Смекни!
smekni.com

Кризис гуманистической идеологии в творчестве Кристофера Марло (стр. 1 из 4)

введение...................................................................................................................................................................... 2

Воплощение ренессансного мифа о человеке (“Тамерлан Великий”).............................................. 5

Создание антиренессансного героя ( “Трагическая история доктора Фауста” )................... 11

Заключение.............................................................................................................................................................. 13

Источники и литература:................................................................................................................................ 15

введение

Специфика английского гуманизма во многом обусловлена временными рамками его существования—Возрождение проникает в Англию только в конце XV английский гуманизм—гуманизм позднего Возрождения, несущий в себе предпосылки разложения собственной идеологии. В этом контексте творчество Кристофера Марло, хронологически предваряющее период, начало которого обозначено трагедиями Шекспира рубежа XVI–XVII,период кризиса гуманизм и заката эпохи Возрождения в Англии, представляет значительный интерес.

Кристофер Марло родился в 1564 в Кентербери в семье мастера цеха сапожников и дубильщиков. Образование, которое получил Марло, в целом носило теологический характер— после окончания Королевской грамматической школы при Кентерберийском соборе, Марло продолжил обучение в Кембриджском университете (в качестве стипендиата кентерберийского архиепископа). В то же время образование сыграло большую роль в формировании гуманистических взглядов Марло. В XVI веке система английского образования испытала колоссальное влияние гуманистических идей. В школьном образовании— в это время гуманистические принципы находят достаточно полное воплощение ( во многом благодаря Дж. Колету и У. Лили)[1]. Кембридж также не остался в стороне— в Кембридже работали Эразм, Колет, Эшем и ряд других крупных ученых–гуманистов, Кембридж был наиболее крупным в Англии центром распространения идей Петра Рамуса; в тоже время Кембридж был крупным центром развития протестантской мысли. В 1583 году Марло получил степень бакалавра, в 1587 —степень магистра искусств ( правда, не без вмешательства Тайного Совета). Во время обучения в университете начинается литературная деятельность Марло— он переводит “ Любовные элегии” Овидия, первую книгу “Фарсалии” Лукана, совместно с Т. Нешем пишет драму “Дидона, царица Карфагена”. Тогда же начинается деятельность Марло как тайного агента правительства Елизаветы I( вероятно, Марло занимался шпионажем в пользу Англии на континенте). В 1587 году Марло приезжает в Лондон, начинает профессионально заниматься драматургией. Уже первая трагедия— ”Тамерлан Великий”— приносит Марло колоссальный успех, затем с неменьшим успехом ставятся “Трагическая история доктора Фауста”, ”Мальтийский еврей”, “Эдуард II“, ”Парижская резня”. В эти же годы Марло был тесно связан с кружком ученых, группировавшихся вокруг фаворита Елизаветы I сэра Уолтера Рэли, среди которых выделялись “три волхва” математики Т.Хериот, У.Уорнер, Т.Хью. Однако Марло интересовали не только и не столько естественнонаучные проблемы. Сохранившиеся источники не позволяют решить вопрос о религиозных взглядах Марло, хотя обвинения Марло в атеизм были весьма настойчивы— о кружке У.Рэли ходили слухи как о “школе атеизма”, в ряде сохранившихся доносов этих лет говорится о крайнем атеизме Марло. В мае 1593 года был арестован драматург Р.Кид, при обыске у него был найден еретический трактат, который по словам Кида принадлежал Марло, Кид также обвинил Марло в религиозном свободомыслии, кощунстве, агитации в пользу шотландского короля Якова Стюарта. Марло был доставлен в Лондон для судебного разбирательства, которое ,однако, не состоялось. Вскоре после этого Тайным советом был получен донос на Марло обвинявший его в пропаганде атеистических взглядов, богохульстве и намерении чеканить фальшивую монету. Тайный совет не смог проверить истинность доноса, поскольку через несколько дней Марло был убит при достаточно темных обстоятельствах. (Вероятно, убийство Марло было инспирировано кем-то из высокопоставленных лиц , связанных с Марло и опасавшихся разоблачений во время пыток и допросов, ставших неизбежными для Марло. В суде убийство Марло было расценено как необходимая самооборона, убийцы–платные агенты– оправданы, Марло поспешно захоронен. Причины смерти Марло тщательно скрывались, ряд современников полагали ,что он погиб от чумы, другие видели в его смерти божье возмездие; чуть позже возникла легенда, по предположению Парфенова, не без содействия тайной полиции Елизаветы I, о гибели Марло в результате ссоры из–за дамы легкого поведения. )[2]

