Смекни!
smekni.com

Чин поставления на царство царя Федора Алексеевича. 1676 г. (стр. 9 из 11)

Бысть же тогда и всенародное безчисленное множество православных христиан, мужеска полу и женска, стояли кождо по своим местом, со страхом и трепетом, и сердечною радостию, и благодарение возсылающе славу Всесильному Богу, прославляюще и похваляюще Богом венчаннаго благочестиваго великаго государя и великаго князя Феодора Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, и дивящеся чудному тому царскому происхождению. Егда же царь и великий князь прохождаше, тогда царский его путь имаху в его государеву казну.

Егда же вниде государь, царь и великий князъ во святую церковь святаго Архистратига Михаила и протопоп благословил государя царя Святым и Животворящим Крестом Господним, и тогда диакон говорил ектинию: помилуй нас Боже и прочая.

А царь и великий князь целовал святыя иконы, и у гроба сродника своего, святаго и благовернаго царевича и великаго князя Дмитрия Углицкаго и всея России чудотворца. А потом прощался у гроба, блаженныя памяти, деда своего, государя, царя и великаго князя, Михаила Феодоровича всея России, и отца своего государева, блаженныя памяти, благовернаго и христолюбивого великаго государя, царя и великаго князя Алексея Михайловича, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, и прочих царских и великих князей гробов (19), и пойде из церкви западными дверьми.

А егда великий государь, царь и великий князь изыде из церковных западных дверей в паперть, и ту его государя осыпал золотыми Касимовской же царевич.

А от Архангела Михаила пошел царь и великий князь с бояры своими и со всем своим царским сигклитом к церкви Благовещения Пречистыя Богородицы (20); а царский его путь потому же устроен был, яко же от церкви Пречистыя Богородицы ко Архангелу Михаилу, и церковию Архангела Михаила постланы били сукна же червчатыя, а по обе стороны шли окольничие и многие чиновники для строения и бережения его царскаго пути.

А как царь и великий князь приде к церкви Благовещения Пречистыя Богородицы, и вниде в церковь; и протопоп Никита благословил государя царя Святым и Животворящим Крестом Господним, и диакон начал говорить ектению: помилуй нас Боже, и прочая.

И государь, царь и великий князь целовал святыя иконы, и по совершении ектении принял благословение от протопопа Никиты, пойде из церкви от Благовещения Пречистыя Богородицы к своим царским палатам, тоюж восходною, ею же пришел от Архангела, и как ступил с последния ступени на мост, и его, великаго государя, царя и великаго князя, осыпал золотыми трижды Касимовской же царевич.

И оттоле Богом венчанный великий государь, царь и великий князь Феодор Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, пойде мимо середние лестницы на большую краевую лестницу, да на постельное крыльцо, да во своя царския палаты. Уже бо в Троице славимаго Бога милостию вся об нем, великом государе, царе и великом князе Феодоре Алексеевиче, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержце, по чину прежних великих государей и отца его великаго государя, о святом его боговенчанном великом царском поставлении, и венчании, и святом миропомазании, и причащении святых божественных таин вся совершишася.

А в соборной церкви царский поставленный он путь, бархаты и атласы поснимали на то уготованные чиновники, и отнесоша на Казенной двор в его государеву казну.

А с царскаго высокаго чертожнаго места червленыя сукна, которыми было обито и постлано до церковных дверей, пожаловал великий государь и святейший патриарх благословил церковников, певчих, диаков и поддиаков, на честь царскаго величества.

И по отпусте литургии святейший Иоаким патриарх пойде во свой патриарший дом, а перед ним шли певчие диаки и поддиаки с лампадою, и со свещами по чину, и пели стих храму. И архиереи и власти по нем шли, и во Крестовой палате от великаго государя к столу ожидали вести.

А как прииде время его царскаго величества столу, и тогда великий государь, царь и великий князь Феодор Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, прииде из своих царских хором в Грановитую палату, за свой царский стол, в столовом своем платье; а ко святейшему Иоакиму, Патриарху Московскому и всея России, послал государь с вестию, чтобы он с преосвященными митрополиты и архиепископы, и со всем Освященным собором, шел к его царскому столу.

И святейший Иоаким патриарх со властьми в Крестовой своей палате встав говорил: Достойно есть и прочая, и пошел к великому государю, царю и великому князю Феодору Алексеевичу, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержцу, за стол, а за ним шли митрополиты и архиепископы, и черныя власти больших мест; а перед святейшим патриархом шли ключари, и несли Честный Крест Господень на блюде и святую воду, а напереди шли певчие и поддьяки, пели стихи, и за святейшим патриархом шли митрополиты и архиепископы, архимандриты и игумены. А пришед патриарх к Красному крыльцу, шел вверх со всем Освященным собором Красною лесницею, да пред Грановитую палату в сени.

И государь, царь и великий князь Феодор Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, встретил святейшаго патриарха, вышед из Грановитыя палаты, у дверей.

