Смекни!
smekni.com

Средневековый религиозный дуализм (стр. 16 из 17)

Ясно одно – для роли общей религии гностицизм не подходит. Гностицизм или сходные течения получали неожиданно широкое распространение в особенно трагичные периоды истории какого-либо народа, когда апатия, разочарование и апатия становились всеобщими. Последствия этого были, как правило, крайне неприятными. Здесь, возможно, христианство действительно являлось и является оптимальным вариантом. Кажущаяся же явным недостатком христианства противоречивость концепции (против логичности гностических построений) была, возможно, его преимуществом. Доминировавшая в тогдашнем обществе религия, должно быть, и должна была быть противоречивой, чтобы сохранить возможность борьбы, являющейся непременным условием развития общества, исключить губительное для него единомыслие, стимулировать мысль. Практика показывает, что чем сложнее система, тем она жизнеспособнее. С другой стороны, большое количество противоречащих друг другу сторон учения позволяет адаптировать его к изменяющейся со временем обстановке, выделяя одни стороны и оттеняя другие, в то время как строгая логичность системы предполагает однозначность трактовки. Вспомним еще и об антижизненности гностических концепций – кто знает, что было бы, если бы нравственным императивом для общества в целом считалось самоуничтожение? Христианство было нелогичным, но жизнеутверждающим, а гностицизм – наоборот.

В то же время нельзя было допустить и сосуществования в Европе разных религий – это было бы губительным, ослабляло бы систему. Религия должна была быть одна – чтобы своим существованием объединять разные во всем остальном народы; но противоречивая – чтобы творческая мысль могла продолжать развиваться в разных направлениях внутри этой системы. Словом, христианство, вероятно, лучше всего подходило для роли объединительной идеологии европейских народов. А это значит, что появление инквизиции, первоначальной задачей которой было защищать позиции христианства от нападений гностицизма (не допускать ни открытого соперничества других систем, ни новых, нежелательных влияний), также было, как ни жестоко это звучит, не самым худшим из того, что могло случиться. Разумеется, вскоре эта и без того чудовищная организация еще и наполнилась садистами и извращенцами, да и просто подонками, готовыми на все ради денег – но ведь это общая судьба всех организаций, участие в которых сулит материальные выгоды. Верно и то, что она на несколько веков пережила потребность общества в ней – но то же самое верно и в отношении породившей ее церкви. Но это уже совсем другой разговор.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, изучив доступные нам источники, мы смогли выделить следующие характерные черты, присутствующие во всех дуалистических религиях средневековья:

1. Собственно дуализм (утверждение о том, что материальный мир создан темными силами)

2. Докетизм (утверждение о том, что Христос не обладал материальной природой)

3. Отождествление ветхозаветного бога с темными силами.

4. Утверждение о том, что воспроизводство жизни есть грех.

5. Осмысление освобождения через особый тип знания для «посвященных»

6. Различение людей по природным склонностям к «освобожденному знанию» (различение «духовных», «душевных» и «плотских» людей).

7. Употребление особой, гностической терминологии.

Гностицизм, манихейство, павликианство, богомильство, катаризм представляли собой переходный этап между оккультными традициями древности и Нового времени. Это тайная философия интеллектуальной элиты, которая и должна оставаться скрытой – не столько потому, что ее кто-то прячет, сколько потому, что она не нужна и не понятна большинству.
В критические моменты, для этноса моменты истории эти учения неожиданно вырывались наружу и становились разделяемы толпами людей. Эти критические моменты складываются из двух факторов: сильное смешение двух или больше сильно отличающихся друг от друга систем, мировоззрений, как то имело место во всех вышеперечисленных случаях. И кроме того, физические бедствия населения. В результате человек перестает верить в доброжелательность всемогущего бога и проклинает мир. Последствия широкого распространения подобных взглядов бывают самыми тяжелыми – рушится вся выработанная система отношений, весь механизм взаимодействия конкретного сообщества людей, наступает губительный хаос. При всей противоречивости христианства, при всех его минусах оно лучше подходило для роли объединительной идеологии европейских народов, и то, что после неожиданных взрывов популярности дуалистических религий, они снова загонялись в подполье, является вполне закономерным и целесообразным, несмотря на частую неприглядность методов, которыми это осуществлялось.

