Смекни!
smekni.com

Уголовно-правовые проблемы борьбы с насильственными половыми преступлениями (стр. 5 из 17)

В соответствии с вышеупомянутым Указом от 28 апреля 1980 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 7 мая 1980 г. «О внесении дополнений и изменений в Уголовный кодекс РСФСР»[27] ст. 117 УК РСФСР была изменена. В ч. 3 статьи теперь предусматривалась уголовная ответственность за изнасилование, совершенное группой лиц, и за изнасилование несовершеннолетней. Кроме того, ст. 117 была дополнена ч. 4, в которой предусматривалась уголовная ответственность за изнасилование, совершенное особо опасным рецидивистом или повлекшее особо тяжкие последствия, а равно изнасилование малолетней.

Статья 117 УК РСФСР в редакции 1980 г. просуществовала вплоть до 1993 г. 18 февраля 1993 г. Законом РФ «О внесении дополнений и изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации»[28] ст. 117 была изменена в части, предусматривавшей уголовную ответственность в виде ссылки, а именно из абз. 2 ч. 4 были исключены слова «со ссылкой на срок от двух до пяти лет или без ссылки».

Возвращаясь к анализу развития уголовной ответственности за изнасилование и мужеложство (поскольку об уголовной ответственности совершение насильственных действий сексуального характера законодатель по-прежнему умалчивал), следует отметить, что ст. 117 УК РСФСР «росла», изменялась, пополнялась, иными словами, совершенствовалась, чего нельзя сказать о ст. 121 УК РСФСР - «Мужеложство». Со времен принятия УК РСФСР 1960 г. она ни разу не пересматривалась. По нашему мнению, это было связано, скорее, с недостатком сексуальной культуры, чем с нежеланием или ненужностью законодательного регулирования уголовной ответственности за совершение такого деяния.

В 1993 г., учитывая опыт демократических западноевропейских государств (Англии, Германии и др.) и некоторых стран Восточной Европы, в том числе и Украины, которая отказалась от уголовной ответственности за добровольное мужеложство, Законом РФ от 29 апреля 1993 г. была отменена ч. 1 ст. 121 УК РСФСР, предусматривавшая уголовную ответственность за подобное деяние. В Законе говорило о включении в состав мужеложства (теперь уже насильственного) наряду с другими такого признака, как использование беспомощного состояния потерпевшего, что более сблизило его с составом изнасилованния по признакам, характерным для обоих составов.

Что же касается совершения таких насильственных преступлений, лесбиянство или иных действий сексуального характера, то, как говорилось, уголовная ответственность за них специально не предусматривалась вплоть до принятия УК РФ 1996 г. и такие действия квалифицировались по статьям, предусматривавшим другие половые или иные преступления (ст. 111, 117, 131, 135, 213 и др. ст. УК РСФCP), либо виновных вообще освобождали от уголовной ответственности.

Наиболее показательны в этом плане два дела, рассмотренные Московским областным судом. В первом случае обвиняемые Голошейкин, Гоглачев, Беженар, Деменьшин и Петров изнасиловали 10-нюю С. Затем, проявив исключительный цинизм и безжалостность, ими вводили в половой орган потерпевшей палку, в результате чего разорвали стенку влагалища. Во втором случае Худорожков, Подкорытов и Свяжин изнасиловали свою знакомую И. После совершения полового акта они рукой причинили ей разрыв задней стенки влагалища. И в том, и в другом случае указанные действия никак не были квалифицированы.

В то же время Степанов, который после группового изнасилования вводили потерпевшей в половой орган и анальное отверстие палку, был осужден по ч. 3 ст. 117 и ч. 2 ст. 206 УК РСФСР за групповое изнасилование и циничное хулиганство.

В принятом в 1996 г. УК РФ законодатель, предусмотрев уголовную ответственность за насильственные действия сексуального характера, в том числе за мужеложство и лесбиянство, положил конец спорам юристов и разнобою в судебной практике. Отныне, согласно ст. 131 УК РФ, под изнасилованием понимается только естественное половое сношение с применением насилия, угроз и т. д.

Кроме того, учитывая, что ранее изнасилование признавалось более тяжким преступлением, чем насильственное мужеложство, еще одним немаловажным достоинством УК РФ является соотнесение насильственных действий сексуального характера по своей общественной опасности, признакам, отягчающим обстоятельствам, влияющим на квалификацию и наказание (ст. 132), с изнасилованием, ибо их равная общественная опасность определила идентичность максимального наказания за их совершение от восьми до 15 лет лишения свободы.

