Смекни!
smekni.com

Англо-бурская война (стр. 8 из 13)

С 31 мая по 5 июня 1899 г. в Блумфонтейне состоялась конференция английских и бурских представителей. Возглавлявший английскую делегацию А. Милнер настаивал на том, чтобы правительство Крюгера отменило сложную избирательную систему для ойтландеров и предоставило избирательные права тем из них, кто прожил в этой стране не менее пяти лет. Крюгер отверг это требование, но согласился предоставить право выбирать членов законодательной палаты ойтландерам, прожившим в Южно-Африканской Республике семь лет, а не четырнадцать, как это было предусмотрено законе от 1893 г. А. Милнер отклонил это предложение, и Блумфонтейнская конференция закончилась безрезультатно. Вслед за тем состоялись неофициальные переговоры между правительствами бурских республик при участии X. Хофмейра, возглавлявшего правое крыло движения африканеров Капской колонии, боровшихся за создание Великой Южно-Африканской Республики.

В результате этих переговоров буры выдвинули следующий проект предоставления избирательного права ойтландерам: тем из них, кто прибыл в Южно-Африканскую Республику до 1890 г., предоставить избирательное право по истечении двух с половиной лет; ойтландерам, прибывшим после 1890 г. и прожившим в этой республике не менее двух лет, предоставить его через пять лет; ойтландерам, которые будут прибывать в дальнейшем, предоставлять избирательное право через семь с половиной лет проживания в этой стране. Этот проект был отвергнут Англией. Вскоре буры заявили о своем согласии немедленно предоставить избирательное право ойтландерам, прибывшим до 1890 г., а ойтландерам, приехавшим позднее, предоставить его по истечении девятилетнего срока пребывания в Южно-Африканской Республике; всем, кто прибудет в республику в дальнейшем и заявит а своем желании получить избирательное право, оно может быть предоставлено по истечении семилетнего срока проживания в этой стране. Если бы английское правительство согласилось принять этот проект, то на основании его избирательное право немедленно получили бы около сорока тысяч ойтландеров. Но, стремясь к: войне, правительство Р. Солсбери отклонило его[30].

19 августа 1899 г. правительство Южно-Африканской Республики заявило о своем согласии предоставить избирательное право ойтландерам, прожившим в этой стране не менее пяти лет, однако лишь при условии отказа Англии от вмешательства во внутренние дела этой страны и от притязаний на сюзеренитет по отношению к ней. Оно предложило Англии передать прочие ее притязания на рассмотрение третейского суда. Но английское правительство отвергло это предложение и, преднамеренно осложняя и без того весьма натянутые взаимоотношения с правительством Крюгера, потребовало, чтобы оно разоружило войско Южно-Африканской Республики. В речи, произнесенной в Хайберри 26 августа 1899 г., Д. Чемберлен вновь, угрожал бурским республикам войной. Несколько дней спустя он опять стал настаивать на принятии бурским правительством требований, предъявленных Англией на Блумфонтейнской конференции [164, т. 3, стр. 437 – 441]. Правительство Крюгера тогда заявило о своем согласии предоставить избирательное право ойтландерам, прожившим в этой стране более семи лет. Но это не удовлетворило английское правительство. 8 сентября оно, по настоянию Д. Чемберлена, приняло решение об отправке в Наталь десятитысячного войска. В тот же день оно уведомило правительство Крюгера о своем категорическом отказе признать Южно-Африканскую Республику суверенным государством. При этом английское правительство вновь потребовало немедленного предоставления избирательного права всем ойтландерам, прожившим в этой стране пять и более лет предоставления им четверти всех мест в фольксрааде, равного с бурами права выбирать президента и разрешения пользоваться в фольксрааде английским языком наравне с языком африкаанс. Оно уведомило правительство Южно-Африканской Республики, что в случае принятия им этих требований Англия даст согласие на учреждение Крюгером и А. Милнером арбитражной комиссии для рассмотрения остальных спорных вопросов. Проанглийская группировка в Южно-Африканской Республике выступила принятие правительством Крюгера этих требований. Опасаясь, что война приведет к разгрому движения за создание «Великой Южно-Африканской Республики», Я – X. Хофмей также пытался склонить правительство Крюгера принять требования английского правительства.

Считая, что правительство Крюгера отвергнет эти требования, Д. Чемберлен тогда же составил проект-ультиматум Отклонение последнего бурами должно было послужить поводом для начала войны. Проект ультиматума требовал, чтобы трансваальское правительство отменило законы против ойтландеров, изданные после 1881 г., предоставило ойтландерам после их годичного пребывания в Южно-Африканской Республике равные права с бурами, ввело самоуправление для европейского населения Витватерсранда, свободу вероисповедания, гарантировало независимость судов, предоставило всем английским подданным условия наибольшего благоприятствования во всех сферах их экономической и политической деятельности. Проект ультиматума требовал также запрещения ввоза оружия в Южно-Африканскую Республику через португальские колонии и сокращения ее вооружения. Фактически он предусматривал установление английского господства в Южно-Африканской Республике[31].

