Смекни!
smekni.com

Культура России (стр. 7 из 8)

В культурной жизни страны начала XX в. это объединение сыграло важную просветительскую роль. Оно выступило с имевшей место недооценкой крупных явлений искусства прошлых эпох, особенно XVIII и начала XIX в., забытых или неверно истолкованных в бурную передвижническую эпоху в силу известной субъективности и пристрастности В.В.Стасова.

Мирискусники "открыли" для современников имена Рокотова, Левицкого, Кипренского, Венецианова, Ф.Толстого. Большое культурное значение имела выставка портрета, организованная А.Н. Бену и С.П. Дягилевым в 1905 г. в Таврическом дворце, где экспонировалось около 2 тыс. работ. Исследование творчества отдельных художников, статьи о старинной петербургской архитектуре, работы по истории русского искусства А.Н.Бенуа, И.Э. Грабаря и других способствовали выработке идейно-художественной концепции развития русского искусства.

Художественное творчество мирискусников, как правило, тяготело к ретроспективности, ушедшим эпохам, особенно их интересовал XVIII век. В среде мирискусников процветал и культ Петра I как основоположника русской европеизированной культуры, культ Петербурга как средоточия этой культуры и культ Пушкина как наиболее полного выразителя "петербургского периода" русской истории. Наиболее значительных успехов художники "Мира искусства" достигли в книжной графике, театрально-декорационном искусстве, где синтез искусства мог проявиться в наибольшей степени (иллюстрации А.Н.Бенуа к "Медному всаднику" Пушкина, Е.Е. Лансере - к повести "Хаджи Мурат" Л.Толстого, оформление спектаклей в Художественном театре, Русских сезонов в Париже и т.д.). Эти успехи послужили основой для их развития в советское время.

Значительный подъем в этот период переживала скульптура, развитие которой было связано с именами П.П. Трубецкого (1866-1938), А.С. Голубкиной (1864-1927). Голубкина - автор первого в скульптурного портрета К.Маркса (1905). Трубецкой широко известен своими скульптурными портретами Л. Толстого. Он - автор памятника Александру III в Петербурге (1909). На смену гармонии классического спокойствия пришла гармония непрерывного движения, характерная для импрессионизма.

Воплощением преемственности традиций реализма и бурной его эволюции в новую эпоху было творчество крупнейшего скульптора современности С.Т. Коненкова (1874-1971). По сравнению с мастерами второй половины ХIХ в. он значительно обогатил и расширил принципы классической пластики. Его раннему творчеству была присуща символика ("Самсон", "Нике").

В изобразительном искусстве времени, последовавшего за революцией 1905-1907 гг., творческие поиски находились в основном в русле различных модернистских течений. Художники новых объединений, таких как "Голубая роза" (1907), "Бубновый валет" (1911), "Ослиный хвост" (1912) были очень разными по своей художественной манере (П.В.Кузнецов, М.С.Сарьян, Н.С.Гончарова, М.Ф.Ларионов, П.П. Кончаловский, И.И.Машков и др.). Но их творчество несло в себе в той или иной степени черты модернистского искусства, близость к символизму и футуризму, экспериментаторство в области цвета и формы.

К 1910-м годам относится возникновение русского авангарда, сыгравшего огромную роль в развитии мировой живописи. К.С.Малевич (1878-1935), создатель этого направления, определил его как супрематизм, искусство чистых форм, беспредметности. В 1915 г. он показал на выставке в Петрограде знаменитый "Черный квадрат на белом фоне", который рассматривал как главное свое открытие.

В искусстве авангарда нашли выражение творческие искания крупных мастеров, талантливых художников (К.Малевич, В.Кандинский, К. Петров-Водкин, Р.Фальк, М.Шагал, П.Филонов и др.). Они, каждый по-своему, искали в окружающем мире не конкретные реалии, а воплощение идеи мирового устройства. Художественная мысль приобщалась к новым научным открытиям. В искусстве авангарда воплощалось смелое экспериментаторство, раздвинувшее рамки традиционного понимания живописи.

Однако особенностью русского авангарда, несмотря на декларируемый отказ, было сохранение связи с традициями русской живописи (например, творчество К.С. Петрова-Водкина).

Модернизм в художественной культуре рубежа столетий был сложным явлением. Внутри него можно выделить несколько течений, отличных по своей эстетике и программным установкам (символизм, акмеизм, футуризм, эгофутуризм, кубизм, супрематизм и т.д.). Но в целом по философско-эететическим принципам модернистское искусство противостояло реализму, особенно реалистическому искусству ХГХ в. Однако искусство модернизма по своей художественно-нравственной ценности составляет наше богатейшее культурное наследие и прежде всего воплощает в себе серебряный век русской культуры.

