Смекни!
smekni.com

Реформация в Европе (стр. 5 из 9)

И в других местах Гемании армия рыцарей и наемников действовала обманом и разбивала по одиночке отряды крестьян, используя их разобщенность. Создать единую армию повстанцев не удалось: этому мешало упорное нежелание самих крестьян воевать вдалеке от родных селений, разорения которых они боялись.

Трухзес огнем и мечом прошел по долинам рек Неккера, Кохера, Янгста и уничтожал порознь мелкие крестьянские отряды. Он разбил также и поредевший «Светлый отряд».

Дольше всего держались повстанцы в Саксонии и Тюрингии, где призывы Мюнцера находили поддержку не только у крестьян, но и у рудокопов. Мюнцер распорядился окружить лагерь повстанцев под Франкенгаузеном цепью повозок и готовиться к бою. На почти безоружных крестьян напала княжеская конница, поддерживаемая артилерией. Вражеская конница легко сминала ряды крестьян-пехотинцев, плохо вооруженных и необученных военному делу. В неравном бою погибло более половины повстанцев. Вскоре после этого был захвачен в плен Мюнцер. Он мужественно перенес страшные пытки, но не склонил головы перед победителями. Были казнены все члены «Вечного совета», а город утратил даже прежние вольности.

В 1525г. развернулись крестьянские выступления в австрийских землях. Их возглавил талантливый народный реформатор Михаэль Гайсмайер, последователь Томаса Мюнцера. Он успешно отражал атаки рыцарей, однако и в этом случае силы были неравными: восставшие были разгромлены.

Мартин Лютер, считавший, что народ должен быть покорным властям, с гневом обрушился на восставших, предлагая князьям душить их, как «бешеных собак». Простой народ «не молится больше и ничего не делает, кроме злоупотребления свободой», - писал он.

Мюнстерская комунна.

Деятели народной реформации, в свою очередь, считали Лютера наряду с папой Антихристом. Так утверждали и члены городской комунны немецкого города Мюнстера. На выборах 1534г. в городской магистрат здесь победили анабаптисты. Полтора года они строили в городе «царство святых». Они изгнали лютеран, а богатые горожане и католики бежали сами. Анабаптисты отменили долги, забрали у католической церкви имущество, распределили между собой богастство князя-епископа; золото и серебро расходовали на общественные нужды. Все имущество стало общим; отменялись деньги. Город Мюнстер был переименован в Новый Иерусалим.

Епископ Мюнстера вместе с рыцарями начал осаду города, которая длилась 16 месяцев. В июне 1535 года они ворвались в город и перебили всех жителей. Руководители восстания были казнены.

Анабаптисты действовали во многих странах Европы вплоть до конца 17в. Не все они поднимали восстания. Многие мирно ожидали второго пришествия Христа, занимались нравственным совершенствованием. Но их идеи оказали огромное влияние на современников и потомков.

В большей части Германии победила умеренная реформация. Неограниченная власть католической церкви сохранилась главным образом на юге страны. Князья обогатились за счет церковного имущества и подчинили себе священников новой церкви. Победа умеренной реформации привела к усилению княжеской власти на местах, а тем самым к еще боьшей политической и экономической раздробленности Германии.

Кальвин и кальвинисты.

Второй этап Реформации, начавшийся в сороковых годах 16в., связан с именем Жана Кальвина, последователя учения Лютера.

Он создал свое учение о предопределении, которое получило известность и признание среди протестантов. Если учение Лютера вытекало из «оправдания верой», то учение Кальвина опиралось на дгмат о «божественном предопределении». Человеку, утверждал Кальвин, не дано спастись собственными силами. Бог изначально разделил всех людей на тех, кто спасется, и на тех, кого ждет погибель. Своим избранникам Бог дает «средства спасения»: сильную веру, несгибаемую стойкость в борьбе с дьявольскими искушениями и соблазнами. Тем, кого Бог предопределил к проклятью, Он не дает ни веры, ни стойкости, Он как бы подталкивает отверженного ко злу и ожесточает его сердце. Бог не может изменить свой первоначальный выбор.

Согласно учению кальвина, никому из людей не дано знать о Господнем предопределении, поэтому человек должен отбросить все сомнения и вести себя так, как ведет себя божий избранник. Кальвинисты верят, что Бог дарует в жизни своим избранникам успех. Значит, проверить свое избрание верующий может уже по тому, насколько он удачлив в делах: богат ли он, талантлив ли в каком-либо деле, авторитетен ли в политике, пользуется ли уважением в общественных делах, счастлив ли в рискованных предприятиях, имеет ли хорошую семью. Самое страшное – прослыть неудачником. Кальвинист это тщательно скрывает от других: Жалеть отверженного – все равно, что сомневаться в воле божьей.

«Женевский папа в протестантском Риме».

