Смекни!
smekni.com

Условия гражданско-правовой отвественности за вред, причиненный источниками повышенной опасности (стр. 3 из 18)

В Гражданском кодексе РСФСР 1964 года ст. 454 называлась «Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности»; согласно ее диспозиции, «организации и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (транспортные организации, промышленные предприятия, стройки, владельцы автомобилей и т.п.). обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего».

Аналогичное положение было записано в наименовании и диспозиции ст. 128 Основ гражданского законодательства Союза ССР в редакции 1991 года.

Существовало мнение, что первый Кодекс к повышенной опасности относил объекты, второй – их владельцев. Думается, прав В.А. Тархов, говоря, что в первых двух кодексах примерный перечень помещался в пояснение слова «лица», а в третьем – к слову «деятельность»[28].

Словарь русского языка С.И. Ожегова толкует деятельность как «занятие, труд, работу каких-нибудь органов, сил природы»[29].

Следуя этой трактовке, можно предположить, что деятельность человека подразумевает какие-то активные, целенаправленные действия. На наш взгляд, в контексте со статьями вышеперечисленных кодексов понятия деятельности и действия не тождественны, поскольку деятельность необходимо понимать в широком смысле слова. Например, бездействие субъекта, вызванное ненадлежащим обеспечением хранения радиоактивных веществ, в результате чего произошло заражение граждан, охватывается правоотношением, предусмотренным ст. 1079 ГК РФ.

Прав профессор А.П. Сергеев, считающий, что «различие между указанными подходами к понятию источника повышенной опасности в значительной степени сглаживается тем, что и сторонники теории «деятельности», и приверженцы теории «объекта» не абсолютизируют свои позиции, а, напротив, стараются связать «деятельность» и «объект» воедино. Представляется поэтому допустимым определять источник повышенной опасности и через понятие деятельности, и через понятие объекта при условии, что в обоих случаях указанные понятия неразрывно взаимосвязаны»[30].

Эту позицию поддерживает И.Н. Поляков[31].

Однако А.П. Сергеев не дает определение понятия источника повышенной опасности, а И.Н. Поляков явно склоняется к теории «объекта», считая, что «источник повышенной опасности – это всегда материальный объект (предмет)»[32].

На наш взгляд, источник повышенной опасности необходимо ассоциировать с правом, а не с философией. Как правовая категория, источник состоит из двух неразрывно взаимосвязанных составляющих: сферы человеческой деятельности и опасных предметов, не поддающихся полному контролю со стороны человека. Определять источник повышенной опасности, фетишизируя тем или иным элементом, недопустимо. Повышенная опасность в контексте со ст. 1079 ГК РФ – категория объективная, означающая более высокую степень возможности наступления вредных последствий, чем та, которая имеется при обычной деятельности и использовании обычных вещей. Она может появляться на определенных этапах по воле человека и под его господством.

Например, невозможно назвать исследовательские труды основоположников ядерной физики – Э. Резерфорда, атомной физики – Н. Бора, источниками повышенной опасности для окружающих. Однако деятельность человека, направленная на их реализацию (строительство атомных электростанций, производство электроэнергии и поставка ее потребителю), создает повышенную опасность для окружающих.

Опасность – это объективная возможность умаления личных или имущественных благ. Мы согласимся с О.А. Красавчиковым, утверждавшим: «Опасность – это не субъективный и не искусственный признак, а явление объективного порядка, не зависящее от того, насколько адекватны ему наши субъективные представления, суждения и переживания»[33].

В настоящее время, скорее всего, необходимо вести речь об определенных видах деятельности, установленных законодательством и подтвержденных устойчивой судебной практикой. Ввиду отсутствия исчерпывающего перечня видов деятельности, этот признак носит факультативный характер. С точки зрения формальной логики, законодатель определяет род деятельности, а правоприменительная деятельность судов должна выделять оттуда конкретные виды деятельности.

Правильно отмечает Б.С. Антимонов: «Источник повышенной опасности – это правомерная сама по себе деятельность или правомерное действие. Неправомерным закон признает причинение вреда источником повышенной опасности»[34].

В рассматриваемом обязательстве причинение вреда источником повышенной опасности, как правило, признается неправомерным, хотя некоторые юридически значимые обстоятельства позволяют освободить владельца от ответственности, подробнее о них будет сказано позже.

Под правомерностью деятельности прежде всего необходимо понимать ее соответствие действующему законодательству.

Эта деятельность носит потенциально опасный характер и находится постоянно в поле зрения законодательных органов, иначе говоря, она недопустима, если отдельные ее виды запрещены законом, имеют ограничения и обусловлены лицензионным разрешением, например, выполнение строительно-монтажных работ, производство и продажа тепловой и электрической энергии в промышленных объемах, управление транспортным средством.

По смыслу ст. 2, 7 Конституции РФ права и свободы человека, в том числе здоровье и социальные гарантии, являются высшей ценностью. В данном контексте большое значение имеет ФЗ №116 от 21 июля 1997 г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»[35], которым регламентированы правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов с целью предупреждения аварий на этих объектах и обеспечения готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. Ст. 7 данного закона предусмотрено лицензирование деятельности по проектированию, строительству, эксплуатации, расширению, реконструкции, техническому перевооружению, консервации и ликвидации опасного производственного объекта, изготовлению, монтажу, наладке, обслуживанию и ремонту технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте. Такая деятельность может осуществляться на основании соответствующей лицензии.

Развитие науки и техники предполагает появление все новых источников, и обладание ими в определенных промежутках времени происходит безлицензионно.

Источник повышенной опасности появился в результате деятельности человека, он был, есть и будет, пока существует цивилизация. В свою очередь государство должно принимать превентивные меры к обеспечению безопасной эксплуатации опасных объектов.

Думается, что надлежащее исполнение ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в определенной мере снизит возросшее число техногенных катастроф, повысит состояние защищенности общества от аварий на опасных производственных объектах.

Таким образом, к правомерной деятельности, связанной с опасными объектами, следует отнести:

во-первых, деятельность, не оговоренную законом вообще (по принципу: все разрешено, что не запрещено законом);

во-вторых, деятельность, ограниченную законом и разрешенную только определенным субъектам (следует учесть, что процедура к ее доступу должна быть соблюдена в соответствии с действующим законодательством).

Вместе с тем сам факт неправомерного владения и использования субъектом источника повышенной опасности заранее не обусловливает его вину перед другими владельцами источников в случае их взаимодействия и обоюдного причинения вреда. Например, владелец транспортного средства, не имея водительских прав управления, совершает столкновение с другим автомобилем по вине водителя последнего, который такие права имеет. Бремя гражданской ответственности понесет виновный в дорожно-транспортном происшествии водитель, а первый понесет административное наказание, поскольку в его действиях нет причинной связи с наступившими последствиями.

По своей природе эта деятельность правомерная (третий признак), носящая лицензионно-разрешительный характер, неправомерным закон признает причинение вреда в результате этой деятельности, ограничив доступ субъектов к ее сфере, установив уголовную и административную ответственность.

В связи с этим законодатель ввел новую норму ст. 931 ГК РФ, которой предусмотрено страхование риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц.

Подобный договор страхования считается заключенным в пользу лиц, которым может быть причинен вред (выгодоприобретатели), даже если договор заключен в пользу страхователя или иного лица, ответственного за причинение вреда, либо в договоре не сказано, в чью пользу он заключен. Эта норма является императивной, следовательно, при заключении договора стороны не вправе исключать даже умышленное причинение вреда жизни или здоровью из числа застрахованных рисков, страховых случаев.

Ст. 15 ФЗ «О промышленной безопасности…» предусмотрено, что организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, обязаны страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте.

Закон РФ от 20 августа 1993 года «О космической деятельности» устанавливает обязательное страхование на случай имущественного ущерба третьим лицам (ст. 25).

Перечень законов, устанавливающих случаи рисков гражданской ответственности владельцев источников повышенной опасности, можно продолжить.