Смекни!
smekni.com

Англо-бурская война (стр. 2 из 13)

Европейские державы издавна осуществляли экспансию в Южной Африке, превращая ее в базу для захвата глубинных территорий континента. В западной части, Южной Африки проживали племена, которые занимались в основном скотоводством и примитивным земледелием. Часть из них была сравнительно легко разгромлена колонизаторами и отброшена в пустынные места. Другие племена, говорящие на языках банту, оказали длительное и упорное сопротивление европейским захватчикам.

В 30-х и 40-х годах XIX в. многие буры, теснимые англичанами, покинули Капскую колонию и устремились в сопредельную с нею огромную территорию, расположенную между реками Оранжевой, Ваалем и Лимпопо. Захватывая эти земли, буры вели вооруженную борьбу против англичан, стремившихся колонизировать территории современного Наталя и междуречья Оранжевая – Вааль, а также против африканцев оказывавших ожесточенное сопротивление английским и бурским колонизаторам.

В 1843 г. Англия аннексировала территорию Наталя. Но борьбе за междуречье Оранжевая – Вааль победу одержали буры. В 1852 г. Англия подписала с бурами Сандриверскую конвенцию, признав независимость буров, захвативших территорию к северу от р. Вааль. Два года спустя в Блумфонтейне была подписана англо-бурская конвенция, по которой Англия признала независимость буров, колонизировавших земли между реками Оранжевой и Ваалем. Последовало создание бурскими колонизаторами двух республик – Оранжевого свободного государства (или Оранжевой Республики) в 1854 г. и Южно-Африканской Республики (или Республики Трансвааль) в 1856 г[5].

«Англизация», проводившаяся в Капской колонии после ее перехода под власть Великобритании и сопровождавшаяся различными притеснениями буров и ограничением их прав, а также продиктованная политическими и экономическими причинами отмена английским парламентом рабства, на котором основывалось хозяйство бурских колонистов, привели к тому, что с начала 30-х годов они начали переселяться из Капской колонии в свободные от английского управления центральные и восточные районы Южной Африки.

В 1836 г. начался так называемый Великий трек–переселение буров под руководством Питера Ретифа. Свыше 5 тыс. буров–мужчин, женщин, детей–пересекли р. Оранжевая и докинули пределы Капской колонии. К 1845 г. численность переселенцев возросла до 45 тыс.

Миновав территорию между реками Оранжевая и Вааль и перейдя через Драконовы горы, группа треккеров вторглась на земли зулу в Северо-Западном Натале. Теперь перед Колонистами оказались не разрозненные африканские племена, как это было в случае с коса, а сравнительно сплоченные силы зулусов, имевших хорошо обученную регулярную армию.

Начало объединению зулусских племен положил Дингисвайо. Вождь небольшого племени умтетва сумел подчинить бе соседние племена, в числе которых было и небольшое племя амазулу, давшее впоследствии общее название этому объединению племен. Один из сыновей вождя племени амазулу, Чака, сначала был воином у Дингисвайо, а потом его помощником и преемником.

В 1808 г. Дингисвайо предпринял удачную попытку реорганизации военных сил зулу. До этого их военная организация строилась на основе возрастных классов: один из классов (мужчины 20–40 лет) считался воинским. Эти мужчины составляли отряды во главе с постоянными начальниками – индуна, но в мирное время воины занимались обычной работой – сельским хозяйством, скотоводством, охотой. Дингисвайо, а после его гибели в 1818 г. Чака нарушили этот порядок и сумели создать регулярную армию. Чака вывел всех боеспособных мужчин из подчинения местным вождям, объединил их в отряды, разместил в особых краалях, где они проходили военную подготовку. Каждый такой крааль вмещал полк (ибуто) численностью 600–1000 воинов. В состав этих полков входили люди, говорящие на сходных языках, но скоро основным стал язык вождя Чаки – зулусский.

Дингисвайо и особенно Чака сумели объединить под своим управлением около сотни родственных племен, что не только заложило основы зулусской государственности, что и способствовало началу процесса слияния зулусов в единый народ. Однако завершение этой этносоциальной консолидации приходится на более поздний исторический период.

Когда передовые отряды треккеров в 1837 г. вторглись на территорию зулусов, борьбу против пришельцев возглавил брат убитого в 1828 г. Чаки–Дингаан. На р. Иньома в 1838 г. произошло сражение между армией Дингаана и отрядами бурских переселенцев и помогавшими им регулярными частями английских войск. В бою зулусы потеряли более 3 тыс. воинов и отступили. С тех пор p. Инкома, в долине которой произошла эта битва, называется Кровавой

Объединение зулусских племен в государственное образование было осуществлено силой. Скрепляющим элементом была армия. Англичане и буры, привлекая на свою сторону вождей отдельных племен, поощряли сепаратизм, что после поражения Дингаана привело к распаду неокрепшего государства. Зулусам сначала была оставлена территория к северу от р. Тугела, но затем и эти земли были отобраны в пользу поселенцев. И лишь узкая полоска территории севернее р. Блэк-Умфолози, которая была оставлена зулусам стала называться Зулулендом[6].

