Смекни!
smekni.com

Культура России 9 - 20 вв. (стр. 3 из 7)

Харак -ка историч-ких

условий

РАЗВИТИЕ

ОБРАЗО-ВАНИЯ

НАУКА

ЛИТЕРАТУРА

ИСКУССТВО

ОСОБЕН-НОСТИ БЫТА

ВЫВОДЫ

Предреформенная Россия вступила в завершающий период кризиса феодализма, усилилась борьба новых, прогрессивных направлений с консерватизмом. Большое влияние оказала война 1812г.. Вос-стание декабристов, формирование буржуазного либерализма. Гонением пере-довой мысли стала "нико-лаевщина", ее теория офици-альной народ-ности. Таковы особенности периода начала «золотого века» русской культуры. Значительно увеличилось число учебных заведений, были открыты гимназии, новые военные учили-ща, универ-ситеты (Создано 5 новых: Дерпт-ский, Казанский, Харьковский, Виленский, Кие-всеий, Петер-бургский) и технические институты, по-явились сельские школы. Стало разви-ваться просветительст-во, книгоизда-тельство. Первая публичная библиотека была открыта в Петербурге в 1814 году. Однако в целом число грамотных к 1860г. соста-вило лишь 6 %. Огромный вклад в научную пе-дагогику внес К.Д. Ушинский. В 1862г. Н.И.Лобачевс-кий обосновал теорию пространственной гео-метрии. В 1839г. под Петербургом была открыта Пулковская обсерватория. Б.С.Якоби разработал основы гальванопластики, изоб-рел электродвигатель. В.В.Петров открыл электрическую дугу. Н.Н.Зинин и А.М. Бутлеров развили основы органической химии, по-лучили красители, души-стые вещества, лекарст-ва. Н.И.Пирогов основал военно-полевую хирург-ию, стал автором атласа «Топографическая анато-мия». Братья Черепанова изобрели первый паро-воз. В изучении истории заметную роль сыграли Т.Н.Грановский и Н.М. Карамзин (12 томник «Истории государства Российского») В географических откры-тиях прославились И.Ф.Крузерштерн и Ю.Ф.Лисяцкий, совер-шившие кругосветку. В Январе 1820г. Ф.Ф.Бел-линсгаузен и М.П. Лаптев открыли Антарктиду. Основным направ-лением был романтизм, возник интерес к героическому прош-лому, к показу сильной личности, что харак-терно для творчества В.А.Жуковского, К.Н. Батюшкова. Прос-лавился баснописец И.А. Крылов. От рамонтизма начался переход к реализму, связанному с творчеством А.С. Пуш-кина, К.Ф.Рылеева, М.Ю.Лермонтова, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя. Большую роль в создании литератур-ной критики сыграл В.Г. Белинский. Начинает развиваться творчество И.А.Гончарова, Ф.М. Достоевского, А.И. Герцена, И.С.Тургенева, А.Н. Островского. Большой популярностью пользуется журнал «Современник». В 1826, 1828гг. были введены цензурные уставы. Вообще надо сказать, что именно в начале XIXв. зарождаются все основные литератерные жанры: повесть, роман, рассказ и др. В живописи классицизм получил назва-ние академизма. Бытовой жанр создал А.Г.Венецианов («Жницы», «Захарка»), по этой же теме работал П.А. Фе-дотов(«Сватовство майора»). Всемирно известными стали К.П. Брюлов («Пос-ледний день Помпеи», «Всадница») и А.А. Иванов («Явление Христа народу»). Прославились портретисты О.А.Кипре-нский(«Пушкин»), В.А.Тропинин («Кру-жевница»). В скульптуре следует отме-тить И.П.Мартоса (памятник Минину и Пожарскому), Б.И. Орловского (памят-ники Кутузову Барклаю-де-Толли), П.К. Клодта («Укротитель коней»). В театре прославились М.С.Щепкин, П.С. Мочалов (Малый театр в Москве), В.А.Каратыгин, А.Е.Мартынов (Асексан-дринский татр в Петербурге). В музыке широкое распространение получили ро-мансы (А.Е. Варламов, А.Л.Гурилев). Ос-новоположником русской классической музыки стал М.И. Глинка («Жизнь за ца-ря», «Руслан и Людмила.»). В архитектуре классицизм три первых десятилетий XIXв. получил название ампира.Для него характерны монумен-тальность форм, богатство украшений. Свои творения создают А.Д.Заха-ров(Адмиралтейство), А.Н. Воронихин (Казанский собор), К.И.Росси (Михай-ловский дворец, Сенат, Синод и др.) О. Монферран 40 лет возводил Исаа-киевский собор. В Москве О.И.Бове восстановил здание Большого театра, создал Малый театр, Манеж, Александ-ровский сад, отстроил город после пожара 1812г. В начале XIXв. Быт высшего общества был не особенно разнообразен – балы, званные обеды, иногда театр, но рядом с дворянином все увереннее себя чувствует разночинец, придающий духовной жизни страны народный оттенок. С другой сторо-ны процесс урбанизации, связанный с началом капи-тализма, отор-вал людей от старых прин-ципов. Меня-лась социаль-ная структура, что всегда сопроваждается ростом преступности, пьянства, бес-смысленной жестокости. Российское общество перестало искать идеал развития в Европе хотя несом-ненна ее принадле-жала ведущая роль. Россия перестала быть лишь принимающей стороной, копи-рующей чужой образ жизни. Россия стала претендовать на собственное место в мире, прислушиваясь к своей вере, к своим обычаям, менталь-ности. Русская куль-тура стала разви-ваться в постоянном взаимодействии с Европой. Русские писатели восхища-лись произведениями Байрона и В. Скотта, В Москве и Питере звучала музыка Бетховена, Личста. Но в это же время русская куль-тура стала известна европейскому чита-телю и зрителю и начала оказывать вличяние на культуру других народов.