И святейший Иоаким патриарх благословил государя, царя и великаго князя рукою по чину, и пошли государь, царь и великий князь в Грановитую палату вместе.

А как великий государь, царь и великий князь Феодор Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, и великий господин святейший кир Иоаким, патриарх Московский и всея России, вошли в Грановитую палату, и святейший патриарх говорил: Достойно есть и проч. по чину, и благословил великаго государя, царя и великаго князя Честным и Животворящим Крестом Господним, и кропил царя и державу святою водою, и государь, царь и великий князь Феодор Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, и великий господин святейший кир Иоаким, патриарх Московский и всея России, сели за стол по чину на своих местех, а властем повелел государь царь сести за другим столом, по левую сторону от Благовещения. А боярам пожаловал великий государь царь, велел сести в боярском столе, по правую сторону от себя государя, что словет кривой стол; а бояре и окольничие все были без мест (21).

А власти были у стола, которые были на царском венчании, и у святыя божественныя литургии, и писаны имена выше сего.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Иоаким (1620-1690) — девятый и предпоследний патриарх Всероссийский (1674-1690). С 1655 г., оставив военную службу, принял монашество, в 1664 г. стал архимандритом Чудова монастыря. В 1672 г. поставлен в митрополиты Новгородские. 26 июля 1674 г. возведен на патриарший престол.

2. Иосиф (? - 1652) — пятый патриарх Московский и всея Руси (1642–1652 гг.). Его патриаршество пришлось на конец царствования Михаила Федоровича и начало царствования Алексея Михайловича. При Иосифе принято Соборное уложение 1649 г. и учрежден Монастырский приказ. Во время его патриаршества государство начало грекофильскую реформу, в дальнейшем получившую название "реформы Никона" и приведшую к разделению Русской Православной Церкви на никонианскую и срарообрядческую. Иосиф не был сторонником реформирования, отношения с царем Алексеем складывались крайне сложные. Вынужден был уступить грекофильским стремлениям двора. Отрицательное отношение государя к Иосифу, нашло отражение в одной из грамот царя Алексея к Никону ("Повести о преставлении патриарха Иосифа"). В ней царь фактически обвинил патриарха в недостойной для пастыря жизни на основании принятия кончины, не соответствовавшей "канону преставления" лица духовного звания.

3. До коронации Петра и Ивана, первой коронации, когда на царство венчались сразу два государя, сохранялась традиция использования при обряде "мономаховых утварей". В это понятие входили: шапка Монамоха, бармы, скипетр, царское яблоко (держава), Животворящий Крест. Шапка Мономаха — золотой филигранный остроконечный головной убор средне-азиатской работы XIV в. с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями и крестом. По легенде конца XV — нач. XVI в. шапка Мономаха была якобы прислана византийским императором Константином Мономахом великому князю Киевскому Владимиру Всеволодовичу Мономаху. (Чины поставления на царство Алексея Михайловича и Федора Алексеевича также отразили эту идею. Традиция выстраивать легенды по отношению к разного рода святыням в этот период была крайне распространена в России, неоднократно проявляет себя в "Чинах" по отношению не только к шапке Мономаха, но и к другим предметам). Бармы — иконы, бывшие на диадиме — платне, составлявшим царское ожерелье и оплечье в виде закругленной пелерины. Скипетр — один из наиболее древних символов монархической власти. (В переводе с греческого — жезл). Яблоко (держава) — эмблема монаршей власти, в России получила название "яблоко", т.к. представляла собой золотой шар с короной или крестом. Животворящий Крест, используемый во время коронации, заключал в себе частичку креста, который по преданию был прислан вместе с шапкой Мономаха великому князю Владимиру Всеволодовичу.

4. По традиции все коронации московского периода Российского царствования проводились в Успенском соборе Московского Кремля. (Архитектор — Аристотель Феорованти, освящен — 15 августа 1479 г.). Помимо обряда венчания на царство в Успенском соборе происходили церемонии бракосочетания царей, избрания очередной главы русской церкви. В соборе служили торжественные молебны перед началом военных походов и после одержанных побед.

5. Для приготовления к коронации Федора Алексеевича по сложившейся при первых Романовых традиции в Успенском соборе воздвигали "чертожное царское место у задних столбов". При этом в соборе оказывалось два "царских места": вновь устроенное и царское место у южных ворот. Последнее также использовалось во время церемонии, но в отличие от первого было не временным, а постоянным. Царское место у южных ворот — великолепный памятник искусства резчиков по дереву, выполненный в 1551 г. для Ивана Грозного, иначе назывался Мономахов трон. Сохранился поныне, представляет собой огороженную четырехугольную площадку, увенчанную шатром. Ножками трону служат четыре резанных из дерева лежащих зверя. Три стенки трона сплошь заполнены барельефными изображениями походов великого князя Владимира Мономаха и легендарного получения им из Константинополя царских регалий. На четырех столбиках над царским местом высится украшенный резными кокошниками и фронтонами граненый шатер.