Смекни!
smekni.com

Чин поставления на царство царя Федора Алексеевича. 1676 г. (стр. 3 из 11)

А несли с казеннаго двора царский чин: благовещенской протопоп Никита нес Святый и Животворящей Крест Господень, в нем же Древо Святаго и Животворящаго Креста Господня, да святыя бармы, еже есть царская диадима, да чеп злату; да нес на главе, на златом блюде под драгою пеленою, низаною с драгим камением, с великою честию, со страхом и трепетом, и со всяким благочинием, и тихо и зело стройно; а поддерживали благовещенские два диакона.

Царский венец нес боярин Иродион Матвеевич Стрешнев.

Скипетр царский нес боярин Иван Федорович Стрешнев.

Яблоко нес казначей Иван Богданович Камынин.

Блюдо златое с драгим камением нес думной дьяк Дементий Башмаков.

Стоянец нес думной дьяк Василий Семенов.

А шли с Животворящим Крестом Господним и бармами и царским чином, с казеннаго двора, от Благовещения на Красное крыльцо, да Красным крыльцом в Грановитую палату, с великим благочинием, а в тое пору звонили во вся колокола без валовых.

А как принесли к великому государю, царю и великому князю Феодору Алексеевичу, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцу, Святый Крест Господень с Животворящим Древом и царский чин: и благочестивый великий государь, царь в великий князь Феодор Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, встав с своего царскаго места, и Святый и Животворящий Крест Господень и святыя бармы у своего царскаго места встретил, и Животворящий Крест и святыя бармы целовал, отступя от своего царскаго места на рундуке, и по прежнему покры на том же златом блюде драгою низанною пеленою со мцогоценным камением, и повелел духовнику своему, благовещенскому протопопу Никите Животворящий Крест Господень и святыя бармы.

А царский венец болярину Иродиону Матвеевичу.

А скипетр болярину Ивану Федоровичу Стрешневым.

Яблоко казначею Ивану Богдановичу Камынину.

И весь свой царский чин нести из Грановитыя палаты в соборную и апостольскою церковь Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Успения с великою честию и со благочинием.

Протопоп же Никита, Святый и Животворящий Крест Господень и святыя бармы, еже есть диадима, на златом блюде под драгою наволокою, поставил у себя верх главы, и понес в соборную и апостольскую церковь, а диаконы два поддерживали протопопа под руки.

А царский венец нес болярин Иродион Матвеевич.

Скипетр нес болярин Иван Федорович Стрешнев.

Яблоко царскаго чину нес казначей Иван Богданович Камынин.

Блюдо златое с драгим камением нес думной дьяк Дементий Башмаков.

Стоянец нес думной дьяк Василий Семенов.

А за тем несли на златой мисе золотые, чем великако государя после венчания осыпать. Дьяки Мастерския палаты, да розрядной Федор Шакловитой.

А около того всего царскаго чина, по обе стороны, и за царским чином шли всех приказов дьяки в золотах, опричь тех, которые в то время были в чинех. А за Животворящим Крестом Господним и святыми бармами и с царским своим чином, великий государь, царь и великий князь послал болярина князя Ивана Андреевича Хилкова и дворян многих во златых одеждах, на честь Святому и Животворящему Кресту, и его царскому венцу, и святым бармам и всему его царскому чину.

И шли от Грановитыя палаты со Святым и Животворящим Крестом и святыми бармами протопоп, и с царским чином боляре, и казначей, и думные дьяки зело изрядно, со всяцем благочинием, яко всему народу дивитися тому их изрядному благочинию; а в то время звонили в благовестные и нижняго и верхняго поясов во вся колокола.

А как с Животворящим Крестом и царским чином поидоша от Благовещения Пресвятыя Богородицы по рундуку: и тогда великий господин святейший Иоаким, патриарх Московский и всея России, повел Симону архиепископу Вологодскому, а с ним архимандритом Богоявленскому да Колязинскому, игуменом Златоустовскому, Стретенскому, встретити Святый и Животворящий Крест Господень и святыя бармы и весь царский чин.

А Симон архиепископ со архимандриты и игумены встретили Святый и Животворящий Крест Господень и святыя бармы и царский чин на рундуке, против Грановитыя палаты средняго окна, и взем архиепископ у протодьякона своего кадило, и покади Крест Господень и весь царский чин трижды, и поклонився, пойде за Животворящим Крестом к соборной церкви, а с царским чином шли за архиепископом архимандриты и игумены.

А как со Святым и Животворящим Крестом и царским чином пришли к соборной церкви к южным дверем к рундуку, и у рундука остановилися.

А в то время, святейший патриарх послал на сретение Честнаго Животворящаго Креста и святых барм и царскаго чина Корнилия митрополита Новгородскаго, Иону митрополита Ростовскаго, Варсонофия митрополита Крутицкаго, Симеона архиепископа Смоленскаго, Стефана архиепископа Суждальскаго, Симеона архиепископа Тверскаго, Павла архиепископа Коломенскаго.

И на рундуке Новгородский митрополит кадил Животворящий Крест Господень и святыя бармы и весь царский чин, а протопоп Никита, в то время, сняв с главы Животворящий Крест Господень и святыя бармы, на златом блюде под драгою пеленою держал на руках честно со всяким благоговением.