Культура России во второй половине XIX в. Комаровской А. В.

Харак -ка истори-ческих

условий

РАЗВИТИЕ

ОБРАЗОВА-НИЯ

НАУКА

ЛИТЕРА-ТУРА ИСКУССТВО ПРАВОСЛАВ-НАЯ ЦЕРКОВЬ ВЫВО-ДЫ
На культуре этого периода благотворно сказались от-мена крепост-ного права. Но в тоже время сохранились пережитки крепостни-чества рож-дались рабо-чие движе-ния, раз-вивался про-цесс против самодержа-вия. В таких противоречи-вых условиях продолжился «золотой век» Русской культуры осуществлял-ся процесс ее демократиза-ции, борьба с реакцией и консерватиз-мом. В деревне появи-лись «вольные» школы, содержа-вшиеся на средства общины. Выросло число земских и церковных школ. Расширилось среднее образо-вание, с 1870г. открываются жен-ские гимназии, выс-шие курсы. Все большую роль играли библиотеки, музеи, периоди-ческая печать. Стала формироваться рус-ская интеллигенция. Уровень грамотнос-ти за пол века вырос с 6% до 21%. С другой стороны при АлександреIII поя-вились негативные явления. Был издан закон «О кухарки-ных детях» - запре-щавший принимать в гимназии детей прачек, лакеев и пр. Ужесточилась цен-зура, усилилось влияние церкви, ликвидировалась университетская ав-тономия. Наука пополнилась новыми крупнейшими открытиями .И.М.Сеченов создал русскую школу физиологов. В.В.Докучаев разработал основы почво-ведения, геогфических зон А.М.Бутлеров обосновал теорию химического строения вещ-ва. Д.И.Мен-делеев открыл периоди-ческую таблицу. В математике П.Л.Чебышев открыл закон больших чисел, С.В.Ковалевская занималась математи-ческим анализом. Физик А.Г. Столетов открыл теорию света, П.Н.Яблоч-ков изобрел дуговую лампу. А.С.Попов скон-струировал радио (1897г.) Проводились крупные гео. экспедиции: П.П.Семен-ова, Н.М.Прожевальского, Н.Н.Миклухо-Маклая. Ис-следование Сибири провел золотопромышленник А.М. Сибиряков. Значительный вклад в развитие исторической науки внес С.М. Соловьев (29 томов «Истории России с древнейших времен»). Его дело продолжил В.О.Клю-чевский(«Русская правда», «Курс русской истории»). Литература представлена всемирно извест-ными именами Л.Н. Толстого («Война и мир», «Анна Карели-на» и др.), И.С. Тургенева («Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Нака-нуне»), Ф.М. Достоевского («Преступление и наказание», «Идиот», «Бе-сы») М.Е.Салты-кова - Щедрина. Важную роль сыграли в поэзии Н.А. Некрасов («Кому на Руси жить хорошо»), в драматургии А.Н. Островский («Гроза», «Бес-приданница», Братья Карам-зины). Развива-ется творчество А.П. Чехова («Ванька», «Ионыч», «Палата №6»), А.К. Толстого. В музыке образовалась группа композиторов – «Могучая кучка», в которую вошли молодые талантливые композиторы М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский («Борис Годунов», «Хованщина»), А.