Однако ультиматум не был предъявлен правительству Крюгера, так как оно предварило английское правительству и направило ему новые предложения. Протестуя против вмешательства Англии во внутренние дела Южно-Африканской Республики, правительство Крюгера призвало Англию к мирному решению всех спорных вопросов, к отводу английских войск от границ Южно-Африканской Республики, к удаления из Южной Африки всех дополнительно присланных английских войск, к возвращению в Англию всех войск, находившихся на пути в Южную Африку. Но английское правительство сочло, что эти требования буров могут быть использованы как достаточный повод для того, чтобы развязать войну.

10 октября 1899 г. Д. Чемберлен поручил А. Милнеру уведомить правительство Крюгера о том, что английское правительство отказывается обсуждать эти требования.

Правительство Р. Солсбери достигло, наконец, своей цели: оно вплотную подошло к войне за захват бурских республик.

А. Милнер, в свою очередь, призывал английское правительство скорее начать войну. 31 августа 1899 г. он сообщил Д. Чемберлену, что администрация Капской колонии и Наталя и проживающие там англичане «желают быстрых и энергичных действий и готовы прибегнуть к самым крайним мерам». А. Милнер прибег даже к фальсификации документов. Уличивший его в этом лидер левых буржуазных либералов Д. Ллойд-Джордж 2 марта 1900 г. сообщил в палате общин, что А. Милнер утаил телеграмму президента Оранжевой Республики М. Штейна, полученную 27 сентября 1899 г., и исказил текст его телеграммы от 28 сентября 1899 г.

В первой же из этих телеграмм М. Штейн сообщил А. Милнеру содержание принятой фольксраадом резолюции, предлагавшей правительству Оранжевой Республики «продолжать далее делать все, что в его силах, чтобы сохранить и упрочить мир и содействовать разрешению существующих разногласий мирными средствами». В телеграмме от 28 сентября 1899 г. М. Штейн, отметив наличие договора, обязывающего Оранжевую Республику помочь Южно-Африканской Республике, в случае, если она подвергнется нападению, предложил А. Милнеру свои услуги для мирного разрешения конфликта между Южно-Африканской Республикой и Англией. Но А. Милнер преднамеренно скрыл миролюбивые предложения М. Штейна и сообщил правительству Р. Солсбери, будто Оранжевая Республика угрожает Англии войной[32].

Правительства бурских республик понимали, что Англия в ближайшее время начнет войну. По мнению Крюгера, правительство Р. Солсбери «стремилось сделать столкновение неизбежным и медлило с посылкой ультиматума лишь с целью выиграть время для сосредоточения вооруженных сил, достаточных для поражения Трансвааля». Желая лишить Англию возможности выиграть время, бурские правительства взяли военную инициативу в свои руки.

В конце сентября 1899 г. бурские войска сконцентрировались у границ. Они составляли три группы. Одна из них численностью до 25 тыс. человек, при 40 орудиях, 16 пулеметах во главе с генералом П. Жубером – была расположена по линии Фолксрюс – Валкестром – Фрейхейд. Другая численностью до 6 тыс. человек, при 20 орудиях и 6 пулеметах находилась на линии Спрингсфонтейн – Аливал-Норт. У Мекинга тоже стояло бурское войско (до 10 тыс. человек, при 20 орудиях и 8 пулеметах), во главе с генералом П. Кроном.

11 октября 1899 г. бурские войска перешли границу Наталя. Вступление их на территорию Наталя выражало не только готовность отразить подготовлявшуюся Англией вооруженную агрессию, но и стремление захватить эту английскую колонию и тем самым встать на путь борьбы за захват всей Южной Африки. Вступление бурских войск в Наталь явилось для правительства Р. Солсбери прекрасным поводом для осуществления агрессивных замыслов. Англия приступила к военным действиям с целью захвата бурских республик, но якобы только для защит английских колоний в Южной Африке от буров. «Я призвала свои войска к оружию, чтобы они отразили вторжение войск Южно-Африканской Республики и Оранжевого Свободного Государства в мои южноафриканские колонии», – заявила парламенте королева Виктория[33].

Так началась англо-бурская война, одна из первых войн эпохи новейшего времени, война за передел Южной Африки. Возникновение войны означало, что английское правительство перешло от «мирной» к вооруженной борьбе за захват бурских республик.