Смекни!
smekni.com

Разложение феодализма и генезис капитализма в западной Европе в XVI-последней трети XVIII в. (стр. 5 из 8)

под господством Испании и в будущем стали называться Бельгией.

Какие же отрасли хозяйства получили наибольшее развитие в Голландии, которая уже в XVII в. стала "образ­цовой капиталистической страной"?

1. Первостепенное значение для экономики Голландии XVII в. имела внешняя торговля. Революционно-освободи­тельные войны Голландии постепенно превратились в так называемые торговые войны по ликвидации монополии испанцев и португальцев на эксплуатацию колоний и в скором времени господству португальцев на Востоке и испанцев в Америке был положен конец.

Общий торговый оборот Голландии в середине XVII в. достиг 75—100 млн флоринов в год1. Преобладала торгов­ля с Индией, Китаем, Японией, Америкой. В 1602 г. была создана Ост-Индская компания, которая потом стала об­разцом для других торговых компаний. Она имела право от имени правительства заключать торговые и мирные договора, вести войны, строить крепости, содержать армию, судить своих чиновников, т.е. была государством в государстве. Торговля Ост-Индской компании приносила ей астрономические барыши, потому что гвоздика перепро­давалась в 7 раз, перец — в 8—10, чай — в 3—4 раза дороже.

Большим спросом у голландских купцов пользовались и товары из Беларуси. Через порт Рига голландцы покупали воск, зерно, меха, лен, коноплю, поташ, мясо и т.д. Кроме Беларуси Голландия торговала в Европе с Россией, Англией, Францией и даже с Испанией, которая находилась с Голлан­дией в состоянии войны. По этому случаю голландские купцы считали, что барыши можно искать и в аду.

Таким образом, внешняя торговля Голландии охваты­вала все страны Европы и их колонии, что позволило ей стать в XVII в. мировым торговым гегемоном. Во многом это определялось тем, что в отличие от Англии, где капитал вкладывался в основном в промышленность, главными сферами применения голландского капитала были торгов­ля и морские перевозки. Колониальная торговля приноси­ла такие большие барыши, что особого желания вклады­вать значительные средства в промышленное производство у голландских капиталистов не было.

Флорин — золотая монета Флоренции XIII—XVII вв., которая, как и дукат, получила широкое распространение в Европе (3,5 г золота).

2. Кроме внешней торговли Голландия в XVII в. при­давала большое значение рыболовству. В этой отрасли было занято 100—120 тыс. человек и до 2 тыс. кораблей. Голландцы получили в наследство от ганзейцев очень прибыльную торговлю сельдью и обеспечивали "благочес­тивой" селедкой всю католическую Европу, которая и в XVII в. продолжала страдать от чрезмерных постов.

Хорошо развитое рыболовство было чрезвычайно до­ходным делом для купцов и судовладельцев, настоящим золотым дном, что в свою очередь стимулировало развитие торговли, судостроения, производство парусины и т.д.

3. Одной из особенностей становления капиталистичес­кой экономики в Голландии в XVII в. было развитие судо­строения. Эта небольшая республика (площадь 25 тыс. м2 и население 2 млн человек) имела в XVII в. флот, который и по количеству и по тоннажу превосходил флот всей Европы. Всесильный кардинал Ришелье завидовал военно-морской мощи Голландии, которая имела около тысячи только воен­ных кораблей, а Франция — менее десяти. Всего флот Голландии насчитывал 15 тыс. кораблей и 150 тыс. моряков, что составляло 75 % мирового флота. Только в двух городах, Амстердаме и Зандаме, насчитывалось около 130 верфей. Строительство кораблей обходилось в Голландии в 1,5—2 раза дешевле, чем в Англии, и во много раз дешевле, чем во всех странах Европы. Поэтому голландцы строили корабли почти для всех европейских стран, в том числе для Англии, России, Речи Посполитой и др. Канатные, парусные, бумаж­ные, стеклянные и деревообрабатывающие мануфактуры, лесопилки существовали почти в каждом городе. На стро­ительстве флота работали тысячи плотников, столяров и других мастеров. В XVII в. Голландия была признанным центром мирового судостроения.

4. Кроме внешней торговли, рыболовства, судострое­ния значительное развитие в Голландии XVII в. получила суконная промышленность. Именно в этой отрасли народ­ного хозяйства в Голландии впервые возникли мануфакту­ры как рассеянного типа, так централизованные и смешан­ные. Однако в отличие от Англии, где в XVII в. преобла­дала рассеянная мануфактура, в Голландии наибольшее распространение получили централизованные мануфакту­ры. Голландские суконные мануфактуры изготовляли тон­кое сукно, известное голландское полотно, парусину, плюш, бархат, ткани из льна, шелка, и все это не без оснований считалось в тогдашней Европе первосортным.

