Смекни!
smekni.com

Культура России 9 - 20 вв. (стр. 5 из 7)

Харак -ка истори-ческих

условий

РАЗВИТИЕ

ОБРАЗОВАНИЯ

НАУКА

ЛИТЕРАТУРА ИСКУССТВО

ВЫВОДЫ

Культура страны развивалась в тяжелейших условиях Война внесла серьезные коррективы в деятельность научных учреж-дений страны. «Участие в разгроме фашиз-ма – самая благородная и великая задача, которая когда-либо стояла перед наукой» - президент Академии наук СССР В.Л. Комаров. Еще в первые месяцы ВОВ многие научно-исследо-вательские институты из-за быстрого продвижения фашистов были вынуждены эвакуироваться за Волгу, на Урал, в Сибирь. Необходимым условием успешного развития промышленности и сель-ского хозяйства страны являлась непрерывная подготовка новых кадров в вузах и техникумах. Обучение в школах, вузах и техникумах не прекраща-лось ни на секунду. Учебные занятия прихо-дилось проводить в несколь-ко смен в малоприспособ-ленных помещениях. В 1941г. прием в вузы был сокращен вдвое и их число уменьшилось с 817 до 460, численность студентов сократилась в 3,5 раза, а сроки обучения были сокращены до 3-3,5 лет. В старших классах количество учащихся уменьшилось более чем вдвое. И все же вузы и техникумы выпусти-ли за годы войны около 900 тыс. молодых специалист-ов, а созданная на накануне войны система государ-ственных трудовых резервов подготовила 2250 тыс. молодых квалифици-рованных рабочих. К концу войны численность студен-тов, особенно в результате приема женщин, приблизи-лась к довоенному уровню. Советские ученые разработали новые образцы военной техники. В.Ф. Болховитиков изобрел первый реак-тивный истребитель Би-1 с жидкостным двигателем. Е.О. Патон изобрел новые методы сварки, А.П. Александров получил эффективный метод защиты кораблей от магнитных мин. М.Т. Калашников с 1942г. занимался разработкой автоматичес-кого стрелкового оружия, создал ряд автоматов и пулеметов. Огромное значение имела деятельность ученых медиков: академиков Н.Н. Бурденко, А.Н. Бакулева, Л.А. Орбели, А.И. Абрикосова, профессоров-хирургов С.С Юдина м А.В. Вишневского и многих других деятелей медицины, вводивших в практику новые способы и средства лечения больных и раненых воинов. В 1943г. в Москве начала действовать лаборатория под руководством И.В. Курчатова, присту-пившая к разработке по расщеплению урана. А концу войны освобожденные из лагерей С.П. Королев, М.К. Ягель, Ю.Б. Харитон начали закладку основ развития ракетной техники, прерванную в результате обрушившихся перед войной репрессий ракетной Благодаря ученым геологам А.Е. Ферсману, К.И. Сатпаеву, В.А. Обручаеву и др. были разведаны новые месторождения железной руды в Кузбасе, источники нефти в Башкирии. С началом войны основной в советской литературе стала патриотическая тема. В июне 1941г. в центральных газетах печатались и звучали по радио стихи Н.Н.Асеева, М.В. Исаковс-кого, А.А. Суркова, статьи А.Н. Толстого, А.А. Фадеева М.А. Шолохова. Создаются «Окна ТАСС», рассказывающие об обстановке на фронтах. В годы войны многие писатели были военными корреспондентами. В газетах впервые появились «Наука ненависти», «Они срахались за Родину» М.А.Шо-лохова, «Василий Теркин» А.Т. Твардовского, «Волоколамское шоссе» А.А. Бека, «Весна на юге» Б.Л. Горбатого, «Молодая гвардия» А.А. Фадеева и многие другие. Широкую известность получили произведения союзных республик: «Священная кровь» Айбека, «Шиганак» Г. Муста-фина и др. Важное значение в годы войны приобрела поэзия. Особенной популярностью пользовались песни: «Священная война» В.И. Лебедева-Кумача, «В лесу прифронтовом» М.И. Исаковского. Наряду с этим большой успех имели лирические стихи К.М. Симонова, С.А. Щипачева, А.А. Ахматовой, М.И. Алигер и др. Основной темой в кинема-тографе была тема героической борьбы советского народа против агрессора. На фронтах работали фронтовые киногруппы. За годы войны было отснято около 5 млн. метров пленки., в последствии использовав-шиеся в многочисленных документальных фильмах («Ленинград в борьбе», «Битва под Москвой» и др.). Во время войны было создано 102 худ. фильма(«Два бойца», «Жди меня», «Радуга»). Выдающиеся произведения были созданы компози-торами Д.Д. Шостаковичем, Д.Б. Кабалевским. Действо-вало 25 фронтовых театров, 400 театрально-концертных и цирковых бригад, как самых дорогих гостей встречали бойцы и офицеры Л.О. Утесова, Л.А. Русланову, К.И. Шульжен-ко. Всего за годы войны на фронт выезжало 42 тыс. артистов, которые дали 1350 тыс. представлений, в том числе 473 тыс. непосредственно на передовой. Особую роль в противобор-стве с гитле-ровцами сыграла советская культура. Годы войны стали временем смелых и оригинальных технических решений, высо-кого подъема творческой мысли ученых, инженеров, конструкто-ров. Советская культура помо-гала людям осознвть свое место в общей борьбе с врагом, способствовала воспитанию их в духе патриотизма, славных героических традиций.

