Смекни!
smekni.com

Китай в X - XIII веках (стр. 6 из 7)

Все эти движения были направлены прежде всего против властей, олицетворявших угнетение и произвол. Добиваясь успеха, повстанцы пытались создать "новую" власть, но строили ее на прежних традиционных началах. Однако идеология их всключала в себя сильную эгалитаристскую струю - стремление уравнять имущество. Часто это дополнялось приверженностью к религиозно-мистическим учениям. Все эти восстания были подавлены.

В Южной Сун сколько-нибудь крупных народных выступлений не наблюдалось, что можно объяснить выдвижением на первый план борьбы за национальную самостоятельность и воссоединение страны. В империи Цзинь восстания выливались в сопротивление угнетателям-завоевателям. Только в 1161-1189 гг. отмечено 10 восстаний, а с начала XIII в. и вплоть до падения Цзинь действуют повстанческие отряды "красных курток" и "черного знамени".

Наметившийся еще в VII-VIII вв. процесс этнической консолидации китайцев, несколько затормозившийся в конце IX - первой половине Х в., в рассматриваемый период вновь обретает силу и к XIII в. приводит к сложению того китайского этноса, который с незначительными изменениями сохраняется во все последующее время. Это выражается в появлении четкого этнического самосознания, выделении китайского государства (а не владений той или иной династии), противостоящего иноземным странам, распространении универсального самоназвания - "хань жэнь" (люди хань). В Х-ХIII вв. растет население страны. Статистические данные здесь весьма противоречивы, но позволяют говорить приблизительно о 80-110 млн. жителей.

Однако на местном, субэтническом уровне прослеживаются значительные различия в жизни отдельных групп населения. В первую очередь это относится к различиям между северянами и южанами. Они проявлялись в разнице в диалектах, обычаях, характере поселений, кухне и т.п. Они отражались и в борьбе тех и других за власть и влияние. В государствах киданей, тангутов и чжурчжэней шла не только китаизация завоевателей, но и известная "варваризация" коренного населения (чему часто способствовали и целенаправленные меры властей, ярче всего проявившиеся в "законах о перемене обычаев" в Цзинь). Это смешение культур на севере по-прежнему почти не имело места на юге.

Вместе с тем захват чжурчжэнями значительной части Центральной равнины вызвал новую мощную волну бегства из северных районов на юг. Население южной части страны стало заметно превосходить северную по численности.

Прогресс материальной культуры китайцев в Х-ХIII вв. прослеживается в области как сельского хозяйства, так и ремесла и промыслов. В конце Х - начале XI в. шла интенсивная распашка целинных земель. На юге страны совершенствовалось возделывание заливных, на севере - орошаемых земель, что позволяло иногда в несколько раз поднять урожайность. Практиковался квадратно-гнездовой и рядовой посев, отводились участки под пар. Все дальше на север проникало возделывание риса, а на юг - проса, пшеницы и бобовых. На лучших землях получали по 5-6 ши риса с 1 му земли (1 шив описываемый период - 66,41 л). Совершенствовались земледельческие орудия (особенно железные), увеличивались их число и специализированность применения. Например, были плуги для вспашки целины и для перепашки. Сельскохозяйственные орудия приобретают в описываемое время тот тип, который почти без изменений сохранялся вплоть до нашего столетия. Шире практикуются при пахоте воловьи упряжки. На севере (в Цзинь) получает широкое развитие животноводство (в частности, свиноводство, овцеводство, коневодство). К XIII в. помимо водяных крупорушек появляются ветряные мельницы. Постепенно продвигались на север посевы хлопчатника.

Многократное увеличение производства металлов расширило их употребление для изготовления орудий труда, оружия, бытовых вещей, строительных и крепежных деталей и т.п., претерпевших весьма мало изменений в последующее время. Металлообработка стала более специализированной (из раскопок известно более сотни различного рода железных и стальных изделий). Мастера-металлурги знали разные виды работ по металлу: плавку, литье, сварку, ковку, штамповку, паяние, волочение и др. Они располагали для этого достаточно богатым набором инструментов. Со второй половины XI в. не только при плавке, но и в керамическом производстве и для отопления вместо древесного угля стал все шире применяться каменный. На вооружении появились мощные метательные орудия, сосуды с горючей смесью для метания, передвижные башни с таранами, катапультами и самострелами, зажигательные стрелы и первые пушки.

В градостроительстве окончательно закрепляется трехчастная композиция (дворцовый комплекс, императорский город, внешний город), строившаяся по осевой системе и имевшая регулярную планировку жилых районов и кварталов. Наблюдается взлет садово-парковой архитектуры, особенно на юге, где складывается ее особый стиль - цзяннаньский. В 1103 г. появляется трактат Ли Минчжуна "Ин цзао фа ши" ("Архитектурные методы").

