. человек. В настоящее время 840 тыс. таджикских беженцев проживают в государствах СНГ, а 60 тыс. - в Афганистане.

21 июня 1993 г. судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда республики приняла решение о запрещении деятельности Демократической партии Таджикистана, Исламской партии возрождения, народного движения “Растохез”, общества “Лаъли бадахшон”. В определении суда подчеркивалось, что материалами дела полностью доказана виновность оппозиционных партий и движений в нарушении собственных программ и уставов, попытке насильственного свержения конституционного строя в республике, взятии в заложники народных депутатов, разжигании межнациональной и этнической розни, приведшей к гражданской войне и тысячам жертв среди мирных жителей, а также в создании военизированных формирований.

3.1. МЕЖТАДЖИКСКИЕ ПЕРЕГОВОРЫ

ПОД ЭГИДОЙ ООН

В августе 1993 г. в ответ на просьбу правительства Таджикистана генеральный секретарь ООН направил в Душанбе миссию ООН по установлению фактов в связи с продолжающимся насилием в Таджикистане, обострением кризиса на таджикско-афганской границе и опасности возникновения конфликта, чреватого угрозой миру и стабильности в Средней Азии и за ее пределами.

6-19 апреля 1994 г. в Москве состоялся первый раунд межтаджикских переговоров под эгидой ООН при активном содействии России. Основная цель переговоров, а именно, начало политического диалога между правительством Таджикистана и оппозицией, была достигнута.

18-28 июня 1994 г. в Тегеране состоялся второй раунд межтаджикских переговоров о национальном примирении. Главная цель - заключение соглашения о прекращении боевых действий. В Тегеран прибыли представители Афганистана, Ирана, Казахстана, Киргизии, Пакистана, России, Узбекистана и СБСЕ.

17 сентября 1994 г. делегации таджикского правительства и оппозиции заключили в иранской столице соглашение о временном прекращении огня и других враждебных действий на таджикско-афганской границе на период переговоров. Также было принято совместное коммюнике по итогам межтаджикских консультаций по национальному примирению.

20 октября-1 ноября 1994 г. в Исламабаде прошел третий раунд переговоров. В качестве наблюдателей присутствовали представителии России, Пакистана, Ирана, Казахстана, Киргизии, Узбекистана. По завершении переговоров обе стороны согласились продлить соглашение о временном прекращении огня и других враждебных действией на таджикско-афганской границе и внутри страны до 6 февраля 1995 г. По согласованию сторон-участниц конфликта соглашение о прекращении огня в республике было продлено до 26 апреля 1995 г.

20 июля 1994 г. сессия Верховного Совета Республики Таджикистан одобрила в целом проект новой Конституции республики. Согласно принятому

закону был назначен референдум по принятию Конституции Республики Таджикистан и общенародные выборы Президента Таджикистана.

6 ноября 1994 г. Президентом Таджикистана стал Эмомали Рахмонов.

Таджикская оппозиция в выборах участия не принимала.

16 декабря 1994 г. Совет Безопасности ООН принял резолюцию об учреждении Миссии ООН в Таджикистане для осуществления контроля за выполнением соглашения о прекращении огня. Миссия ООН должна осуществлять свою работу при тесном взаимодействии с Коллективными миротворческими силами СНГ в Таджикистане.1/

Четвертый раунд межтаджикских переговоров должен был состояться 15 января 1995 г. в Москве, однако переговоры не состоялись.2/

К числу крупных событий 1996 года мировые средства массовой информации не отнесли заключение в декабре в Москве межтаджикских соглашений. Неоднократные встречи на высшем уровне, достигнутые договоренности, а потом их нарушение создали устойчивое скептическое отношение вообще к проблематике урегулирования межтаджикского конфликта.

1/”Межтаджикский конфликт может быть разрешен только мирным путем” (запись беседы со специальным представителем генерального секретаря ООН в Республике Таджикистан, главой миссии наблюдателей ООН в РТ Гердом Дитрихом Мерремем). “Красная звезда”, 11 сентября 1996.

2/ Электронный банк данных ИНФО-ТАСС. По материалам ИТАР-ТАСС.