Культура России в 40 – начале 50-х годов Комаровской А.В.

Харак -ка истори-ческих

условий

РАЗВИТИЕ

ОБРАЗОВАНИЯ И СМИ

НАУКА

ЛИТЕРАТУРА

ИСКУССТВО

ВЫВОДЫ

Развитие науки и культуры в СССР в послевоенные годы сочеталось с ужесточением борьбы с любыми, даже самыми ма-лейшими, откло-нениями от «задач социалистического строительства». Общество расчи-тывало, что про-цесс ослабления контроля будет продолжен, но уже С лета 1946г. власти развернули широкое наступ-ление против «за-падного влияния» на развитие отечественной культуры. «Же-лезный занавес был окончательно восстановлен» в ходе развернув-шейся борьбы с «космополитиз-мом». Страна вновь оказалась не только в идеологи- ческой, но и в культурной изоля-ции от остального мира. В годы войны фашистами было уничтожено 84 тыс. школ, 2 тыс. вузов и техникумов, 600 НИИ, 44 тыс. клубов, театров, музеев. За послевоенное десятилетие на культурное строительство было потра-чено 590 млрд рублей. Во второй половине 40-х гг. было введено обязательное семилетнее образование. Значительно расшитилась сеть библиотек, клубов, домов культуры. Были восстановлены разрушен-ные гитлеровцами музей-усадьба Л.Н. Толстого, музей Чайковского в клину, А.П. Чехова в Таганроге и А.С. Пушкина в Михайловском. В 1946г. была создана Высшая пар-тийная школа(ВПШ). Для подготовки теоретических кадров партии образована Академия общественных наук при ЦК партии. Выросли тиражи газет и журналов, а также книжная продукция различных издательств. Дальнейшее развитие по-лучило радиовещание. В начале 50-х гг. в ряде республик и областей были построены телеви-зионные центры. В 2, 5 раза были увеличены расходы на науку. Вторая половина 40-х годов была временем организации целой серии научно-исследовательских ин-ститутов, которые вошли затем в золотой фонд советской науки. Велись успешные разработки по вопросам атомной физики в Институте И.В. Курчатова.(1949г. – первая атомная бомба, 1953г. - водородная). Ученые продвинулись в знаниях по астро-номии(В.Г.Фесенков), в области агро-биологии (Н.В. Цицин). В трудах академика Н.Н. Семенова была обос-нована теория цепных реакций, за которую он получил Нобелевскую премию. Быстро развивалось ракето-строение (С.П.Королев), которое поз-волило приступить к практическому освоению космоса. Вместе с тем на развитие на развитие науки крайне отрицательное воздействие оказали идеология и практика культа личности Особому преследованию подверга-лись естественные и гуманитарные науки:генетика, кибернетика, полит-эконономия, философия и др. Серьезному пересмотру подвергались история России и СССР, все зависело от субъективной оценки Сталина или идеолога партии Жданова. После войны вышли различные работы Сталина, которые были объявлены «вершиной» научной мысли в той или иной области знаний. Всякое инакомыслие – в политике, науке, искусстве – объявлялось «идеоло-гической диверсией». Многие произ-ведения советских писателей, созда-нные в послево-енные годы, получили широкое признание народа. Среди них «Звезды» и «Весна на Одере» Э.