О массовом производстве керамики и появлении соответствующей техники и технологии свидетельствуют находки гончарных печей, способных обжигать по 250 чашек за один раз, тянущихся друг за другом на расстоянии 5 ки. Именно в описываемое время появляются керамические и фарфоровые мастерские, создававшие свой собственный, семейный стиль изделий. Был модернизирован ткацкий станок, создан станок для очистки-хлопка, многоверетенная прялка. Для шлифовки поделочного камня стал применяться вращающийся абразивный круг, для производства разных видов стекла - химические добавки. На реках и каналах вместо плотин все чаще появляются шлюзы, для перевозок строится большое количество барж и речных судов.

В быт с Х в. входят устройство в домах отапливаемых лежанок (кан), употребление высоких столов и стульев (среди состоятельных горожан), обычай путем бинтования сдерживать рост ступней у женщин (среди горожан). К XIII в. изменяются некоторые элементы одежды (мужская наплечная одежда, конструкция шляпы), разнообразятся блюда китайской кухни. Именно в ХI-ХIII вв. городской быт становится существенно отличным от деревенского. Приметами первого были бани, аптеки, меняльные конторы, пункты проката вещей, харчевни и питейные заведения, увеселительные кварталы, ночная жизнь, разнообразные зрелищные развлечения и мистерии, игорные дома и дома терпимости, а также налаженная противопожарная служба, вывоз нечистот, подметание улиц, водоснабжение (через водоносов), сточные канавы и т.п.

Рост образованности в привилегированных и зажиточных слоях населения был связан со значительно более широким, чем прежде, распространением книг и отмеченным выше повышением значения учено-служилой карьеры. Книгопечатание с досок было освоено в X-XIII вв. в широких масштабах. К 20-м годам XI в. только казенными печатнями было выпущено более 100 тыс.. книг. Возросло количество областных и уездных училищ, наряду с казенными открылись многочисленные частные школы. В столицах появились специализированные училища, где преподавались правоведение, математика и астрономия, медицина, военное дело, изящная словесность, изобразительное искусство.

На базе роста образованности в описываемый период происходит дальнейшее развитие научных знаний. Опыты алхимиков привели в конце Х в. к изобретению пороха. В 40-х годах XI в. Би Шэн изобрел глиняный наборный шрифт для книгопечатания (не получивший, однако, тогда широкого распространения). В начале XII в. в мореплавании стал использоваться изобретенный в Китае компас. Большое общекультурное значение имело и изобретение и применение ассигнаций. Историческая наука помимо созданных в Х-ХIII вв. шести официальных династийных историй обогатилась ставшими классическими сочинениями "Цзы чжи тун цзянь" ("Всеобщее обозрение событий, способствующее управлению") Сыма Гуана (1019-1086), "Тун чжи" ("Свод описаний") Чжэн Цяо (1103-1162), "Тун цзянь цзи ши бэнь мо" ("Всеобщее обозрение записей основных и второстепенных событий") Юань Шу (1131-1205) и многими другими трудами. С XII в. появляется жанр региональных географических описаний. Одновременно создается ряд новых описаний зарубежных и заморских краев, например сочинения Чжао Жугуа и др. Составляются новые словари: "Лун кань шоуцзянь" (997 г.), "Гуан юнь" (1011 г.), "Цзи юнь" (1037 г.).

Радикальные изменения происходят и в идеологии. В первую очередь это проявилось в сложении этико-политической, философской и отчасти религиозной доктрины неоконфуцианства. В ее основу легли труды Чжоу Дуньи (1017-1073), Чжан Цзая (1020-1078), Чэн Хао (1032-1085), Чэн И (1033-1107), Чжу Си (1130-1200). В социальном плане неоконфуцианство утверждало существующие иерархию и неравенство, соотнося их с понятием личного долга. Претендуя на роль единственной ортодоксальной идеологии, неоконфуцианство рождалось как противостоящее буддизму и даосизму учение. Однако в процессе пересмотра прежних классических доктрин в него вошли многие укоренившиеся к тому времени в сознании людей буддийские и даосские положения (в частности, космогонические теории) .

Начинавшиеся еще при Тан гонения на буддизм и утверждение неконфуцианства как господствующей идеологии способствовали постепенному ослаблению позиций буддийского вероучения в Китае. Правительства Поздней Чжоу и Сун также издавали указы о закрытии монастырей, роспуске монахов и т.п. Но это не значило, что буддизм окончательно утратил свое влияние. Теряя поощрение государственных верхов, буддизм оставался силен в низах общества, где во многих деревнях продолжали функционировать небольшие храмы и кумирни, обслуживаемые 1-3 монахами. Не ослабевало и влияние различных буддийских сект. Наибольшей поддержкой буддизм пользовался в юго-восточных районах империи Сун. Приблизительно аналогичная картина складывалась и с даосизмом: уступая первенство неоконфуцианству, он пользовался определенной поддержкой даже при дворе (особенно в начале XII в.).