Авторская редакция большинства текстов Марло не сохранилась— при издании “ Тамерлана Великого” многие комические эпизоды , которые, по мнению издателя, не сочетались с возвышенным действием трагедии, были исключены [3]; остальные трагедии сохранились в изданиях, вышедших после смерти Марло и все в той или иной степени содержат искажения авторского текста— предполагается, что в изданиях “Трагической истории доктора Фауста” текст Марло был дополнен рядом комических сцен и антикатолических буффонад, в тексте “ Мальтийского еврея”, наиболее ранее из сохранившихся изданий вышло в 1633 году, не вызывают сомнений только первые два акта, третий, четвертый и пятый резко контрастируют с ними более грубой обработкой образов и искусственностью ситуаций, огромное количество искажений содержит текст “Парижской резни”, изданный по небрежной записи на слух или по плохой рукописи, принадлежавшей одному из лондонских театров.[4] Гуманистическая идеология наиболее полно отразилась в первых двух трагедиях Марло, в них же отразился и ее кризис. В остальных трагедиях, две последних представляют собой исторические хроники, гораздо большую роль играет сюжетная линия, гуманистические идеи выражены гораздо слабее, основной упор делается на этико–политические проблемы.

Научное изучение творчества Марло начинается в середине XIX века (В XVII–XVIII творчество Марло воспринимается в основном негативно, как искусство “для толпы”, по мнению Парфенова, возможно, причины подобного отношения кроются в плохом состоянии текстов и отрицательном образе Марло, созданным слухами и доносами.)— в романтической критике создается своеобразный культ Марло, который достигает высшей точки развития в 80–90-х годах XIX века в работах Саймондса, Хавелока, Эллиса, Боуса, в которых творчество Марло трактуется в духе букхардовской концепции Ренессанса— как одно из самых ярких проявлений “духа Возрождения” — индивидуализма и атеизма. В конце XIX века появляется иной взгляд на творчество Марло— в работах Коучера, Бэтенхауса, Грега акцентируется внимание на трагическом у Марло, которое мыслится как разочарование в индивидуалистических идеалах и возврат христианско–церковным воззрениям.[5] Русская дореволюционная историография во многом солидарна с романтической трактовкой трагедий Марло— в работах Стороженка и Розанова подчеркивается крайний индивидуализм героев Марло, который по их мнению имеет трагический оттенок.[6] В советской историографии 20-30-х годов оценка творчества Марло также близка к романтикам— также подчеркиваются индивидуалистические настроения, которые связываются с зарождением крупной буржуазии.[7] Подобные “ романтические” оценки сохраняются и в 40-50-х годах — Дживелегов видел в Марло представителя наиболее радикальной ветви английского гуманизма, поскольку в его произведениях наиболее полно проявилась гуманистическая мечта о свободе человеческой личности (наиболее ярким воплощением этой мечты Дживелегов считает Фауста, который ,по его мнению, приносит в “жертву пассивное христианское счастье ради идеала всечеловеческого активного счастья”);[8] в середине 50-х годов в оценку Марло вносятся коррективы— Аникст, оценка которого совпадает с оценкой Дживелегова в целом, считает, что Марло постепенно приходит к пониманию противоречий индивидуализма, критика которого, по мнению Аникста, становится основным мотивом “ Мальтийского еврея”.[9] Смирнов прослеживает в творчестве Марло эволюцию взглядов от ренессансного мировоззрения к “трагическому гуманизму”, переход от изображения апофеоза свободной личности, сначала к изображению сверхличности в отрицательном аспекте, а затем к изображению конфликта личности, уже далеко не героической, и окружающей среды в “ Эдуарде II“.[10] Проблемы кризиса гуманистической идеологии в произведениях Марло наиболее резко обрисовываются в работах Парфенова— по его мнению, творчество Марло с самого начала носит оттенок кризиса, который выражается в конфликте между героем и окружающей средой, в конфликте, который становится неизбежным из–за стремлений (aspiring)· героя к самоутверждению, уже в произведениях первого периода творчества (“Тамерлан” и “Фауст”) стремления главных героев приводят их к трагическим ошибкам и затем к гибели. Таким образом, предпосылки краха гуманистических идеалов заложены в них самих.[11]

В литературе о Марло предлагается три трактовки его творчества—1) отказ от идеологии гуманизма, разочарование в ней ; 2) одно из самых ярких проявлений гуманистической идеологии в английской литературе 3) проявление кризисных тенденций, не отказ, а осознание невозможности воплощения гуманистических идеалов. Представление о количественном и качественном соотношении гуманистических и кризисных элементов в произведениях Марло— ключ к определению степени истинности каждой из предложенных трактовок.