Смекни!
smekni.com

История конфликта в Таджикистане (стр. 3 из 3)

- приход во власть боевиков повлек за собой массовое изгнание профессионалов, что отразилось на экономике страны, резко ослабило производство и нанесло непоправимый урон духовной жизни общества. Интеллект не вписался и, видимо, еще не скоро впишется в новую, в определенной степени уникальную, систему государственной власти сегодняшнего Таджикистана.

Путь мира, на котором сегодня находится президент Рахмонов, безусловно, предполагает исправление этих да и других ошибок, ибо они станут самым серьезным препятствием на пути создания цивилизованного государства.

4.2. ОППОЗИЦИЯ

Объединенная таджикская оппозиция (ОТО) образца 1997 года значительно отличается от исламской оппозиции 1991-1992 годов (это при том, что лидеры - прежние). Явно умеренными стали исламские лозунги. Сегодня ОТО не ставит своей целью создание в Таджикистане исламского государства, не претендует на всю полносту власти в стране. ОТО проявила себя как военная сила, с которой нельзя не считаться. Оппозиция получила признание международных организаций. Главное - ОТО освободила свои ряды от наиболее одиозных фируг, которые не только дискредитировали ее идеалы, но и создали ей экстремистский образ. ОТО не только вела четыре года партизанскую войну, она одновременно готовила кадры. Ее направленцы обучаются в ведущих учебных заведениях Ближнего, Среднего Востока и Запада. Большая часть сторонников оппозиции из числа таджикских беженцев неплохо усвоила законы рынка и владеет собственными фирмами и предприятиями в Москве, Волгограде, Астрахани, Санкт-Петербурге, Минске, Алма-Ате, Ашхабаде.

Сторонники оппозиции главным образом - каратегинцы. С переходом основных военных формирований ОТО из Афганистана в районы горного Каратегина. Этот регион вновь становится форпостом таджикской оппозиции. В то же время ее позиции слабы на севере и в Гиссарской группе районов.

Поведение лидеров ОТО в ближайшее время в значительной степени будет определять как характер их взаимоотношений с официальным Душанбе, так и ситуацию в стране. Попытка исламизации горного Каратегина (в 1992 г. была провозглашена Гармская исламская республика) может привести к новому витку гражданской войны. Альтернатива - в цивилизованном включении региона в государственные структуры, развитии аграрного сектора.

Не так давно в политическую лексику Таджикистана вошел термин “внутренняя оппозиция”, который однако очень скоро наполнился реальным содержанием. Блок “Народное возрождение”, как ни парадоксально, стал большей головной болью для правительства, нежели для ОТО. Это при том, что блок с первого дня заявил о конструктивной оппозиции властям и предложил президенту Рахмонову провести трехстороннюю встречу с участием руководства ОТО. Власти не ответили на предложение блока, просчитав видимо, что согласие будет способствовать росту популярности лидера блока экс-премьер-министра А. Абдулладжанова. Необычность этой ситуации в том, что именно участие в президентских выборах 1994 г. Адбулладжанова сделало его главным врагом Рахмонова, но обеспечило альтернативность выборам и их международное признание. Возвращение Адбулладжанова во власть было бы связано с новым усилением Ленинабадской области и перераспределением полномочий, а значит возможностей в сферах

производства, потребления, контроля за внешнеэкономическими ресурсами.

Миротворчество не выносит полутонов. Опыт урегулирования практически любых конфликтов демонстрирует обязательность участия в них всех сторон, причем все стороны должны быть удовлетворены. Иначе полного мира достичь невозможно. Сделав первый шаг на пути к миру, президент Рахмонов обязан сделать и второй и, найдя компромисс с последним из своих оппонентов, использовать его широкие возможности для послевоенного возрождения страны.1/

РОССИЙСКИЕ ВОЙСКА В ТАДЖИКИСТАНЕ

Принято считать противоборствующими сторонами правительственные войска и формирования таджикской оппозиции. Однако в республике дислоцируются 201-я мотострелковая дивизия, принимавшая участие в боевых действиях против таджикской оппозиции в 1992-93 гг., и группа погранвойск России, а также примерно по одному батальону от Киргизии, Казахстана, Узбекистана, которые охраняют отведенные им участки таджикско-афганской границы.

30 сентября 1994 г. Эмомали Рахмонов выступил на Генеральной Ассамблее ООН с инициативой придать силам СНГ в Таджикистане статус “миротворческих сил под эгидой ООН”. 17 февраля 1995 г. в обращении к Совету Безопасности ООН президенты России, Казахстана, Киргизии и Узбекистана предложили предоставить свои подразделения, входящие в состав Коалиционных миротворческих сил СНГ, в качестве миротворческих сил ООН.