Символизм сформировался в 90-е годы и получил преобладающее развитие в первом десятилетии XX в. К этому времени относится появление манифестов, излагавших эстетические принципы нового течения: книга Д.С.Мережковского "О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы" (1893), статья К.Д. Бальмонта "Элементарные слова о символической поэзии" и др. В преобладании реализма Мережковский усматривал причину упадка литературы, будущее ее связывал с "божественным идеализмом", провозгласив "мистическое содержание", "символы" и "расширение художественной впечатлительности" основой нового искусства. По мнению Бальмонта, в символической поэзии "органически, не насильственно сливаются два содержания: скрытая отвлеченность и очевидная красота".

В 1894-1895 гг. вышли сборники "Русские символисты", в издании которых активно участвовал В.Я. Брюсов, с первых лет своей литературной деятельности ставший признанным главой русских символистов.

Символизм получил развитие в творчестве таких поэтов как В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, Ф.К. Соллогуб, Д.С. Мережковский, З.Н. Гиппиус, А. Белый. В кругу символистов начался творческий путь А.А.Блока (1880-1921). В 1898-1904 гг. он создает цикл "Стихов о Прекрасной Даме", составивший его первую книгу. Поэтов-символистов объединяли общность миропонимания и поэтического языка. Наряду с увлечением "чистым", "свободным"искусством, символисты воспевали индивидуализм, доходящий до самолюбования, таинственный мир, им близка тема "стихийного гения", близкого по духу к ницшеанскому "сверхчеловеку": "И хочу, но не в силах любить я людей. Я чужой среди них" (Д. Мережковский); "Мне нужно то, чего нет на свете" (З.Гиппиус); "Настанет день конца Вселенной. И вечен только мир мечты" (В. Брюсов).

В стихотворении "Юному поэту" (1896) Брюсов давал юноше "три совета":

"Не живи настоящим",

"Никому не сочувствуй,

Сам же себя полюби беспредельно" и

"Поклоняйся искусству!

Только ему безразумно, бесцельно"

Символизм расширил, обогатил поэтические возможности стиха. Это вытекало из необычности мироощущения и стремления передать эту необычность. К. Бальмонт, со свойственной ему манерой "удивить" читателя, все же имел основание написать:

Я - изысканность русской медлительной речи,

Предо мною другие поэты - предтечи,

Я впервые открыл в этой речи уклоны,

Перепевные, гневные, нежные звоны.

В литературоведении некоторые черты поэзии символизма (воспевание мира грез, мечты, таинственности и т.д.) часто отождествлялись с уходом самих поэтов от реалий общественной жизни. Однако революционные события 1905 г. с очевидностью показали, что это не совсем так. "Мы [т.е. символисты. - Л.К.] тогда все приняли революцию", - писал Г.И.Чулков, принадлежавший к символистам. "О, как полюбил я красные стяги революции..." (из письма А.Белого к A.M. Ремизову). А в воспоминаниях о Блоке А.Белый отмечал: "распыление прежнего, именно розово-золотого воздуха, вело нас путем расхождения и готовило нас к новой встрече в теме Россия".

Таким образом, реальные события символисты воспринимали через образы, цвет, музыку. Это тоже было своеобразие их мироощущения. "Революционность" символистов была "эстетизированным бунтарством". Но 1905 год знаменовал для А.Блока, А.Белого, других поэтов-символистов открытие реальной России.

Тема Родины, человека, общественного назначения поэта становятся ведущими в творчестве А.Блока. В это время им были написаны циклы стихотворений "Родина" (1907-1916), "На поле Куликовом" (1908), поэма "Соловьиный сад" (1915).

Общественные настроения революционных лет отразились у А.Белого в сборнике стихотворений "Пепел", который он посвятил Н.А.Некрасову.

Сложно и противоречиво было отношение к революции у Брюсова. Он приветствовал силы, поднявшиеся на борьбу со старым миром, но не принимал стихию разрушения, которые эти силы несли-

Я вижу новый бой во имя новой воли!

Ломать я буду с вами! строить - нет1 (1905)

В 1910 г. в среде художественной интеллигенции происходила полемика вокруг символизма, его жизнеспособности. Как выразился в одной из своих статей Н.С.Гумилев, "символизм закончил свой круг развития и теперь падает". На смену ему пришел акмеизм (от греч. "акме" - цветущая пора). Основоположниками акмеизма считают Н.С.Гумилева (1886-1921) и С.М.Городецкого (1884-1967). Поэтами-акмеистами были А.А.Ахматова, О.Э.Мандельштам, М.А.Зенкевич, М.А.Кузмин, Г.В.Иванов и др.

В отличие от символистской туманности акмеисты провозгласили культ реального земного бытия, "мужественно твердый и ясный взгляд на жизнь". Но вместе с тем они пытались утвердить эстетико-гедонистическую функцию искусства, уклоняясь от социальных проблем.

Творчество А.А.Ахматовой занимает особое место в поэзии акмеизма. Ее первый поэтический сборник "Вечер" вышел в 1912 г. Критика отметила отличительные черты её поэзии: сдержанность интонаций, подчеркнутую камерность, психологизм. Ранняя поэзия Ахматовой глубоко лирична, эмоциональна. Основная часть творчества А.А.Ахматовой приходится на советский период.