Г. Казакевича, «Повесть о насто-ящем человеке» Б.Н. Полевого, «Знаменосцы» О. Гончарова и др. С новыми произ-ведениями высту-пили В. Васи-левский, П. Ты-чина, С. Вургун, М. Рыльский. Подвигу комсо-мольцев-красноар-мейцев в Великой Отечественной войне посвятил свой роман «Молодая гвардия» А.Фаде-ева. С другой стороны творчество Н. Маяковскогго, А. Ахматовой, М. Зощенко и др. было отнесено к «антинародному» направлению. На сценах многих театров шли пьесы Б. Лавренева, К. Симонова, С. Михалкова. Некоторые театры заново поставили пьесы М. Горького, В. Маяковского. Огромный вред театральному искусству нанесло постановление 1446г. «О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению». Оно вынудило театры почти полностью отказаться отказаться от классики, особенно зарубежной. Не рекомендовалось ставить сатиру и исторические пьесы. Крупными музыкальными явлениями стали оперы Д.Б. Кабалевского («Семья Тараса»), С.С. Прокофьева («Война и мир»), Ю.А. Шапорина («Декабристы»). Появляется ряд новых балетов: «Медный всадник» Р.М. Глиэра, «Тарас Бульба» В.П. Соловьева-Седого. Музыка. Создаются крупные симфонические произведения – Н.Я. Мясковским, Д.Д. Шостаковичем, С.С. Прокофьевым. Большую концерт-ную деятельность вели пианисты С. Рихтер, Э. Гилельс, скрипач Д. Ойстрах. В живописи одной из ведущих тем являлась ВОВ. Большую популярность завоевали работы художников А.И. Лактинова «Письмо с фронта», Ю.Н. Непринцева «Отдых после боя», В.Н. Костененко «Возвращение» и др. 4 сентября 1946г. появилось новое постановление ЦК, на этот раз посвя-щенное критике «безыдейности» ряда кинофильмов. В их числе были названы: «Большая жизнь»(2 серия) Л.Лукова за отсутствие картин современного Донбасса, «Адмирал Нахимов» В.И. Пудовкина, «Иван Грозный» С.М. Эйзенштейна за фальшивый образ царя. В послевоен-ные годы вся сущность культуры и все ее задачи были сведены, по сути, к выпол-нению фун-кции очеред-ного «привод-ного ремня» в обработке общественного сознания. Все это привело к резкому сокра-щению коли-чества новых фильмов, спектаклей и художествен-ных произведений Роль науки сводилась еще и к тому, чтобы обеспечить решение обо-ронных задач и добиться «партийной направленнос-ти» не только в гуманитарных но и в естественных науках.

Культура страны в середине 50 – начале 60-х годов Комаровской А.В.