В то время как Россия играет роль посредника в мирных переговорах оппозиции и официального Душанбе, российские пограничники и боевики оппозиции фактически являются воюющими сторонами. Боеспособность же правительственных формирований Таджикистана оценивается российскими специалистами как низкая. 1/

У российских пограничников в Таджикистане шесть погранотрядов. Протяженность таджикско-афганской границы 1387 км. Российская погрангруппа охраняет 1099 км.

Специфика пограничной службы на территории чужого государства довольно непростая. Офицеры в основном российские, контрактники. Пограничники срочной службы исключительно таджики, в основном парни исключительно из “лояльных” районов Душанбе. Жителей воинствующего Памира здесь нет. Соотношение между русскими и таджиками в отряде - примерно 10:90.2/

1/ Санобар Шерматова. “Кто, с кем и за что воюет в Таджикистане”. “Московские новости”, N 6, 11-18 февраля 1996 г.

2/А. Ларенок, В. Потапов “С кем мы там воюем”. “Труд”, 21.12.96.

Боеготовность группы российских погранвойск требует постоянного наращивания. Оперативные данные свидетельствуют, что происходит широкомасштабная подготовка перехода боевиков через таджикско-афганскую границу. С сопредельной стороны выдвигаются крупные вооруженные группировки. Причем находится это в прямой зависимости от реалий внутриполитической борьбы в самом Таджикистане. По существуу боевики сегодняшней оппозиции - это в значительной мере те самые просочившиеся через границу “Душманы”, но в отличие от таджикских ребят из кишлаков., провоевавшие 10-15 лет в самом Афганистане. По другой “тропе” идет оружие, есть и наркобизнес. Только с начала 1996 г. на таджикско-афганской границе задержано свыше 2 тонн наркотиков. Нетрудно догадаться, что если сегдня эту границу оголить (нынешняя погрангруппировка там 16,5 тысяч человек, из которых 12,5 тысяч таджиков), вся эта стреляющая и отравляющая зараза в одночасье хлынет в Россию.1/

5. УРОКИ ТАДЖИКСКОГО КОНФЛИКТА

Таджикский конфликт преподал несколько поучительных уроков, которые в сжатой форме можно было бы изложить следующим образом:

1) продолжение конфликта грозит полной дезинтеграцией государства и разрушением государственного аппарата;

2) ни одна региональная или политическая группа не может полностью доминировать в системе государственной власти. Стабильность и порядок можно обеспечить только при условии участия всех регионов и этит в управлении страной;

3) полная и окончательная победа одной из сторон над оппонентом мало реальна. Необходим компромисс;

4) все регионы страны взаимозависимы не только с точки зрения экономической и хозяйственной кооперации, единой финансово-бюджетной системы. В условиях самостоятельности - и с позиции необходимости коллективной защиты, обеспечения безопасности перед вызовом со стороны экстремистких, террористических и наркопреступных организаций.1/

Перевороты будут повторяться как в калейдоскопе, выдвигая в разных комбинациях различных мятежных командиров, пока не будет достигнут регионально-клановый компромисс (включая проблему таджикской оппозиции, политической реабилитации гармцев и памирцев). Как показывает практика соседних Киргизии, Узбекистана, Казахстана, правило здесь одно. Срабатывает закон восточного базара: цена должна устраивать и покупателей, и торговцев. В переводе на политический язык это означает, что центральная власть должна потесниться и дать место регионам и оппозиции.

1/Рахим Хасанов “Новые политические реалии Таджикистана”, “Независимая газета”, 29.01.97.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Электронный банк данных ИНФО-ТАСС. Материалы

ИТАР-ТАСС 1987-1997.

2. Запись беседы со специальным представителем генерального секретаря ООН в Республике Таджикистан, главой миссии наблюдателей ООН в РТ Гердом Дитрихом Мерремем. “Межтаджикский конфликт может быть разрешен только мирным путем”. “Красная звезда”, 11.09.96.

3. Санобар Шерматова. “Кто, с кем и за что воюет в Таджикистане”. “Московские новости”, N 6, 11-18 февраля 1996 г.

4. А. Ларенок, В. Потапов. “С кем мы там воюем?”. “Труд”, 21.12.96.

5. Рахим Хасанов. “Новые политические реалии Таджикистана”. “Независимая газета”, 29.01.97.

6. Галина Гриднева. “Психологически было очень тяжело”. “Тассовец”,

N 4, 15-28 февраля 1997.