Следует отметить и присутствие в указанных нормах отягчающих обстоятельств, которых не было в статьях УК РСФСР 1960 г., предусматривающих ответственность за совершение изнасилования мимо мужеложства (например, совершение преступления жестокостью по отношению к потерпевшему или другим лицам; повлекшее заражение потерпевшего венерическим заболеванием; повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего или заражение его ВИЧ-инфекцией).

Законодатель также уточнил возраст потерпевшего лица. Так, применительно к изнасилованию, а теперь и к насильственным действия сексуального характера (при отягчающих обстоятельствах), речь идет не просто о малолетней (в ст. 132 УК РФ - о малолетней или малолетнем), а о пострадавшей, которой заведомо для виновного лица не исполнилось 14 лет.

Все это, безусловно, имеет важное значение для дальнейшего развития уголовной ответственности за половые преступления, в том числе и за совершение насильственных действий сексуального характера. Однако принятие УК РФ не означает окончания правовой реформы в области уголовного права в целом. Так, 8 декабря 2003 г., был принят Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»[29], одним из существенных нововведений которого явилось исключение из УК РФ признака неоднократности преступлений, изменение понятия совокупности преступлений и, как следствие, исключение из ст. ст. 131, 132 УК РФ такого квалифицирующего признака, как неоднократность преступления, под кот рым в указанных статьях понималось совершение соответствуют преступного деяния не менее двух раз, независимо от того, пока части (соответственно ст. 131 или 132 УК РФ) было квалифицировано первое преступление, либо в случае совершения ранее насильственных действий сексуального характера (по ст. 132 - изнасилования) зависимости от того, когда оно было совершено.

Особый интерес в рамках настоящей работы представляет, на наш взгляд, постановление Конституционного Суда РФ от 19 марта 2003 г. по делу о проверке конституционности положений УК РФ, регламентирующих правовые последствия судимости лица, неоднократности и рецидива преступлений, а также п. 1-8 постановления Государственной Войны от 26 мая 2000 г. «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» в связи запросом Останкинского межмуниципального (районного) суда г. Москвы и жалобами ряда граждан[30], и особые мнения судей Конституционного Суда по данному вопросу. Положения ст. 16 УК РФ «Неоднократность преступлений» были признаны не противоречащими Конституции РФ, однако тем самым Конституционный Суд не исключает право федерального законодателя «при соблюдении закрепленных Конституцией Российской Федерации гарантий личности в ее публично- правовых отношениях с государством установить иное регулирование «неоднократности» и ее уголовно-правовых последствий, и было сделано законодателем в декабре 2003 г. путем признания 16 УК РФ утратившей силу.

Нe вдаваясь в тонкости суждения об оправданности отказа законодателя от понятия неоднократности, заметим лишь, что в связи с тем, ю как было отмечено А.Н. Игнатовым, «исключение неоднократности приведет к резкому смягчению наказания за систематическое совершение преступлений, не являющихся тяжкими..., и одновременно к усилению ответственности за совершение, например, двух тяжких преступлений, так как в этом случае будет применен принцип сложения наказаний с выходом за пределы максимальной санкции»[31], и учитывая отнесение насильственных действий сексуального характера к категории тяжких преступлений, исключение признака неоднократности 132 УК РФ в принципе должно позитивно отразиться на роли виновного наказания за данное преступление в системе предупредительных мер его совершения, ибо это дает возможность суду в зависимости от обстоятельств назначить наказание как в пределах его максимальной санкции путем частичного сложения наказаний, так и свыше путем их полного сложения. Кроме того, исключение данного признака из ст. 132 УК РФ автоматически снимает ряд проблемных моментов, существовавших в судебной практике при квалификации насильственных сексуальных преступлений. В частности, это касается необходимости квалификации каждого преступления в отдельности, если лицо за ранее совершенное мужеложство, лесбиянство либо иные дек ствия сексуального характера не было осуждено, т.е. оно сразу привлекается к уголовной ответственности за два насильственных действия сексуального характера; отграничения продолжаемых и неоднократных сексуальных преступлений; отнесения насильственного сексуального действия к повторному, если будет доказано, что обвиняемый ранее совершил мужеложство, лесбиянство или иные сексуальные действия, но потерпевший (потерпевшая) в установленном порядке не подал(а) на него жалобу и др.

Вывод по I главе

Понятие половых преступлений в Российском уголовном праве, и место иных насильственных действий сексуального характера (мужеложства, лесбиянства, иных действий сексуального характера) в системе половых преступлений. Соотношение общественных интересов и интересов личности всегда являлось краеугольным камнем в уголовно-правовом регулировании общественных отношений в Российской Федерации. Длительное время общественные интересы довлели над свободой и интересами личности. Не являлась исключением сфера сексуальных (половых) отношений.