Харак -ка истори-ческих

условий

РАЗВИТИЕ

ОБРАЗОВАНИЯ

ДОСТИЖЕНИЯ НАУКИ,

ОСВОЕНИЕ КОСМОСА

ЛИТЕРАТУРА

ИСКУССТВО

ВЫВОДЫ

Первое послеста-линское десятиле-тие было ознаме-новано серьезны-ми положительны-ми переменами в духовной жизни общества. С XX съездом КПСС в стране начинается время «оттепели» после тяжелой сталинской «зи-мы». Большое внимание на культурную поли-тику оказывал сам Хрущев, считавший, что интеллигенция должна беспрекос-ловно служить церкви. В то же время период «оттепели» озна-меновалось первы-ми малочислен-ными протестами против системы. В обществе стали наблюдаться вол-нения. Происхо-дят первые демон-страции трудя-щихся, требова-вших улучшения жизни. Продолжают восстанав-ливаться очаги культуры: учебные заведения, театры, музеи и др. В школах введено трудовое обучение, была отменена плата за обучение. А в 1954г. отменено раздельное обучение мальчиков и девочек. Произошел переход к обязательному 8-летнему образованию (1958г.), обучение в средней школе стало 11-летним. Значительно рас-ширилась система заочного и вечернего образования. СССР вышло на 2-3е место по уровню интеллектуального развития учащихся и студентов. В институты предпочтительно принимали тех, кто приходил с производства. Создавались студенческие трудовые отряды в летний период. Ставилась задача перехода к обязатель-ному среднему образованию на основе «укрепления связи школы с жизнью». Однако слабая материальная база и нехватка научно-преподава-тельских кадров снизила уровень подготовки специа-листов. В быт людей входило телевидение. Создаются первые информационные («Время», «Эстафета новостей») и развлекательные(«КВН», «Ого-нек») программы Достижения науки этого периода связаны с именами академиков И.В. Курчатова, А.Д. Сахарова, И.Е. Тамма, В.И. Векслера, М.В. Келдыша, Л.Д. Ландау и др. В 1954г. началась промышленная эксплуатация атомной электростанции в Обнинске, был построен атомный ледокол «Ленин». В 1956г. открылся Объединенный институт ядерных исследований. Численность научных работников в стране увеличилось в 6 раз и составила четвертую часть ученых всего мира. Ряд советских ученых-естествоиспытателей – Л.Д. Ландау, Н.Г. Басов, А.М. Прохоров Н.Н. Семенов – был удостоен Нобелевской премии. Мировую известность получили открытия в селекции Н.П. Дубинина, Н.В. Тимофеева-Ресовского. Заметных результатов добились химики А.Н. Несмеянов и М.М. Шемякин. Конструкторским бюро А.А. Туполева был создан Ту-104, а через год начались полеты самолета Ил-18 (С.В.Ильюшин). Огромный рывок был сделан в освоении космоса: запущен первый искусственный спутник Земли (1957г.); автоматическая станция «Лу-на-1» пролетела вблизи Луны, а последующие станции доставили на Луну вымпел с гербом СССР. И наконец 12 апреля 1961г. с космодрома Байконур стартовал корабль-спутник «Восток» с Юрием Гагариным на борту, в этом же году осуществил полет Г.С. Титов, в 1963г. мир узнал о первой женщине-космонавтке В.В. Терешковой, в 1965г. А.А. Леонов вышел в открытый космос. Появились новые лите-ратурно-художественные журналы: «Юность», «Мо-сква» и др. Наряду с военной темой все больше раскрывались особенности современной жизни, поя-вились новые имена: Ф.А. Абрамов, Д.А.Гранин, В.Г. Тендряков, В.Д. Дубинцев, В.М. Шукшин (стал в 1965г. лауреатом Нобелев-ской премии). А.Т. Твардовский написал поэ-му «Теркин на том свете», возглавил журнал «Новый мир», где опубликовал повесть А.И. Солженицина «Один день Ивана Денисовича». Вновь нача-лись гонения на творческую интеллиген-цию. «Под раздачу» попа-ли: Твардовский (освобожден от руковод-ства журнала «Новый мир» 1964г.), Б.Л. Пастернак (в 1967г. исключен из Союза писа-телей и был вынужден отказаться от в 1958г. от получения Нобелевской премии за роман «Дроктор Живаго, опубликованный за рубежом»). Появились свои барды. Всеобщее признание получило творчество В.С, Высоцкого. Начиная с середины 50-х годов происходят пере-мены в театре. Выпуск-ники МХАТа под руководством О.Ефремо-ва составили ядро нового театра «Современник». В 1964г. открывается Театр драмы и комедии на Таганке. Знаменатель-ным явлением в музыке стали исполнение симфо-нии Д.Д. Шостаковича, постановка балета А.И. Хачатуряна «Спартак». Всенародным успехом пользовались выступле-ния танцевального кол-лектива «Березка». В 1957г. состоялась первая Всесоюзная художест-венная выставка, на которой внимание посе-тителей привлекали портреты П.Д. Корина, жанровые картины А.И. Лактионова, пейзажи А.А. Пластова. В этот период были созданы памятники Пушкину, Маяковскому, Достоевс-кому. В то же время за «идеологическую сомни-тельность» подверглись критике и разносу скуль-птор Э. Неизвестный, художник Р. Фальк и др. Научно – технические достижения «хрущевской эпохи» закла-дывали основу для достижения в перспективе военно-стратеги-ческого паритета с США. Некото-рую свободу получили уче-ные-гуманита-рии. Но с другой стороны, несмотря на де-мократизацию общественной жизни, контроль партийного ап-парата за дея-тельностью интеллигенции не ослабевал. На многочисленных встречах с писателями, художниками, артистами Хрущев, сам слабо разбираясь в вопросах культуры, учил их как надо работать.