И по кажении Святаго и Животворящаго Креста Господня и святых барм у протопопа Никиты приняли Животворящей Крест и святыя бармы Симеон архиепископ Смоленский, Стефан архиепископ Суждальский. Корнилий митрополит Новгородский принял царский венец. Иона митрополит Ростовский царский скипетр. Варсонофий митрополит Крутицкий державное яблоко. Симеон архиепископ Тверский златое блюдо. Павел архиепископ Коломенский, стоянец державнаго яблока.

А в то время святейший патриарх сшел с чертожнаго места ко южным дверем с прочими властьми, и встретил на пороге южных церковных дверей и поклоняся Животворящему Кресту, и принял у Симеона архиепископа Смоленскаго, у Стефана архиепископа Суждальскаго, Животво-рящий Крест Господень и святыя бармы, своими руками, и нес на своих руках ко амвону на уготованное место. А под руки святейшаго патриарха поддерживали Симеон архиепископ Смоленский, Стефан архиепископ Суждальский; по нем же шли митрополиты и архиепископы с царским чином, и поставил Животворящий Крест и святыя бармы, на уготованном месте на амвоне на первом налое: также принял царский венец у Корнилия митрополита Новгородскаго и поставил на другом уготованном налое, на златом блюде, которое нес Симеон архиепископ Тверской; также взял у Ионы митрополита Ростовскаго царский скипетр, и положил на том же золотом блюде, подле царскаго венца; потом взял у Варсонофия митрополита Крутицкаго державное яблоко, и поставил на стоянце на третием на низком уготованном налое.

И приим у ризничего кадило, кадил Животворящий Крест и венец, и весь царский чин крестообразно трижды и, отдав кадило, поклоняясь, целовал Животворящий Крест, а на диадиме Спасов образ и Пресвятыя Богородицы, и отшел на уготованное место.

Также повелел митрополитом, и архиепископом, и епископом, архимандритом, и игуменом, и протопопом Животворящий Крест и на диадиме Спасов образ и Пресвятыя Богородицы целовать по чину: и по целовании поклонялись святейшему патриарху, и ставились по своим степенем. И святейший патриарх повелел двум чиновным людем, казначею Ивану Богдановичу Камынину, да думному дьяку Дементию Башмакову у всего того царскаго чина стоять по обе стороны и оберегать, чтоб от прочих церковников и от мирских людей всякаго чина к тому царскому чину не касались.

И начали петь молебен Пресвятей Богородице канон: воду прошед.

А по молебном пении великий господин святейший Иоаким, патриарх Московский и всея России, послал к великому государю, царю и великому князю Феодору Алексеевичу, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцу бояр: князя Ивана Андреевича Хилкова, да Ивана Федоровича Стрешнева, да благовещенскаго протопопа Никиту, что к его царскому венчанию в соборной и апостольстей церкви вся уже готово. Великий же господин святейший Иоаким патриарх Московский и всея России со всем Освященным собором ожидал во святую церковь великаго государя, царя и великаго князя Феодора Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца пришествия на чертожном месте.

И благочестивый и христолюбивый великий государь, царь и великий князь Феодор Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, пойде из своей царскаго величества Грановитыя палаты к соборной и апостольстей церкви Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Успения со звоном великим, тихо и благочинно, по царскому своему чину, в златом опашне и в горлатной шапке, а перед ним, государем, шли окольничие, и думные люди, и стольники, и стряпчие, и дворяне, и дьяки.

А со крестом и со святою водою шел перед великим государем и кропил святою водою его царской путь и до соборныя апостольския церкви, благовещенской протопоп Никита.

А за ним, великим государем, царем и великим князем шли бояре, окольничие и думные люди, и стольники, и стряпчие, и дворяне московские, и дьяки в золотных платьях и в горлатных лисьих черных шапках; мнози же в нарядных низаных ожерельях и в золотных чепях, и дворяне из городов, и дети боярския, и всяких чинов люди в нарядном платье, а шли вси со страхом и трепетом и со всяким благочинием; а по обеим сторонам его великаго государя, шли поодаль полковники, головы стрелецкие, и прочие чиновнии мнози. Бысть же тогда всенародное многое множество православных христиан и иноземцов, которые ему великому государю служат, розных окрестных государств многие всяких чинов люди, и вси предстояли со страхом и трепетом, такожде кождо в своих местех, славяще Бога о таковом превеликом деле, и дивящеся царскому чудному происхождению.

Для оберегания на крыльце были полковники и головы стрелецкие, а с ними сотники; и по пути от крыльца и до соборныя церкви по обе стороны царскаго пути уставливали народ полковники же и головы стрелецкие, а с ними сотники, а стрельцы стояли по обе стороны многие, с великим бережением, чтоб никто же дерзнул прейти царскаго пути. А как благочестивый и христолюбивый великий государь, царь и великий князь Феодор Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец пришел в соборную и апостольскую церковь Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Успения, и дьяки и певчие святейшаго патриарха пели великому государю, царю и великому князю Феодору Алексеевичу, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцу многолетие; а он, великий государь, вшед в соборную церковь, и ста пред Святыми Дверьми, сотворя три поклоны, и оборотяся, поклонился святейшему патриарху, и святейший патриарх, стоя на чертожном месте, осенил его, великаго государя обема рукама; и по том великий государь целовал святыя иконы и многоцелебную Спасову ризу, и святыя мощи Петра, Ионы и Филиппа Московских и всея России чудотворцев, а в то время дьяки и певчие пели, не преставая, царское многолетие демественным роспевом.