П. Бородин («Князь Игорь»), Н.А. Римский-Корсаков («Майская ночь», «Снегурочка»), Ц.А. Кюи. Великим русским композитором стал П.И. Чайковский (оперы «Евгений Онегин», «Мазепа», «Пиковая дама», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»). В Петербурге и в Москве были созданы первые русские консерватории. Театр получил широкое общественное признание. Появились частные театры. Малый театр стал «домом Островского» На сцене блистали М.Н. Ермолова, П. Садовский, Г.Н. Федотова, М.В. Дальский, М.Г Савина. В живописи в 1870г. во главе с И.Н. Крамским («Христос в пустыне»)сложилось «Товарищество передвижных выставок». В него входили В.Г. Перов («Тройка»), И.Е. Репин («Бурлаки на Волге», «Запорожцы»), В.И.Суриков(«Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни» и тд.), А.К.Саврасов, И.И.Левитан, В.М.Васнецов, А.И. Ккуинджи. Формируется творчество В.В. Вере-щагина, И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского. Скульптор М.О.Микешин создал памятник «1000-летие России», «Багдан Хмельнийкий».М.М. Антокольский известен скульптурами ПетраI, Ермака, Вольтера. В архитектуре наблюдался размах строительства, украшения под старину – эклектика. К.А. Тон возвел Большой Кремлевский дворец, Оружейную палату, Николаевский и Московский вокзалы, Храм Христа Спасителя (строился 46 лет), В.О. Шервуд – автор Историч-еского музея, а Д.Н. Чичагов – здания московской городской думы., где в советское время размещался музей В.И. Ленина. Падение крепостного права изменило весь уклад русской жизни. Митрополит Филарет до конца своих дней пытался оградить церковь от потрясе-ний и преобразова-ний. Но когда его не стало гос. вмешатель-ство в дела церкви многократно возрос-ло – особенно при обер-прокуроре К.П. Победоносцеве. За 25 лет прокурор свел до минимума роль Сино-да и взял в свои руки фактически все дела церкви. Он считал, что церковь и гос-во должны находиться в неразрывной связи. Но несмотря на то что церковь все сильнее «оказенивалась», мн-огие ее представите-ли (в основном рядо-вые монахи и священ-ники) пользовались громадным авторите-том и влиянием в русском народе. Это говорило о том, что православная церковь обладала большим возможностями нра-вственного влияния. Развитие капита-лизма в стране стимулиро-вало со-вершенст-вование системы просвеще-ния а также продвиже-ние в области науки и культуры. Вторая половина XIXв. стала достойн-ым окон-чанием «золотого века» России – вершиной многове-ковой культуры России.

Культура России в начале XX в. Комаровской А.В.