Культура страны в середине 60 – начале 80-х годов Комаровской А.В.

Харак -ка истори-ческих

условий

РАЗВИТИЕ

ОБРАЗОВАНИЯ и СМИ

ДОСТИЖЕНИЯ НАУКИ

ЛИТЕРАТУРА

ИСКУССТВО

ВЫВОДЫ

Негативные явления в жизни советского общества 60 – 80-х годов, период «застоя» в полной мере отразился на духовной сфере, на образовании, науке и культуре. Развитие культуры отражало поворот партийно-государственного руководства к политике неоста-линизма. Отказ от двух крайностей в культуре(очерни-тельство и лаки-ровка действи-тельности ) так и не произошел до конца. Стала активно внедрятся практика гос-заказов на поста-новку фильмов, написание сцена-риев, романов и пьес. Усилился контроль за СМИ, учреждениями культуры. Несмотря на количественный рост учащихся со среднем образованием (86%) продол-жает снижение уровня общеобязательной под-готовки учащихся. В 1964г. произошло возвращение к 10-летнему обучению. В школах учащихся готовили к поступлению в вузы, тогда как стране не хватало специалистов среднего звена. В 1983-1984гг. попытались провести реформу образования, но непонимание причин кризиса привело к быстрому ее свертыванию. Аналогичные проблемы испытывала и высшая школа - –нерациональное использо-вание выпускников, низкий уровень обучения. В стране была создана широкая сеть СМИ: выходило 7 тыс. газет и 4300 журналов, регулярными стали цветные телевизоры. На ТВ появляются сериалы («След-ствие ведут знатоки»), многосерийные фильмы («Вечный зов», «Семнадцать мгновений весны»). Но на ТВ, как и во всех СМИ существовала жесткая цензура, сильно ограни-чивающая творчество. В этот период в Советском Союзе продолжает развитие НТР. Признание получили работы М.В. Кельдыша, развившего теорию аэродинамики, космонав-тики, возглавлявшего в 1961-1975гг. Академию наук. В 1975г. физик Л.В. Кандратович стал лауреатом Нобелевской премии за разработку основ линейного программирования. В 1978г. это звание присвоено одному из старейших ученых – П.Л.Капице, за работы в области физики. Этой же премии были удостоены А.М. Прохоров и Н.Г. Басов, за исследования в области квантовой электроники. Качест-венные сдвиги произошли в гражданской авиации. В серицное производство были запущены Ан-22, Як-40, аэробус Ил-86. Под руководством С.П. Королева продолжается освоение космоса В 1975г. состоялся первый в мире международный советско-американский полет, произведена стыковка кораблей «Союза-19» с А.А. Леоновым и В.Н. Кубасовым и «Аполлона» с Т.Стаффордом, Д. Слейтоном, В. Брандтом. В 70-е гг. в космических полетах стали участвовать иностранные космонавты. Однако в это время СССР стал терять многие свои позиции, значительно отстал в компьютеризации, в решении многих научных проблем. Выдвинулись такие писатели, как С.