5. Капиталистические формы активно укоренялись и в сельском ^хозяйстве Голландии, что нашло свое отражение в передовой для своего времени агротехнике, многопольнох севооборотах, травосеянии, товаризации сельскохозяйствен­ного производства, капиталистической аренде, крупных жи­вотноводческих фермах, интенсивном огородничестве и са­доводстве. С помощью плотин, дамб и насыпей у моря и болот были отвоеваны тысячи гектаров земли, так называе­мые польдеры, для сельского хозяйства. Совсем не случайно о голландцах говорят, что вся земля — дело рук господа Бога и только Голландия — дело рук самих голландцев.

Таким образом, с точки зрения своей эпохи Голландия в XVII в. была наиболее развитой в области промышлен­ности и сельского хозяйства страной. Ее столица Амстер­дам являлась торговым и финансовым центром не только Западной Европы, но и всего мира.

Однако в первой половине XVIII в. Голландия начинает отставать в экономическом развитии от Англии и теряет свою руководящую роль в мировой торговле. Резко сократилось голландское рыболовство. Если в середине XVII в. в море каждый год выходило 1500—2000 рыболовных судов, то в середине XVIII в. - не более 200. Такая существенная для народного хозяйства Голландии отрасль, как судостроение, также оказалась в упадке. На крупнейших верфях количество заложенных кораблей уменьшилось за XVIII в. в 10—15 раз. В скором времени английские флот и фабрики превзо­шли флот и мануфактуры Голландии. Только благодаря широким торговым и финансовым связям голландская бур­жуазия смогла еще определенное время удерживать свои торговые позиции. Даже в конце XVIII в. более 80 % зерна, значительную часть леса, которые экспортировались из Вос­точной Европы, в том числе и из Беларуси, перевозили голландские корабли. Однако в целом голландский торговый капитал уже в середине XVIII в. оказался в большой зави­симости от английского промышленного капитала. Причины отставания Голландии характерны для ее экономической истории и сводятся в основном к следующему.

1. Главной причиной экономической отсталости Гол­ландии в XVIII в. являлась слабость ее промышленной базы, потому что для развития фабричной промышленнос­ти, особенно тяжелой и металлообрабатывающей, Голлан­дии не хватало территории, рабочих рук и сырья. В то время, когда в Англии резко возрастает удельный вес тяжелой промышленности, быстро распространяется фабричная система, укореняются машины, Голландия продол­жает оставаться на стадии мануфактуры.

2. Второй причиной замедления темпов развития народ­ного хозяйства Голландии стало стремление предпринима­телей этой страны идти по проложенной дорожке торгового обогащения и недостаточное внимание к промышленному производству. Относительная трагедия Голландии заключалась в том, что во время промышленного капитализма она продолжала оставаться "торговой республикой" но такие республики свой век уже отжили.

3. Наконец, необходимо отметить, что французский аб­солютизм с его милитаризмом был совсем неподходящим соседом для Голландии. Бесконечные войны Людовика XIV нанесли казне Голландии и ее территории большой ущерб.

Однако экономическое отставание этой первой в Евро­пе буржуазной республики не носило характера глубокого упадка, той экономической катастрофы и обеднения что пережили в свое время Италия и Испания.

Таким образом, экономический подъем Голландии в эпоху первоначального накопления капитала опирался на непрочный фундамент посреднической торговли. По мере того, как в других странах Западной Европы укоренялось капиталистическое производство, ориентация голландской буржуазии преимущественно на развитие торговли обусло­вила в XVIII в. застой и экономическое отставание народного хозяйства "Соединенных провинций Нидердандов".

Переход к капиталистическому хозяйству в Англии.

Несмотря на значительные успехи в становлении и развитии капитализма в XVII—XVIII вв., он даже в Западной Европе встречал серьезные преград^, так как продолжа­лось господство феодальных отношений или их сильных пережитков. Почти везде в Европе удерживалась феодаль­но-абсолютистская монархия, при которой дворяне и ду­ховенство были единственным господствующим и приви­легированным сословием.

В отличие от Голландии значительно большее значение для Европы и других континентов мира имела английская буржуазная революция 1640-1660 гг. Она была первой буржуазной революцией "европейского масштаба", кото­рая нанесла сокрушительный удар по феодализму, про­ложила путь быстрому развитию капитализма. Английская буржуазная революция открыто объявила буржуазные по­рядки, которые в дальнейшем пришли на смену феодаль­ным и в других странах Западной Европы.

Экономические предпосылки английской буржуазной революции были следующие.

1. Развитие промышленности на капиталистических началах. За столетие (1551—1651) добыча угля в Англии увеличилась в 14 раз и достигла 3 млн. т, что составляло в то время 4/5 всей добычи угля в Европе. Добыча железной руды возросла в 3 раза, а свинца, меди, олова и соли — в 6—8 раз. Из старых отраслей хозяйства Англии быстро развивалось сукноделие. Если в XI—XV вв. главную статью английского экспорта составляли шерсть и овчина, то уже в середине XVI в. экспорт сукна преобладал над экспортом шерсти. Так, если в середине XVI в. было вывезено 32 тыс. мешков шерсти и примерно 5 тыс. кусков сукна, то в середине XVI в. — 122 тыс. кусков сукна и только 5—6 тыс. мешков шерсти. В 1614 г. экспорт шерсти был вообще запрещен.