Смекни!
smekni.com

Умышленные преступления против здоровья (стр. 2 из 4)

В связи с таким пониманием соотношения общественной опасности и противоправности как признаков преступления (сторонниками которого были А. А. Пионтковский, Н. Д. Дурманов) полагаем неплодотворными (неперспективными) дискуссии о приоритете каждого из этих признаков преступления.

В зависимости от того, называет законодатель в определении преступления общественную опасность или противоправность в качестве признака преступления или нет, в науке уголовного права принято говорить о материальном, формальном либо материально-формальном определении преступления. В материальном определении преступления обязательно названа общественная опасность деяния и отсутствует указание на противоправность. В формальном определении преступления говорится о деянии, запрещенном уголовным законом, а общественная опасность как признак преступления не обозначена. В ст. 14 УК дано материально-формальное определение преступления: в нем наличествуют оба рассмотренных признака. Такое определение, указывая на закон как на источник признания деяний преступлением, объясняет основания отнесения их к уголовно противоправным деяниям — общественной опасностью для личности, общества, государства. Кроме того, оно имеет большое практическое значение: действие или бездействие, в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, хотя формально и содержащее признаки предусмотренного УК преступления, таковым не является (ч. 2 ст. 14 УК).

Часть 2 ст. 14 УК имеет большое значение для характеристики материального признака (общественная опасность). В соответствии с ней деяние, которое не причинило существенного вреда объекту, охраняемому уголовным законом, или не угрожало причинением вреда, в силу малозначительности не обладает достаточной для преступления степенью общественной опасности и поэтому не рассматривается в качестве преступления. Вместе с тем такое деяние должно формально подпадать под признаки названного в УК преступления. Вопрос о малозначительности деяния решается с учетом фактических обстоятельств и относится к компетенции следствия и суда. По этому признаку Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ в порядке надзора прекратила дело в отношении Е., осужденного по ч. 1 ст. 222 УК. Действия Е. в силу малозначительности не представляли общественной опасности, поскольку он не имел цели приобретения ружья и патронов для себя, а пытался предотвратить самоубийство В., который получил тяжелую травму позвоночника и высказывал мысли о самоубийстве, в связи с чем жена В. попросила Е. временно хранить ружье у него.

Поиски критериев признания деяния малозначительным весьма значимы для эффективного применения уголовного закона. Следует согласиться с Н. Ф. Кузнецовой в том, что в основе признания деяния малозначительным должны быть и объективные, и субъективные факторы, т. е. «когда лицо желало совершить именно малозначительное деяние, а не потому, что по не зависящим от него обстоятельствам так в конкретном случае произошло».

Уголовное дело о малозначительном деянии не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению за отсутствием состава преступления на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.

Виновность как признак преступления не упоминалась в ст. 7 УК РСФСР. Указание на нее в ст. 14 УК подчеркивает, что российский законодатель стоит на позиции субъективного, а не объективного вменения. Это означает, что общественно опасное деяние признается преступлением лишь с учетом психического отношения лица к действию (бездействию) и преступным последствиям в форме умысла или неосторожности (ст. 24—27 УК).

Подтверждением признания приоритета субъективного вменения в противовес объективному вменению является введение в УК неизвестной ранее нормы о невиновном причинении вреда. Деяние признается невиновным, а следовательно, непреступным, если доказаны названные в ст. 28 УК условия (определенное субъективное отношение к деянию, наличие экстремальных условий или нервно-психических перегрузок).

Признание виновности самостоятельным признаком преступления, несмотря на прямое указание на это в законе, отрицается некоторыми учеными, которые считают его производным от признака противоправности.

Наказуемость, как и противоправность, названа в ст. 14 УК впервые. Только запрещенное уголовным законом «под угрозой наказания» деяние признается преступлением. Это означает, что в одних случаях наказание назначается реально в соответствии с санкцией конкретной нормы Особенной части УК, а в других случаях лицо может быть освобождено от уголовной ответственности или уголовного наказания (ст. 75-85 УК).

Следует заметить, что ряд ученых выступают против признания за наказуемостью качества самостоятельного признака преступления (Н. С. Таганцев, Н. Д. Дурманов, Н. Ф. Кузнецова).

Понятие «преступление» следует разграничивать с понятием «преступность». Их соотношение не означает соотношения единичного и целого, т. е. преступность не является только совокупностью преступлений. Понятие преступления, определяемого в качестве общественно опасного деяния, безусловно, лежит в фундаменте определения преступности и является законодательным ориентиром изучения и противодействия преступности. Преступность в отличие от преступления представляет собой социальное явление, включающее в себя совокупность преступлений, совершенных за определенный период, на определенной территории и характеризующееся качественными (структура, характер) и количественными (состояние, динамика) показателями.

1.2 Общая характеристика преступлений против жизни и здоровья

Конституция РФ в ст. 2 провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В соответствии с этим конституционным принципом права и свободы человека стоят на первом месте среди всех охраняемых уголовным законом благ. Особое место среди прав и свобод человека занимает право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ) и право на здоровье (ст. 41 Конституции РФ).

Глава 16, открывающая Особенную часть УК РФ и помещенная в раздел VII о преступлениях против личности, предусматривает ответственность за посягательства на наиболее значимые блага. Именно жизнь и здоровье являются видовым объектом преступлений, объединенных в рассматриваемую главу.

Жизнь представляет собой биологическое существование человека.

Здоровье — это необходимое условие жизнедеятельности организма, при котором все его органы и системы функционируют нормально. В соответствии с Уставом. Всемирной организации здравоохранения от 22 июня 1946 г. здоровье представляет собой состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан провозглашают здоровье граждан неотъемлемым условием жизнедеятельности общества.

Уголовно наказуемым является причинение вреда жизни или здоровью другого человека. При этом согласие потерпевшего на причинение ему вреда не является обстоятельством, исключающим преступность такого деяния, либо обстоятельством, освобождающим от уголовной ответственности. Исключение в этом отношении составляет согласие лица на изъятие у него в целях трансплантации (донорство) органов и тканей, что требует соответствующего медицинского заключения и соблюдения процедуры получения такого согласия. Нельзя также признать противоправным причинение вреда здоровью в результате спортивных соревнований, если при этом были соблюдены правила проведения таких состязаний.

Ненаказуемо также и причинение вреда собственной жизни или здоровью, исключая случаи, когда членовредительство осуществляется с противоправной целью, например как способ уклонения от исполнения обязанностей по военной службе (ст. 339 УК РФ).

Понятие вреда здоровью содержится в п. 2 Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, от 17 августа 2007 г. и определяется как нарушение анатомической целостности и физиологической функции органов и тканей человека в результате воздействия физических, химических, биологических и психических факторов внешней среды.

Вред здоровью подразделяется на тяжкий, средней тяжести и легкий. Степень тяжести вреда здоровью определяется на основании указанных Правил путем производства судебно-медицинской экспертизы либо судебно-медицинского освидетельствования.

С объективной стороны преступления против жизни и здоровья в основном могут совершаться только путем действия, например побои (ст. 116 УК РФ), истязание (ст. 117 УК РФ). Объективная сторона ряда преступлений может быть выполнена как путем действия, так и путем бездействия (убийство — ст. 105 УК РФ, причинение тяжкого вреда здоровью — ст. 111 УК РФ и некоторые другие). Отдельные преступления против жизни и здоровья совершаются только путем бездействия, например неоказание помощи больному (ст. 124 УК РФ), оставление в опасности (ст. 125 УК РФ).

Большинство составов преступлений сконструированы как материальные, т. е. такие составы, которые будут окончены только при наступлении общественно опасных последствий (например, причинение легкого вреда здоровью, средней тяжести или тяжкого — ст. 115, 112,111 УК РФ).

Обязательным признаком материальных составов является наличие причинной связи между деянием и наступившими последствиями в виде причинения вреда здоровью. При этом следует учитывать, что вред здоровью потерпевшего необходимо должен быть следствием деяния, а не возникнуть в связи с имеющимся у потерпевшего заболеванием либо патологии, о которых виновный осведомлен не был. Не состоит в причинной связи с деянием и вред, причиненный потерпевшему не в результате действий виновного, а исключительно вследствие врачебной ошибки при последующем оказании медицинской помощи.