П. Залыгин, Б.В. Васильев, В.П. Астафьев, В.Г. Распутини др., выступавшие против существующего режима. Все чаще писатели обращаются к жизни простых людей: Ю. Трифонов «Обмен», «Другая жизнь»; В Маканин «Один и одна»; О. Куваев «Территория». Колоссальной популярностью пользовались исторические романы и миниатюры Валентина Пикуля («Слово и дело», «Фаворит», «Честь имею» и др.) Поэзия, как и проза, была разнообразна и весьма проти-воречива. Началось издание произведений А. Ахматовой и М. Цветаевой Продолжали творить поэты философы: А. Твардовский, Н. Заболоцкий и др. Широкую популярность получили молодые поэты: Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Окуджава, А. Ахмадулина. Продолжаются репрессии. К 7 годам лагерей приговорены А. Синявский и Ю. Даниель, за издание своих произведений за рубежом. В 1967г. подверглись аресту поэт Ю. Галанский и публицист А. Гинзбург. Ужесточилась цензура, возоб-новилась травля деятелей культуры. В 1974г. из страны был выслан А.И. Солженицин. Театр. Большой популярностью пользовался среди зрителей театр «Современник», драмы и коме-дии на Таганке, имени Е.Б. Вахтанговаи др. Работало нес-колько поколений талантливых режисеров: Г. Товстоногов, В. Плучек, Ю. Любимов, М. Захаров и др., поставивших огромное кол-во прекрасных спектаклецй. 60 – 80-е гг. – это расцвет творчества великого артиста-сатирика Аркадия Райкина. Несмотря на введение системы гос. заказов, в эти годы вышли замечательные кинофильмы: «А зори здесь тихие» С. Ростоцкого, «Белое солнце пустыни» В. Мотыля, «Белорусский вокзал» А. Смирнова. Фильм «Москва слезам не верит» был удостоен американской премии «Оскар». Андрей Тарковский создал фильмы, получившие мировое значение: «Андрей Рублев», «Зеркало», «Сталкер». В жанре оперного искусства творили выдающиеся композиторы: Р. Щедрин, А. Петров, К. Молча-нов. Огромной популярностью пользовались песни компози-торов А. Пахмутовой, Р. Паулса, Д. Добрынина. Всенародными любимцами были эстрадные артисты: А. Пугачева, В. Вино-кур, В. Леонтьев, И. Кобзон, Л. Лещенко; группы – «Песняры», «Самоцветы», «Земляне». В отечествен-ной культуре появились два противо-борствующих направления: официально-охранительного, выполня-ющего соци-альный заказ властей и де-мократичес-кого, готови-вшего пред-посылки для духовного обновления. Обострились проблемы в образовании: знания выпу-скников все меньше удо-влетворяли потребностям страны. СССР сильно отставал в освоении прогрессив-ных техноло-гий, доже тех, которые были созданы в нашей стране.