Женева была богатым городом. Каждый горожанин имел доступ к власти и управлению, бедных было очень мало. Труд ремесленников и торговцев был здесь в большом почете. Горожане любили пышные праздники и театральные представления. Ценились искусства и науки, женевцы уважали высокообразованных людей.

Горожане долгое время боролись за свободу от герцога Савойского. Собственных сил у них не хватало и они просили помощи у соседнего кантона – Берна. Берн оказал помощь, но потребовал проведения Реформации. Так женева стала приобщаться к протестантизму. Чтобы курепить ряды реформаторов, женевские власти уговорили Кальвина остаться в их гроде.

Очень раздражительный и болезненный, с длинным бледным лицом аскета и впалыми щеками, тонкими губами и неистовым блеском в глазах – таким запомнился Кальвин женевцам. Он был крайне нетерпим к инакомыслящим, не прощал людям недостатков, вел скромный образ жизни и старался во всем быть рядом со своей паствой. Его способность убеждать и несокрушимая воля были по истине безграничны. Конечно же он чувствовал себя божьим избранником. «Человек рожден, чтобы прославлять Бога,» - говорил он. И его жизнь была подчинена этому.

Лучше осудить невинного, чем оставить без наказания виноватого, утверждал Кальвин. Он выносил смертные приговоры всем, кого считал богохульниками: тем кто выступал против его церковной организации, супругам, нарушившим супружескую верность, сыновьям, поднявшим руку на родителей. Иногда достаточно было одних подозрений. Кальвин широко применял пытки. Он приговорил к сожжению знаменитого испанского мыслителя Мигеля Сервета, не согласного с его взглядами.

Частные таверны были закрыты, строго подсчитывалось количество блюд на обедах. Кальвин даже разработал фасоны и цвета костюмов, форму женских причесок. Нищих в городе не было – все работали. Все дети посещали школу. Запрещалось возвращаться домой после 9 часов вечера. Ничто не должно бвло отрывать человека от мыслей о семье и труде. Доходы ценились гораздо выше досуга. Даже Рождество Христово было рабочим днем. Труд у женевцев и до Кальвина был в почете, но теперь к нему относились как к призванию Божьему, как к деятельности, равной по значению молитве.

Стремление к достижению успеха, бережливость и накопительство, труд и безукоризненное поведение, неустанные заботы о семье и доме, о воспитании и образовании детей, постоянное стремление к совершенству и прославление Бога всей жизнью стали неотемлимыми чертами протестантской (а точнее кальвинистской) этики.

Кальвин рассылал миссионеров во многие страны, и вскоре кальвинистские общины уже действовали в Нидерландах и Англии, во Франции и Шотландии. Именно они существенно повлияли на последующие события в этих странах.

Таким образом реформация охватила все страны Западной Европы.

Реформация в Англии.

Европейская Реформация представляла собой сложное сочетание духовных открытий, Политических и национальных интересов, экономических факторов и движущих сил общества. Но в Англии она пошла особым путем, обусловленным:

- Традицией лоллардистов (восходящей к Джону Уиклифу);

- Христианским гуманизмом;

- Влиянием лютеранских идей в университетах;

- Антиклерикализмом – неприязнью к духовенству, которое часто было неграмотным;

- Убежденностью в том, что государство должно иметь больший контроль над церковью.

В 1521г. король Генрих 8 написал декларацию против Лютера и папа назвал его «защитником веры» (титул до сих пор принадлежит британским монархам). Рвение, выказы-ваемое Генрихом было таким сильным, что Томас Мор – впоследствии казненный за свою преданность католической церкви – напоминал королю, что папы были не только духовными лидерами, но и итальянскими князьями. Ожнако когда папа отказался расторгнуть его брак с Екатериной Арагонской, Генрих объявил себя главой англиканской церкви (1534г.) и подвергся отлучению. Тогда Генрих занялся ликвидацией монастырей, чтобы пополнить казну и укрепить свое главенство в церковных делах. Он приказал сжечь все иконы, ввести новый молитвенник.

Его государственный акт вверг Англию в кровавую смуту. Наследник Генриха 8 молодой Эдуард 6, был протестантом, но ему на смену пришла ревностная католичка королева Мария. Ее приемница, Елизавета 1, не имела желания проделывать «окна в души людей», и в конечном счете в Англии сохранилась как протестантская, так и католическая церковь.

Генрих 8 разделял принципы католической теологии, но некоторые люди из его окружения были убежденными протестантами. К их числу принадлежали архиепископ Томас Кранмер (1489 – 1556гг.) и государственный деятель Томас Кромвель (1485 – 1540гг.).

В результате политической смуты в англиканской церкви возникло интересное смешение взглядов. Вот некоторые ее характерные особенности:

- Верующие с ярко выраженными протестантскими убеждениями;

- Верующие, которые придерживались патерналистской теологии (теологии ранних отцов церкви) и традиций;

- Литургия и структура церкви (епископы, одеяние и церковное управление) сохраняли много связей с прошлым.