Смекни!
smekni.com

Проект "Государственного приказа благочиния" П.И. Пестеля (стр. 3 из 7)

1. Всех Следственных дел и розысков.

2. Маловажных Преступлений и

3. Нотариата.

Обязанности оного суть: по первому предмету: производство всех следственных дел и розысков равным образом как и надзор за правильностью оных и сохранением законного порядка. По второму предмету: Разбирательство всех маловажных преступлений и поступков происходящих более от разврата нежели от злого намерения. Сюда входят дела принадлежащие ныне в круг, действия Управы благочиния. По третьему предмету: надзор за всеми промышленниками дабы они условия с частными людьми делаемые в полной мере держали и свои работы своевременно и в условленной представляли доброте равно как и разбирательства по сим предметам Для сего весьма полезно чтобы каждый промышленник обязан был содержать условную книгу или Запись в которую записывались бы все условия делаемые между им и частными людьми и по которой несогласия между ими могли бы быть разбираемы и решаемы. Сии Книги должны быть скреплены Чиновниками благочиния а посему и назвал я сие действие Нотариатом. Я думаю что сии условные Записи ограждали бы частных людей от обмана Промышленников и заставляли бы сих последних представлять хороший товар действуя в сем отношении гораздо успешнее нежели Гильдии и цехи и не стесняя между тем нимало промышленность.

Внутренняя Стража есть та сила которая превышая все частные силы принуждает всех и каждого к исполнению повелений Правительства. Из сего явствует во-первых, что она чрезвычайно важна ибо сохраняет порядок и не допускает безначалия, во-вторых что она устраивает внутреннюю безопасность и следовательно не принадлежит к военному правлению коего цель есть устройство внешней а не внутренней безопасности и в-третьих наконец что она никогда иначе действовать не должна как по требованию или повелению других правительственных мест дабы не имели Граждане случая укорять Правительство в насильственном действии, не на законах основанном. Палата Внутренней Стражи составляя правление сей Силы касается:

1. Устройства Внутренней Стражи.

2. Содержания оной и

3. Действия оной.

Обязанности суть: По первому предмету: Составление внутренней стражи, принятие в службу, производства, перемещения, награждения, предание суду и увольнение в отставку чиновников Внутренней стражи. По второму предмету: продовольствие Внутренней стражи, Снабжение одеждой, амуницией, оружием и жалованьем, и устройство госпиталей. По третьему предмету: наблюдение за исполнением внутренней Стражей всех требований и повелений прочих Начальств и свод происшествий в которых она в следствии сих требований и повелений участвовала. — Для составления Внутренней Стражи думаю я что 50.000 жандармов будут для всего Государства достаточны. Каждая область имела бы оных 5000 а каждая Губерния 1000 из коих 500 конных и 500 пеших. Сии 500 жандармов разделялись бы на команды соображаяся с местными обстоятельствами. В столичной Губернии должны бы находиться 2000 жандармов: 1000 конных и 1000 пеших. Содержание жандармов и жалование их офицеров должны быть втрое против полевых войск ибо сия служба столь же опасна гораздо труднее а между тем вовсе неблагодарна. Жандармы должны быть самое легкое войско ибо все их движения должны быть скоры и быстры и последовать без всяких затруднений. Действие внутренней стражи кроме исполнения требований других начальств состоит еще в имании преступников, содержании караулов при тюрьмах острогах, провожании колодников и тому подобное. Внутренняя Стража никогда не может отвечать за действие последовавшее по требованиям других начальств. Кроме же ее не должно никакое войско вмешиваться во внутренние дела.

Благочиние бывает разделяемо еще на Городское и земское. Сие разделение основано на различимом образе коим управляются Города и Села. Я же таким образом благочиние разделять не могу потому что предложил в прежних статьях образовать городское и земское управление одним и тем же порядком, и что совершенно никакого не вижу другого различия между городом и селом или деревней как только большее или меньшее число обывателей, тем более что я уже говорил о чрезвычайной пользе произойти долженствующей от дозволения селам и деревням пользоваться теми же правами как и города, то есть о совершенной свободе касательно всех родов Промышленности.