Культурная жизнь страны в период перестройки Комаровской А.В.

Харак -ка истори-ческих

условий

РАЗВИТИЕ

ОБРАЗОВАНИЯ И СМИ

ДОСТИЖЕНИЯ НАУКИ

ЛИТЕРАТУРА

ИСКУССТВО

ВЫВОДЫ

Перестройка – решительное пре-одоление застой-ных процессов и слом механизма торможения, создание эффек-тного механизма ускорения, опи-рающегося на творчество масс. В следствие этого процесса, духов-ная жизнь страны подверглась силь-ным изменениям в связи с демакрати-зацией и глас-ностью. Был снят идеологический пресс, отменена цензура, стали открываться архивы. Начался переход к рыночной эконо-мике. Происходит «революция умов», усилива-ется внутренняя оппозиция, обсуждаютя дальнейшие пути развития страны. В области образования изменения стали происходить не ранее 1988г. До этого времени все шло в славных традициях «эпохи упадка и застоя». Пытаясь исправить существующую ситуацию, государство пошло по двум основным направлениям: уменьшение опеки над обра-зованием и увеличение зара-ботной платы учителям. Но образовательный процесс от этого не улучшился, потому что, несмотря на повышение зарплаты, постоянно возрастал дефицит кадров, кроме того у молодежи резко понизился интерес к учебе. Огромную роль в обновлении советского общества сыграли СМИ. Главным практическим достижением перестройки стала перестройка. Выходят разлтчные газеты – «Московская правда», «Куранты»; журналы – «Огонек», «Столица» и др. Меняется характер телевиденья: стали возможны телемосты (Познер и Донахью), на экранах появились зарубежные политологи, исто-рики, экономисты; стали тра-нслироваться съезды народ-ных депутатов. Увеличилось число развлекательных программ: был возрожден КВН, «Поле чудес», «Что? Где? Когда?». В 1990г. начал работу коммерческий канал «2 x 2» с показом рекламы. Прикладные отрасли полу-чили некоторое развитие, т.к. повысилась потреб-ность в конкретных техни-чески и экономических разработках. Фундамен-тальные же науки, которые были всегда гордостью страны, оказались на «го-лодном пайке». В течение второй половины 80-х годов в СССР практически отсутствовали серьезные открытия, а ведущие отрасли науки, такие, как космонавтика, ядерная фи-зика и др. с трудом удер-живали достигнутый в предыдущий период уровень. В 1990г. вышел Указ Президента СССР «О статусе Академии наук СССР». АН стала самоу-правляемой организацией, была освобождена от гос. опеки. В этом же году была вновь создана российская АН. Началось сотрудничество ученых с технологами Германии, США, Франции и др. С 1986г. на орбите Земли начала работать станция «Мир». За многие годы ее работы на станции побывали десятки космо-навтов, включая иностран-цев. Благодаря усилиям твор-ческой интеллигенции стране были возвращены имена писателей - эмигрантов, впервые в СССР были опубликованы их книги,. – «Мы» Е. Замятина, «Лето Господне» И. Шмелева, исторические романы М. Алдагнова. Была опубли-кована статья М. Горького «Несвоевременные мысли». Увидели свет романы – Б. Пастернака «Доктор Живаго», А. Платонова «Котлован». В 1898г. в нашей стране возобновилось издание книг А. Солженицина: «Архипелаг ГУЛАГ», «Раковый корпус и др.» Значительно обогатили художественную литературу вышедшие в эти годы произведения: «Белые одежды» А. Дудинцева, «Ночевала тучка золотая» А. Приставкина, «Жизнь и судьба» В. Гроссмана. Необычайно возрос интерес к исторической литературе . Впервые на русский язык были опубликованы мемуары А.Ф. Керенского. В сборник «На чужбине. Эпоха в лицах» вошли воспоминания полити-ческих деятелей – М.В. Родзянко, П. Н. Милюкова, генералов А.И. Деникина, П.Н. Враегеля. Во второй половине 80-х гг. широкая демократизация косну-лась театра. Были выпущены остросюжетные спектакли, кото-рые отразили перемены в жизни страны. Это «Стена» в «Совре-меннике», «Серебряная свадьба» во МХАТе, «Статья» в Театре Советской Армии. Но экономи-ческий кризис негативно отра-зился на развитии театра: замет-но уменьшилось число зрителей, нехватало денег на достойную оплату труда актеров, на ремонт зданий и приобретение рекви-зита. В кинематографе также произошли серьезные изменения. Были сняты с полок ранее запре-щенные фильмы: «Проверка на дорогах», «Скверный анекдот» и др. Несколько фильмов получили премии международных фести-валей: «Очи черные», «Леди Макбет Мценского уезда» и др. В годы перестройки музыкальное искусство отличалось большим разнообразием: это – классичес-кий композитор А. Шнитке, и виолончелист мирового масшта-ба М. Ростропович, и рок-музы-кант Б. Гребенщиков, и запрет-ные барды 70-80-х гг. Ю. Визбор, В. Высоцкий. Расцвела эстрада: Пугачева, Вайкуле, Малинин, Газманов и др. Наибольшей по-пулярностью пользовались музы-кальные группы – «Кино», «Лас-ковый май», «ДДТ», «Алиса». Наряду с некото-рыми положи-тельными факторами, которые были достигнуты прежде всего за счет ослабления цензуры и контроля за творчеством, в целом проис-ходит резкое падение общеку-льтурного об-щества. Теряется престиж образования и значимости отечественных специалистов, растет бездухов-ность, возрастает преступность Культура все больше попадает под власть комерции. Академик Д.С. Лихачев назвал такое состояние общества «культурным одичанием».

Культурная жизнь современной России Комаровской А.В.

