Смекни!
smekni.com

Реформация в Европе (стр. 3 из 9)

В протестантизме понимание Бога существенно меняется: из внешней опоры Он превращается во внутреннюю, находящююсяв самом человеке. Теперь вся внешняя религиозность становится внутренней, а вместе с тем все элементы внешней религиозности, включая церковь, теряют свое прежнее значение.

Вера в Бога по сути выступает как вера человека в самого себя, ибо присутствие Бога переносится в него самого. Такая вера действительно становится внутренним делом человека, делом его совести, работой его души. Эта внутренняя вера является единственным условием и путем спасения человека.

Первые реформаторы, предводительствуемые Лютером в Германии и Ульрихом Цвингли, а затем Иоганном Кальвином в Швейцарии, прежде всего обрушились на идеал монашества. В то время как оно создавало особое состояние святости, протестантские реформаторы настаивали, что любая, а вовсе не только религиозная, профессия является «призванием». Другое важное положение – «священство всех верующих» и «всеобщего равенства», означающее, что каждый должен сам общаться с Богом – без посредства священников. Это в особенности относилось к принесению покаяния и соборо-ванию, особой форме покаяния для умирающих, против этих обрядов выступало большинство протестантов. К 15в. покаяние превратилось в очень длительное испытание для каждого верующего, заключавшееся в том, что исповедник проверял длинные перечни крупных и мелких грехов. Протестанты не принимали этих обраядов, во-первых, потому, что они ставили человека в зависимость от исповедника, во-вторых, требовали от него невероятного напряжения памяти и полной осведомленности обо всех формах, которые может принять грех. Они возражали, считая, что каждый христианин может исповедоваться любому другому христианину, в этом отношении все верующие являлись священниками.

Затем протестанты отказались от ряда других важных обрядов и таинств. Таинства покаяния и соборования были упразднены, та же судьба постигла монашеский обет. Брак, конфирмация, посвящение в духовный сан перестали считаться таинствами. Дополнительные покаянные акты, такие как, совершение литургий и паломничества, также были отменены. Крещение и евхаристия были сохранены но протестанты придерживались иного мнения в отношении их значения. В большенстве церквей крестили младенцев, но в некоторых, где реформация проявлялась в особенно радикальной форме, крестили только взрослых. Что касается евхаристии, то протестанты покончили со множеством литургий, заменив их празднованием Божьей трапезы, проводившимся время от времени. Одни реформаторы, в частности Лютер, продолжали считать, что тело Христа присутствует в евхаристии; другие, подобно Цвингли, рассматривали причащение лишь как торжественный обряд в память о Тайной Вечерии. В обоих случаях наблюдается тенденция снижения значимости литургии у большинства протестантов.

Почти во всех протестантских церквах совершение таинств было заменено проповедованием Евангелия и восприятием этого Слова с верой. Центральная доктрина, привнесенная Лютером, сводилась к тому, что «отпущение грехов дается благодатью по одной лишь вере», согласно которой человек может стать праведным в глазах Бога не из-за своих внешних действий, причащения или покаянных паломничеств, а только благодаря личной вере в спасение через Иисуса Христа. Проповедование Евангелия мыслилось как мера, направленная на укрепление веры. Таким образом, лозунгом протестантского движения стали слова «sola fide, sola scriptura» - только верой, только через Писание. Кроме того, протестанты считали человека полностью зависимым от Бога, а вследствие этого неспособным что-либо сделать для создания веры в себе. Каждая душа предназначена Богом для спасения (согласно Кальвину, некоторые предназначены Богом для проклятия). Таким образом, реформация вслед за Блаженным Августином, делала упор на прямом владычестве Бога над человеческой душой, на собственной ответствености христианина за свои отношения с Богом и понимании церкви как проводника Слова Божьего, которое пробуждает и совершенствует веру.

Лютеранская церковь. Сторонников и последователей учения Мартина Лютера стали называть лютеранами, а созданную им церковь - лютеранской. Она отличалась от католической церкви тем, что:

Во-первых, церковь, по Лютеру, была наставницей людей в религиозной жизни;

Во-вторых, Лютер считал, что крещение приобщает всех к церкви, а значит и к священству. Поэтому священнослужители не должны отличаться от мирян особыми качествами. Священнослужитель – это только должность, на которую можно избрать любого члена религиозной общины. Отменялось и монашество. Монахам было разрешено уходить из монастырей, создавать семьи и заниматься различной деятельностью;

Мартин лютер : « К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства».

«Пресветлейшему, могущественнейшему Императорскому Величеству и христианскому дворянству немецкой нации Доктор Мартин Лютер.

…Не по моей нескромности или непрости-тельному легкомыслию произошло то, что, далекий от державных дел, незнатный человек решил обратиться к вашим Светлостям: нужда и притеснения, отягощающие все христианство и, прежде всего, немецкую землю, заставили меня обратиться с призывом: не захочет ли Бог вдохнуть в кого-нибудь мужество, чтобы он протянул свою руку несчастной нации.

… Выдумали, будто бы папу, епископа, монахов следует относить к духовному сословию, а князей, господ, ремесленнико и крестьян – к светскому сословию. Все это измышление и надувательство… ведь христиане воистину принадлежат к духовному сословию и между ними нет иного различия, кроме разве что различия по должности и занятию… У нас одно Крещение, одно Евангелие, одна вера; все мы в равной степени христиане… По скольку светские владыки крещены так же, как и мы, у них та же вера и Евангелие, мы должны позволить им быть священниками и епископами…»

1520

В-третьих, у церкви не должно быть земли и имущества кроме того, что используется в богослужении. Земли у монастырей были изъяты, сами монастыри и монашеские ордена упразднены;

В-четвертых, во главе лютеранской церкви стояли правители-князья, их поддданные становились лютеранами, богослужение велось на родном языке;

В-пятых, культ и обряды стали намного проще и дешевле, чем раньше. Из церкви убирали иконы, мощи святых, статуи.

Если «добрые дела» у католиков служат цели всеобщего спасения, а праведники помогают в этом грешникам, то у лютеран вера могла быть только личной. Поэтому спасение верующего теперь становилось его индивидуальным делом. Посредником между человеком и богом провозглашалось Священное Писание, через которое верующий открывал для себя божественные истины.

В процессе реформ многое было упразднено. Но в глубине души Лютер был консервативным человеком, поэтому многое осталось. Он продолжал придерживаться доктрины присутствия Христа в таинстве евхаристии. В результате в современных лютеранских церквах часто можно видеть изощренные ритуалы и торжественные одеяния.

Во многих странах Европы реформацию возглавляли князья, герцоги, короли, проводившие её в своих интересах. Здесь реформация, как правило, имела успех и способствовала усилению власти правителей. Лютеранские церкви возникли в странах Северной Европы – Дании, Норвегии, Швеции, Исландии. Идеи Лютера были поддержаны также в Нидерландах.

Радикальная реформация.

Все лидеры Реформации относились к Библии как к верховному авторитету. Церкви, основанные ими, сильно отдичались от средневековой католической церкви. Они подчеркивали важность церковного образования и, по мере возможности, дистанцировались от государства.

С другой стороны, более непримиримые представители Реформации во всем полагались на силу Святого Духа и на способность Бога говорить с простыми, необразованными верующими. Лидеры радикальной Реформации отвергали интеллектуальную теологию, с подозрением относились к светским правительствам и выражали стремление к реституции (восстановлению). Это означало, что они хотели полного, буквального восстановления христианства Нового Завета в том виде, как они его понимали:

- общее владение имуществом;

- странствующие пастыри;

- крещение взрослых верующих;

Некоторые даже проповедовали с крыш домов и пытались копировать структуру пастырства, описанную в Новом Завете.

В отличие от них, главные деятели Реформации занимались именно реформами: изменением церковных учреждений согласно принципам, установленным в Новом Завете и выработанным историей церкви. Они терпимо относились ко многим обрядам, так как понимали, что важнейшие доктрины можно применять разными способами, в зависимости от исторической, общественной и культурной обстановки.

Некоторые радикалы были пацифистами, другие – ранние баптисты, квакеры, менониты – полносьтю отказывались участвовать в светских органах управления; третьи стремились добиться переворота в обществе силой. Для некоторых групп было характерно спокойное, созерцательное настроение, они делали упор на внутренней работе Святого Духа. Наиболее известной из них являются квакеры. Многие верили, что второе пришествие может наступить в любой момент, поэтому им необходимо отделиться от мира и создать совершенную церковь и общество.

Большинство радикалов объединяло последовательное стремление к освобождению церкви от вмешательства со стороны государства. Они были убеждены, что католицизм допустил разложение религиозной власти, когда последней было разрешено участвовать во внешней политике. Новые религиозные принципы протестантской Реформации находили поддержку не из-за свойственной им чистоты веры, а благодаря связям с магистратами, городскими советами и государственными деятелями. Горстка реформаторов, стремившихся к революционной перестройке общества, желала, чтобы власть стала прерогативой только «святых». Короче говоря, радикалы желали, чтобы никакая светская власть не могла влиять на религиозную жизнь. Их нежелание идти на компромисы в этом пункте обеспечило им автономию как самостоятельным религиозным группам, оно же явилось причиной снижения их социального влияния.