Итак, кончив изложение образования Государственного Приказа Благочиния остается мне только еще сказать что правление сего приказа есть самое благодетельное и необходимейшее для всякого Государства; коего все части охраняются оным во всякое время и оному обязаны своим спокойствием и своей безопасностью. Непонятно после того от чего всегда так сильно против Полиции все вооружаются и учреждение оной столь язвительно порочат. Единственная причина сего состоит в том что Полиция на каждом почти шагу бывает чувствительна и во всякое время должна удерживать каждого в пределах законной Свободы. Она обязана свои требования часто повторять и поэтому должна казаться докучливой. Она касается ежедневных деяний и поступков Граждан и потому беспрестанно кому-нибудь да мешает; от чего ее и терпеть не могут. Но в сих то действиях состоит именно неоцененная ее польза что она неусыпно и беспрестанно заботится о благе общества которое обязано ей сохранением благоустройства и по оному самим существованием своим. Если бы Народ вникнул в необходимость Полиции, то все благомыслящие благословляли бы тогда ее учреждение и действие и одни злонамеренные Люди могли бы против нее восставать. Я уверен что сия ненависть уменьшится как скоро Земские, уездные и Губернские. Начальства устраивающие благочиние в окончательно исполнительном порядке будут состоять из Чиновников от самих обывателей выбранных. Действие же благочиния от сего порядка не может быть слабее потому что вышнее и областное начальство состоя из Чиновников от Правительства назначенных будут требовать точного исполнения и посредством внутренней стражи к оному принуждать.

При публикации проекта П.И. Пестеля использованы материалы сайта «Музей декабристов» (http://decemb.hobby.ru/index.shtml?archive/notes).

***

Вместо послесловия

С.Д. ТОЛЬ. «РУССКАЯ ПРАВДА» ПАВЛА ПЕСТЕЛЯ (1914 г.)

Софья Дмитриевна Толь (1861–1917) — русский историк и публицист, автор исторического исследования «Ночные братья. Масонское действо». Графиня, супруга графа Сергея Александровича Толя (Санкт-Петербургского губернатора и члена Государственного Совета). Урожденная графиня Толстая, дочь графа Д.А. Толстого, министра правительств императора Александра II и императора Александра III.

БИОГРАФИЯ ПЕСТЕЛЯ

Павел родился в Москве 24 июня 1793 года. До двенадцати лет он воспитывался дома, а в 1805 году оба брата, Владимир и Павел, были отправлены за границу, в Гамбург, а оттуда в Дрезден, из которого в 1809-м возвратились в родительский дом. В Дрездене они учились под руководством воспитателя Зейделя, который, поступив на русскую службу, состоял в 1820 году при генерале графе Милорадовиче.

По возвращении в Россию Пестель поступил в мае 1810 года в старший класс Пажеского корпуса. Блестящие способности и прекрасная подготовка обращали на него общее внимание в корпусе, выпускные экзамены 1811 года в присутствии Государя он выдержал первым по списку и был записан на мраморную доску. Эта доска, после события 14 декабря, была разбита. В декабре 1811 года Пестель был выпущен прапорщиком в лейб-гвардии Литовский, впоследствии Московский полк.

По послужному списку видно, что он не только был с Литовским полком во всех сражениях, но, будучи сильно ранен в ногу при Бородине (где выказал большую храбрость, за что ему была пожалована золотая шпага с надписью «За храбрость»), едва оправившись, снова поступил на службу и был во всех сражениях 1813 и 1814 годов. Однако в послужном списке находится одна, для него многозначащая, фраза: крестьян не имеет. Послужной список, конечно, очень сухой материал, но, если в него вдуматься, он многое может осветить. Знаменательная фраза: «Он крестьян не имеет» — объясняет не только требование равенства для всех вообще, но, быть может, и скрытую зависть к тем, кто владел крестьянами. Читаем дальше: «Назначен пажом в 1803 году», то есть десяти лет от роду. Что же делают родители? Пользуются ли они такой милостью? И не думают. Продержав его еще два года в своей чисто немецкой семье, член Государственного совета и сибирский генерал-губернатор посылает своих сыновей учиться в Дрезден. Там они кончают свое воспитание и образование под руководством Зейделя, живя у своей бабушки фон Дауг. Что может быть русского в мальчике?…

Образование Пестель получил безусловно хорошее, в особенности для своего времени. Послужной список гласит: «Российский, французский, немецкий языки, арифметику, алгебру, геометрию, тригонометрию, физику, артиллерию, фортификацию, географию и историю знает». Затем идет перечень всех сражений, в которых Павел Пестель принимал участие, потом такой же перечень его переводов из полка в полк, и кончается словами: «Назначен командиром Вятского пехотного полка, 1821 г., ноября 15».

Пестель служил очень добросовестно, а своим умом и красноречием умел втираться в души. Начальство его любило, в особенности генерал-адъютант Киселев (1), начальник штаба 2-й армии, не удалял от себя Пестеля, несмотря на неоднократные советы своих петербургских друзей, и впоследствии с увлечением вспоминал о вечерах, проведенных с ним в дружеской беседе. Главнокомандующий 2-й армией граф Витгеншейн (2) говорил, что Пестель будет везде на своем месте — и на посту министра, и в командовании армией.