Харак -ка истори-ческих

условий

РАЗВИТИЕ

ОБРАЗОВАНИЯ И СМИ

ДОСТИЖЕНИЯ НАУКИ

ЛИТЕРАТУРА

ИСКУССТВО

ВЫВОДЫ

С 1992г. в истории нашего Отечества наступил новый этап развития. СССР превратился в СНГ, а стала суверенной Рос-сию. Радикальные пре-образования в социаль-но-экономической и политической областях не могли не сказаться на культуре, пережи-вающей сейчас труд-ные времена. Государ-ство не в состоянии материально поддер-живать учреждения культуры (законода-тельство РФ закрепило за культурой всего 2% федеральных средств и около 6% местного бюджета), которые вынуждены сами ис-кать средства сущес-твования. Развивается спонсорство – финан-совая поддержка со стороны коммерческих структур. В образовании появилось платное обучение, открываются новые лицеи, колледжи, гимназии, частные школы. Государственная школа после принятия закона «Об образовании» (1992) получила больше прав в учебно-воспитательной работе. Недостаточное финансирование школы приводит к потере учительских кадров, к нехватке учебников и школьного оборудования. Высшая школа получила автономию, право самостоятельно решать вопросы приема и подготовки студентов. В России появились новые университеты, учебные академии, вузы. Потребности жизни вызвали перепрофилирование обучения. Готовится реформа образования (12-летка, ЕГЭ и др.) Продолжают изменятся СМИ. Телевиденье становится в основном раз-влекательным, коммерческим с обилием рекламы. Телевизионные сериалы и фильмы, преимущественно западного образца, «забили» отечественную продукцию. Но и из этого правила есть свои исключения, например открытия государственного некоммерческого канала «Культура» Достаточно сложным остается положение науки. Продолжается отток кадров за рубеж, заново приходится создавать научную ба-зу, не хватает средств. Тем не менее в тради- ционно сильном для России военно-научном и военно-конструктор-ском деле российские специалисты продол-жают занимать веду-щие позиции. В октябре 2000г. физику Ж.И. Алферову была вручена Нобелевская премия за создание микросхем на кремне-вой основе для электро-нных устройств. Продолжается осво-ение космоса в марте 2001г. в Тихом океане была затоплена станция «Мир», отработавшая свой ресурс. На смену ей пришла МКС. Среди литераторов различными премиями были отмечены Б. Ахмадулина, М. Живанецкий, Ф. Искандер, Д. Лихачев, М. Харитонов, В. Маканин и др. В конце XXв. Литература переживает эпоху постмодернизма. В произведениях этого жанра присутствует ирония, сарказм, ненормативная лексика. Представителями жанра являются В. Ерофеев («Москва – Петушки»), В. Пелевин («Омон Ра», «Чапаев и Пустота», «Поколение пи»), В. Сорокин («Голубое сало») и др. Бесконечное разнооб-разие периодических изда-ний вытеснило из обихода «толстые» литературно-художественные журналы. Появились иллюстрирован-ные журналы западного образца. Массовая культура предлагает детективы, эро-тику, оккультовую литературу. Искусство тоже попало во власть коммерции. И все же в это трудное время искусство продолжает жить. Театральные сезоны в Москве и провинции проходят под знаком классики. Зрители и специалисты лучшими отечественными фильмами называют картины Н. Михалкова «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник»; А. Рогожкина «Особенности национальной охоты», Э. Рязанова «Небеса обетованные», П. Чухрая «Вор» и др. Широкое распространение получила скульптура. Только в Москве в 1993-1999гг. были установлены памятники А. Блоку. С. Есенину, В. Высоцкому, Г. Жукову, Петру I, А. Чехову, Л. Яшину и др. Открыт мемориал жертвам политических репрессий на кладбище Донского монастыря, часовня Георгия Победоносцева в честь850-летия образования Москвы. Сделать конкретные и объективные выводов пока не представляется возможным., так как должен пройти определенный отрезок времени, что бы здраво и беспристрастно смотреть на ситуацию. Ясно только одно – несмотря на тяжелейшие условия, культура России продолжает жить и развиваться.

Список использованной литературы: