Смекни!
smekni.com

Умышленные преступления против здоровья (стр. 3 из 4)

В составах преступлений, предусмотренных п. «б», «в» ч. 2 ст. 111 УК РФ и п. «д» ч. 2 ст. 117 УК РФ, обязательным признаком состава является и способ совершения преступления.

Отдельные составы преступлений относятся к числу формальных. Эти составы будут являться оконченными с момента совершения действий, независимо от наступления общественно опасных последствий. Так, состав незаконного производства аборта (ч. 1 ст. 123 УК РФ) является оконченным с момента производства аборта лицом, не имеющим высшего медицинского образования соответствующего профиля. Некоторые формальные составы преступлений относятся к так называемым составам опасности. Эти преступления будут окончены с момента поставления в опасность причинения вреда охраняемому объекту. Таким составом, в частности, является состав заведомого поставления в опасность заражения ВИЧ-инфекцией (ч. 1 ст. 122 УК РФ).

С субъективной стороны преступления против жизни и здоровья в основном относятся к умышленным преступлениям (убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью и т. д.). Некоторые составы преступлений характеризуются неосторожной формой вины (неоказание помощи больному — ст. 124 УК РФ, причинение смерти по неосторожности — ст. 109 УК РФ и др.). Отдельные составы преступлений характеризуются двумя формами вины, например умышленное причинение тяжкого вреда здоровью повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111 УК РФ). В ряде составов обязательным признаком субъективной стороны является специальный мотив (п. «д», «е» ч. 2 ст. 111, п. «з» ч. 2 ст. 117 УК РФ) и цель (п. «ж» ч. 2 ст. 111 УК РФ).

Субъект преступлений против жизни и здоровья, как правило, общий. Только в отдельных случаях законодатель указывает на необходимость специального субъекта. Так, субъектом неоказания помощи больному может быть только лицо, обязанное оказывать помощь в соответствии с законом или со специальным правилом (ст. 124 УК РФ). Субъектом убийства матерью новорожденного ребенка (ст. 106 УК РФ) может быть только биологическая мать ребенка. В составах, предусмотренных ч. 2 ст. 118 и ч. 4 ст. 122 УК РФ, также субъект специальный — лицо, наделенное служебными обязанностями.

В зависимости от особенностей непосредственного объекта, преступления данной главы классифицируются: 1) на преступления против жизни (ст. 105—110 УК РФ); 2) преступления против здоровья (ст. 111—118,121,122 УК РФ); 3) преступления, ставящие в опасность жизнь и здоровье (ст. 119,120, 123-125 УК РФ).

Глава 2. Умышленные преступления против здоровья

2.1 Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью

Объектом преступления является здоровье человека.

Объективная сторона заключается в действии или бездействии. Состав преступления материальный. Деяние окончено с момента наступления общественно опасных последствий в виде тяжкого вреда здоровью.

Диспозиция ст. 111 УК РФ содержит лишь перечисление признаков причинения тяжкого вреда здоровью. Их содержание раскрывается в Правилах судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью. Основным критерием отнесения вреда здоровью к тяжкому является опасность для жизни в момент его причинения. Опасность для жизни определяется двумя критериями: а) повреждения по своему характеру создают угрозу жизни потерпевшего и могут привести к его смерти (проникающие ранения черепа, переломы костей свода и основания черепа, ушиб головного мозга тяжелой и средней степени, проникающие ранения грудной клети, живота, позвоночника, переломы длинных трубчатых костей, тазобедренного и коленного сустава, повреждение крупного кровеносного сосуда и т. п.); б) повреждения, повлекшие развитие угрожающего для жизни состояния, возникновение которого не имеет случайного характера (шок тяжелой степени, массивная кровопотеря, острая сердечная или сосудистая недостаточность и т. п.). Предотвращение смертельного исхода посредством своевременного оказания медицинской помощи не влияет на оценку причиненного вреда как опасного для жизни.

При отсутствии такой опасности вред может быть признан тяжким и при наличии одного из признаков, указанных в ч. 1 ст. 111 УК РФ.

1. Потеря зрения, речи, слуха. Потеря зрения предполагает полную стойкую слепоту на оба глаза или такое состояние, когда наблюдается понижение зрения до остроты 0,04 и ниже. Потеря зрения на один глаз также квалифицируется как тяжкий вред здоровью, но по признаку утраты органом своих функций. Потеря одного глазного яблока расценивается как потеря органа.

Потеря речи предполагает потерю голоса либо утрату способности выражать свои мысли членораздельными звуками, понятными окружающим. Утрата языка квалифицируется как потеря органа.

Потеря слуха представляет собой полную глухоту или такое необратимое состояние, когда потерпевший не слышит разговорной речи на расстоянии 3—5 см от ушной раковины. Утрата слуха на одно ухо квалифицируется как тяжкий вред здоровью по признаку утраты органом своих функций.

При определении тяжести причиненного вреда по данному признаку не учитывается возможность коррекции зрения или слуха с помощью технических средств (очки, слуховые аппараты и т. п.).

2. Потерей органа или утратой органом своих функций признается его отделение от туловища либо паралич и иное состояние, исключающее его деятельность. По этому же признаку квалифицируются как тяжкий вред повреждения половых органов, сопровождающиеся утратой ими производительной способности.

3. Прерывание беременности квалифицируется как тяжкий вред вне зависимости от ее срока. При этом утрата плода должна состоять в причинной связи с действиями виновного, а не явиться следствием индивидуальных особенностей потерпевшей либо ее заболевания.

4. Психическое расстройство, заболевание наркоманией или токсикоманией констатируется при производстве судебно-психиатрической и судебно-наркологической экспертизы соответственно. По результатам данных экспертных исследований судебно-медицинский эксперт с участием врача соответствующего профиля определяет степень тяжести вреда здоровью потерпевшего.

5. Неизгладимое обезображивание лица не является сугубо медицинским понятием. Медико-экспертным путем устанавливается лишь признак неизгладимости повреждения на лице, что означает невозможность исчезновения видимых следов повреждения или значительное уменьшение их выраженности с течением времени или нехирургическим путем. Возможность устранения таких повреждений путем пластической операции не влияет на квалификацию деяния. Вопрос обезображивания решается судом на основании общепринятых эстетических представлений (обезображивание, например, будет иметь место при нарушении пропорций лица либо его асимметрии в результате причиненного повреждения).

6. Значительная стойкая утрата общей трудоспособности признается таковой при утрате общей трудоспособности не менее чем на одну треть (более чем на 30%) либо расстройство здоровья длительностью свыше 120 дней.

7. Заведомая для виновного полная утрата профессиональной трудоспособности предполагает причинение такого вреда, который лишает потерпевшего возможности выполнять работу по избранной им профессии или специальности (например, переломы ног балерине, повреждение пальцев пианисту и т. п.). При этом не учитывается наличие у потерпевшего второго образования или специальности. Указание на заведомость предполагает причинение такого вреда с прямым умыслом, направленным на лишение потерпевшего его профессиональных качеств.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого или косвенного умысла.

Субъект преступления — вменяемое лицо, достигшее 14 лет.

Квалифицирующие признаки, предусмотренные ч. 2 ст. 111 УК РФ, следующие — совершение преступления:

а) в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга;

б) с особой жестокостью, издевательством или мучениями для потерпевшего, а равно в отношении лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии;

в) общеопасным способом;

г) по найму;

д) из хулиганских побуждений;

е) по мотивам политической, иделогической, расовой, национальной, религиозной ненависти или вражды либо по мотивам вражды или ненависти в отношении какой-либо социальной группы;

ж) в целях использования органов или тканей потерпевшего. Частью 3 ст. 111 УК РФ предусмотрены особо квалифицирующие признаки: совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а также совершение преступления в отношении двух или более лиц.

Все указанные выше признаки аналогичны рассмотренным выше признакам квалифицированного убийства и какой-либо спецификой применительно к рассматриваемому составу не обладают.

Часть 4 ст. 111 УК РФ предусматривает ответственность за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего. Конструкция данного состава характеризуется удвоением объективных признаков и двумя формами вины. Указанный состав приобретает дополнительный непосредственный объект (обязательный) — жизнь человека. Объективная сторона усложняется за счет наличия дополнительных последствий в виде смерти потерпевшего, которая должна состоять в причинной связи с причиненным тяжким вредом.

Субъективная сторона характеризуется умыслом (прямым или косвенным) по отношению к причинению тяжкого вреда здоровью и неосторожной формой вины (как небрежностью, так и легкомыслием) по отношению к дополнительным последствиям в виде смерти. Таким образом, данный квалифицированный вид преступления является преступлением с двумя формами вины.

Сложная конструкция данного состава влечет определенные практические проблемы в отграничении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ, от убийства, критерии которого были рассмотрены выше при характеристике состава убийства. Основным критерием разграничения в данном случае является форма вины по отношению к дополнительным последствиям в виде смерти потерпевшего.