Смекни!
smekni.com

Уголовно-правовая характеристика преступлений против общественной нравственности (стр. 4 из 16)

Нормы морали (нравственности) - это правила общего характера, основанные на представлениях людей о добре и зле, достоинстве, чести, справедливости и т.д., служащие регулятором и мерилом оценки деятельности индивидов, организаций. К числу спорных вопросов относится, тождественными ли понятиями являются "мораль" и "нравственность", надо ли разграничивать эти понятия. По мнению B.C. Нерсесянца между этими понятиями можно провести линию разграничения. А именно: в сфере этических отношений мораль выступает в качестве внутреннего саморегулятора поведения индивида. Речь идет о его осознанном, внутренне мотивированном способе участия в социальной жизни. Нравственные нормы - это внешние регуляторы поведения людей. Если индивид усвоил эти внешние требования и руководствуется ими, то они становятся его внутренним моральным регулятором в отношениях с другими людьми. Следовательно, здесь имеет место "согласованное действие обоих регуляторов - морального и нравственного".

Мораль является одним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Ответственность в морали имеет духовный, идеальный характер (осуждение или одобрение поступков), выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сообразно с этим корректировать свои поступки и поведение. Существует и такое понятие, как "нравственное сознание". Нравственное сознание, указывает А.С. Кобликов, является одним из элементов морали, представляющим ее субъективную сторону. Выступая против отождествления нравственности и нравственного сознания, М.С. Строгович писал: "Нравственное сознание - это взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном и недостойном поведении, а нравственность - это действующие в обществе социальные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимоотношения.

Подчеркивал общественное назначение нравственности и выдающийся русский философ B.C. Соловьев: "Само нравственное начало предписывает нам заботиться об общем благе, так как без этого заботы о личной нравственности становятся эгоистичными, т.е. безнравственными. Заповедь нравственного совершенства дана нам раз и навсегда в Слове Божьем и дана, конечно, не для того, чтобы мы ее твердили, как попугаи, или разбавляли собственною болтовнёю, а для того, чтобы мы делали что-нибудь для осуществления в той среде, в которой мы живем, т.е., другими словами, нравственный принцип непременно должен воплощаться в общественной деятельности".

Из определения нравственности указанными учеными видно, что нравственность всегда общественна. Такое толкование нравственности представляется нам верным. Поэтому, на наш взгляд, законодателю в названии главы 25 УК РФ не было необходимости делать акцент на общественность нравственности, называя ее "общественная нравственность".

С.А. Номаров пишет: "Общественная нравственность покоится на системе норм и правил, идей, обычаев и традиций, господствующих в обществе и отражающих в себе взгляды, представления и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категории добра и зла, похвального и постыдного, поощряемого и порицаемого обществом, чести, совести, долга, достоинства и т.д.".

Предлагают понятие общественной нравственности и ученые в области уголовного права в контексте определения объекта преступлений, посягающих на нее. Так, общественная нравственность, указывает А.Б. Мельниченко, - это совокупность общественных отношений, обеспечивающих соблюдение норм и правил поведения, представлений о чести, долге, справедливости, добре и зле, сложившихся в обществе. Э.Ф. Побегайло считает, что общественная нравственность - это господствующая в обществе, выработанная населением система правил поведения (норм), идей, традиций, взглядов о справедливости, долге, чести, достоинстве. А.В. Наумов определяет общественную нравственность как объект преступлений - принципы и нормы поведения людей в обществе, выражающие представления о добре и зле, справедливости, общественном долге, гражданственности и т.п.

Вышеперечисленные категории: честь, долг, справедливость, добро, охватываются одним понятием - общечеловеческие ценности. Поэтому, на наш взгляд, более широким и одновременно более точным будет следующее определение общественной нравственности: общественная нравственность - это совокупность общественных отношений, обеспечивающих соблюдение норм и правил поведения, представлений об общечеловеческих ценностях, сложившихся в обществе.