БИБЛИОГРАФИЯ

Источники:

1. «Беседа» Козьмы Пресвитера о возникновении и сущности богомильства, о деятельности богомильских проповедников// Хрестоматия по истории южных и западных славян Минск, 1987

2. Евангелие Филиппа / Апокрифические евангелия М., 2003

3. Кефалайа («Главы») Коптский манихейский трактат М., 1998

4. Новый Завет. Синодальный перевод М., 1995

5. Осуждение и опровержение ереси манихеев, называемых также павликианами, начертанная для архиепископа Болгарии// Гностики, или о «лжеименном знании» Киев, 1997

6. Плотин. Против гностиков // Вопросы философии №10 2000

7. Синодик болгарской церкви о Соборе 1211 г. против богомилов// Хрестоматия по истории южных и западных славян Минск, 1987

8. Тайная книга // Наука и религия №4 1992

9. Школа Валентина. Фрагменты и свидетельства. СПб., 2001

10. The Inquisitor's Manual of Bernard Gui // Readings in European History, Boston: Ginn, 1905

Монографии:

1. Афонасин Е.В. Гностицизм второго века н. э.: Античные свидетельства. - Новосибирск, 1999

2. Бородай Т.Ю. Критика гностицизма у Плотина // Вопросы философии №10 2000

3. Бровкин Е.А. Богомилы древней Руси // Гуманистическое и христианско-духовное содержание наследия Кирилла Туровского Гомель, 2000

4. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли СПб., 2001

5. Гутнова Е. В. Основные черты феодального строя Западной Европы к концу 11 в. // История средних веков 1990 т.1

6. История армянского народа Ереван 1980

7. Йонас, Г. Гностицизм (гностическая религия) М., 1998

8. Козловски П. Философские эпопеи. Об универсальных синтезах метафизики, поэзии и мифологии в гегельянстве, гностицизме и романтизме // Вопросы философии №4 2000

9. Ли, Г. Ч. История инквизиции в средние века 1991 т.1

10. Осокин Н. История альбигойцев и их времени М., 2000

11. Сванидзе А. А. Возникновение и рост средневековых городов // История средних веков 1990 т.1

12. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории М., 1989

13. Слободнюк С.Л. «Идущие путями зла…» Древний гностицизм и русская литература 1880-1930 гг. СПб., 1998

14. Шохин В.К. Гностицизм, гносис, теософия: проблемы религиоведческойкомпаративистики // Культурология. 20 век. Дайджест М., 1998 №1(5)


1 Школа Валентина. Фрагменты и свидетельства. СПб., 2001 с. 18

2 там же с. 20

1 там же с.27

2 т ам же с. 32

3 там же с. 28

4 Плотин. Против гностиков // Вопросы философии №10 2000 с. 128

1 Школа Валентина. Фрагменты и свидетельства. СПб., 2001

1Афонасин Е.В. Гностицизм второго века н. э.: Античные свидетельства. - Новосибирск, 1999 с.34

1 Школа Валентина. Фрагменты и свидетельства. СПб., 2001 с. 235

2 там же с. 237

1 Школа Валентина. Фрагменты и свидетельства. СПб., 2001 с. 58

2 там же с. 220

1 там же с. 234

1 там же с. 235

1 Школа Валентина. Фрагменты и свидетельства. СПб., 2001 с. 239

2Афонасин Е.В. Гностицизм второго века н. э.: Античные свидетельства. - Новосибирск, 1999 с. 37

1 Школа Валентина. Фрагменты и свидетельства. СПб., 2001 с. 203

1 Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории М., 1989 с. 265

1 Школа Валентина. Фрагменты и свидетельства. СПб., 2001 с. 59

2 там же с .60

1Школа Валентина. Фрагменты и свидетельства. СПб., 2001 с. 247

1 Школа Валентина. Фрагменты и свидетельства. СПб., 2001 с. 74

1Школа Валентина. Фрагменты и свидетельства. СПб., 2001 с. 76

1 там же с. 81

1 Бородай Т.Ю. Критика гностицизма у Плотина // Вопросы философии №10 2000 с.128-129

1Школа Валентина. Фрагменты и свидетельства. СПб., 2001 с. 69

1 Плотин. Против гностиков // Вопросы философии №10 2000

1 Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории М., 1989 с. 280

1Школа Валентина. Фрагменты и свидетельства. СПб., 2001 с. 50

1 Школа Валентина. Фрагменты и свидетельства. СПб., 2001 с. 74

2 там же с. 76

1Школа Валентина. Фрагменты и свидетельства. СПб., 2001 с. 78

2 там же с. 80

3 там же с. 82

1Апокрифические евангелия М., 2003 с. 169

1 История армянского народа Ереван, 1980 с. 136-138

2 Павликиане //СИЭ М., 1967 т.10 с. 711

3Осуждение и опровержение ереси манихеев, называемых также павликианами, начертанная для архиепископа Болгарии// Гностики, или о «лжеименном знании» Киев, 1997 с.313