После поражения зулусов английская колониальная администрация почувствовала себя более свободной в отношениях с бурами-треккерами. Англичане стремились захватить все побережье индийского океана, и поэтому созданная в 1839 г. бурами Республика Натал в 1843 г. была аннексирована англичанами под предлогом, что все буры – британские подданные. Эта аннексия вызвала новое переселение буров, которое слилось с одним из первых миграционных потоков в бассейн рек Оранжевая и Вааль.

Буры захватили во внутренних районах страны огромные территории и создали там свои поселения, не встречая серьезного сопротивления со стороны разрозненных племен басуто и бечуанов. В 50-х годах произошло объединение большинства бурских поселений за реками Вааль и Оранжевая. Англичане, до поры до времени не претендовавшие на эти территории, подписали в 1854 г. Блумфонтейнскую конвенцию, признавшую независимость буров, осевших в районе р. Оранжевая и создавших там Оранжевое Свободное Государство (Оранжевая Республика). В 1856 г. по Сандриверской конвенции англичанами была признана и другая бурская республика – Южно-Африканская (Республика Трансвааль).

Обе бурские республики продолжали практику использования полурабского труда местных африканских племен, в их конституциях было откровенно декларировано расовое неравенство, треккеры продолжали захватывать все больше земель, оттесняя африканские племена на засушливые, малоплодородные территории. Конец 50-х-60-е годы XX в. ознаменовались войной между бурами Оранжевой Республики и басуто. Военные действия, начавшиеся в 1858 г., с перерывами продолжались целое десятилетие. Во главе объединения племен стоял способный и энергичный вождь из племени баквена Мошеш. В течение многих лет Мошеш с успехом отражал попытки буров завладеть богатыми пастбищами Басутоленда. Лишь вмешательство Англии на стороне буров вынудило его капитулировать. Но Басутоленд достался не бурам: в 1868 г. он был объявлен английским протекторатом.

1.2 Английская колонизация Южной Африки

С 1860 по 1900 г. Англия увеличила площадь своих колониальных владений с 2,5 млн. кв. миль до 9,3 млн. кв. миль, т.е. почти в четыре раза; численность населения английских колони возросла со 145,1 млн. человек до 309 млн. человек, т.е. более чем вдвое. Только за 1884–1900 гг. Англия захватила территорию в 3,7 млн. кв. миль с населением в 57 млн. человек. В 1900 г. площадь английских колоний достигла 11 605238 кв. миль, а численность населения Британской империи превысила 345222 тыс. человек. К началу XX в. площадь колониальных владений Англии далеко превосходила площадь Французской колониальной империи, занимавшей по своим размерам второе место в мир и достигшей в 1899 г. 3,7 млн. кв. миль с населением 56,4 млн. человек. Размер колониальных владений Германии был сравнительно невелик. В 1900 г. площадь германских колоний составляла 1 027 120 кв. миль с населением свыше 14 680 тыс. человек[7].

Осуществляя колониальные захваты, англичане преследовали экономические и политические цели: они хотели завладеть богатейшими источниками сырья, емкими рынками сбыта, выгодными сферами для вывоза капитала, подчинить коренное население колоний жестокой эксплуатации, предотвратить рост революционного направления в английском рабочем движении путем переселения в колонии части пауперизированного населения и расширения слоя рабочей аристократии за счет получаемых в колониях огромных прибылей. Английские империалисты рассчитывали на то, что расширение Британской империи будет способствовать ускорению темпов экономического развития Англии поможет ей сохранить за собой мировое первенство в экспорте товаров и капитала.

В последней трети XIX в. Великобритания не только сохранила, но и значительно расширила свои колониальные владения. Борьба за захват еще не поделенных территорий и за укрепление Британской империи являлась в эти десятилетия стержнем английской внешней политики. Используя свое превосходство на море и обширную сеть военно-морских баз и опорных пунктов, Великобритания вела многочисленные колониальные войны.

В 1875 г. был установлен английский контроль над Суэцким каналом.

Консервативное правительство Дизраэли, воспользовавшись финансовыми трудностями Египта, приобрело у египетского хедива акции Суэцкого канала и тем самым получило контроль над одним из важнейших стратегических пунктов на пути в Индию. Колониальная экспансия Англии усилилась также в связи с ближневосточным кризисом 1875–1878 гг. Правительство проводило традиционную политику сохранения целостности Турции, надеясь, в конечном счете установить английское господство над всей огромной османской империей. Когда в ходе русско-турецкой войны (1877–1878) была освобождена Болгария и русские войска с боями вышли на ближние подступы к Константинополю, Дизраэли демонстративно вел подготовку к войне, приказав британской эскадре войти в Мраморное море. Однако до войны дело не дошло. Своими руками Англия воевать не собиралась, а приобрести «солдата на континенте» в лице Франции или Австрии, как это имело место во время крымской войны, английской дипломатии на этот раз не удалось.[8]