Впрочем, московские соглашения, качественно отличные от других подобных им, заложили основы взаимного доверия между оппонентами. Декабрьская встреча в Москве выявила важную деталь: как непосредственные участники конфликта, так и заинтересованные в его решении государства устали от войны. Война не только истощила таджикское общество, но и привела к серьезной трансформации его структуры, вызвала глубокие перемены в регионах, связаннные с замещением одних элит другими на вершине пирамиды государственной власти. Нельзя однозначно определить их как негативные или позитивные, но то, что они отразятся на послевоенном устройстве таджикского государства, не вызывает сомнений.

4. НОВЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕАЛИИ

ТАДЖИКИСТАНА

Постсоветский кризис власти привел Таджикистан к трагическим событиям 1992 года. В условиях “внезапной” независимости, выбора моделей развития государства власть оказалась неспособной адаптироваться к новым условиям, не проявила даже минимальную волю к выживанию. Президент Рахмон Набиев, выходец из Ленинабадской области, сильный хозяйственник и организатор советского времени, продемонстрировал полную растерянность. Утрата доверия народа и в результате - утрата власти стали не только личной трагедией Набиева, но и трагедией всей Ленинабадской области.

В период существования СССР принадлежность любого чиновника к Ленинабадской области (а еще лучше - к Ходженту) создавала условия для быстрого служебного роста. С развалом СССР новая политическая ситуация потребовала от ленинабодцев недюжинных усилий в развернувшейся борьбе за власть, к чему, за малым исключением, они оказались не готовы. Лидеры страны отодвинули ленинабадцев на второй план.

Следует заметить, что понятие “север Таджикистана” довольно относительное, так как у жителей области нет четко выраженного чувства региональной общности. Приспосабливаемость некоторых “руководителей с севера” практически к любым политическим режимам независимо от их ориентированности, еще одна примечательная черта ленинабадцев. Карьерные интересы оказываются выше региональной или этнической общности.

Открытые и бескомпромиссные кулябцы и оппозиция, отстоявшие в борьбе свое право на часть власти, рассматривают поведение северян как приспособленческое, а порой и как предательское. Вот почему вероятность консолидации кулябцев и каратегинцев (оплот оппозиции) в ближайшем будущем достаточно высока. Их сближают не только исторические судьбы, но и особый дух воина, выработавшийся в течение четырех лет вооруженного противостояния.1/

1/Рахим Хасанов “Новые политические реалии Таджикистана”. “Независимая газета, 29.01.97.

Ленинабадцам же, при несомненном опережающем социально-экономическом развитии их региона, в новой иерархии власти будет отведена, видимо, второстепенная роль.

Новые парадигмы в системе государственного строительства Таджикистана - явление вполне закономерное. Как показывает историческая практика, в условиях становления новых государств на политической пирамиде оказываются те региональные группы, которые проявляют неибольшую активность и волю в борьбе за власть. До недавнего времени внутренним безотказным механизмом, обеспечивающим это лидерство, была стройная ходжентская клановая система, которая будучи логическим продолжением партгосноменклатуры, обеспечивала подбор руководителей и формировала команду поддержки. Однако новые экономические отношения стали разваливать отлаженную клановую машину. Появились молодые богатые люди, заявившие о собственных притязаниях на власть, пока правда на местном уровне. Главный их недостаток - отсутствие политического опыта, вследствие чего они пока не способны заявить о притязаниях на власть в стране.

4.1. ПРЕЗИДЕНТ

Появление на политической арене в ноябре 1992 г. неизвестного руководителя совхозе Эмомали Рахмонова можно назвать историческим парадоксом. Несвязанный ранее с высокими постами в партийно-советской системе, без опыта даже элементарных аппаратных интриг, Рахмонов был выдвинут победившим в гражданской войне Народным фронтом на должность председателя таджикского парламента, а фактически руководителя государства. За четыре года Рахмонов сумел заложить основы независимого государства. Созданы вертикальная структура власти, национальная армия, госаппарат. Качество нового государственноого механизма можно оцевать по-разному, но то, что он действует - факт бесспорный. Рахмонов, апеллируя к народу, его национальным чувствам, смог умножить число своих сторонников и вырос в прагматичного, уверенного политика.

Но вхождение Рахмонова во власть было сопряжено с рядом серьезных ошибок, к наиболее значительным из которых относятся:

- введение во властные структуры вчерашних боевиков Народного фрона, которые привнесли в правительство и другие госорганы собственное миропонимание, свои законы и специфические взаимоотношения, что в конечном итоге не могло не ударить по авторитету власти и стало причиной растущего недовольства кулябцами со стороны других этнорегиональных групп;