Правильное определение объекта посягательства предоставляет возможность определить юридическую природу конкретного преступления. Без правильного определения объекта невозможно правильное размещение норм, предусматривающих уголовную ответственность за различные преступления в соответствующих главах Уголовного кодекса РФ. Так, предметом ст. 245 УК РФ являются животные (домашние, дикие), предметом ст. 258 УК РФ - также животные (дикие). Объективная сторона обоих составов характеризуется действиями, направленными на гибель и увечья животных. Субъективная сторона обоих состав - умышленная форма вины, субъекты общие (лица, достигшие 16 лет). Только объект преступного посягательства играет решающую роль в помещение данных норм в разные главы Уголовного кодекса РФ - ст. 245 УК РФ в главу 25 "Преступления против здоровья населения и общественной нравственности", как преступление, объектом посягательства которого является общественная нравственность, а ст. 258 УК РФ - в главу 26 "Экологические преступления", так как объектом данного преступления являются общественные отношения в сфере охраны и рационального использования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных как неотъемлемого элемента природной среды.

Таким образом, объект преступления - это общественные отношения, охраняемые уголовным законом, на которые направлено конкретное посягательство и которым преступлением причиняется вред либо создается реальная угроза причинения вреда. Все посягательства на общественную нравственность можно подразделить на такие виды: а) аморальный проступок; б) административное правонарушение; в) преступление. Они различаются между собой по тяжести нарушений общественных отношений, являющихся содержанием общественной нравственности. Тяжесть таких нарушений зависит от многих объективных и субъективных факторов: специфики нарушаемых отношений общения между людьми, серьезности последствий, способа, места, времени нарушения, формы вины, характера мотивов и целей, личности нарушителя и т.п. Критерий для разграничения посягательств на общественную нравственность усматривается также в содержании, особенностях и видах нарушаемых социальных норм, регулирующих и охраняющих общественную нравственность. В основу разграничения анализируемых посягательств положен и характер применяемых санкций, то есть характер ответственности виновных. Такая ответственность может быть различной - моральной, общественной, юридической.

Преступления против общественной нравственности относятся к наиболее тяжким нарушениям из вышеуказанных, так как за них предусмотрена уголовная ответственность.

Согласно точке зрения, изложенной в работах Н.Д. Дурманова, Б.В. Здравомыслова, Н.Г. Александрова, С.Ф. Кечекьяна, В.А. Власова, Г.И. Петрова, М.С. Строговича, И.С. Самощенко, М.Х. Фарукшина, А.П. Клюшниченко, И.Ф. Панкратова и др., преступления представляют собой качественно особый вид общественно опасных правонарушений, посягающих на условия существования общества. Таким образом, существенно необходимый, коренной материальный признак преступлений, в том числе и преступлений против общественной нравственности - общественная опасность.

Общественная опасность, указывает Ю.А. Красиков - это способность деяния причинить вред общественным отношениям, объективное свойство, позволяющее оценить поведение человека с позиции определенной социальной группы. Общественная опасность свойственна любому правонарушению, но их отличает характер и степень общественной опасности. Общественная опасность, отмечает ученый - это критерий, с помощью которого законодатель дифференцирует деликты на преступления, административные и гражданско-правовые деликты, дисциплинарные проступки.

По этому признаку преступления качественно отличаются от других видов правонарушений. Этот вывод вытекает из анализа уголовного закона. Так, в ч. 2 ст. 14 УК РФ сказано: "Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности".

Другим обязательным признаком преступления является уголовная противоправность. Уголовная противоправность - это запрещенность преступления соответствующей уголовно-правовой нормой под угрозой применения к виновному наказания. Противоправность является юридическим выражением материальной характеристики общественного свойства преступления. Не может считаться преступлением общественно опасное деяние, не предусмотренное уголовным законом, либо деяние, формально подпадающее под признаки соответствующей статьи УК, но в силу ряда обстоятельств лишенное общественно опасного характера. Таким образом, закон прямо признает наличие признака общественной опасности у преступлений и отсутствие его в деяниях противоправных, но малозначительных, составляющих суть проступков. К подобным малозначительным деяниям причисляются проступки всех видов, которые хотя и имеют формальное сходство с преступлениями, но по закону не относятся к их числу, ибо лишены такого признака, как общественная опасность.

Следует отметить, что административные проступки, невзирая на свою малозначительность, безусловно, в той или иной мере также вредны для общества. Но в отличие от преступлений причиняемый ими вред не достигает уровня общественной опасности в том смысле, в котором это понятие употребляется в уголовном законе. Проступки не таят в себе общественной опасности не в силу ее меньшей степени, а в связи с тем, что они наделены определенным социальным и правовым качественным отличием. Они по своему объективному содержанию не заключают в себе опасности для общества в целом. Между тем отсутствие общественной опасности не означает отсутствия общественной вредности.