Смекни!
smekni.com

Бронзовый век в Кыргызстане (стр. 3 из 5)

В 1957 году был обследован могильник Таш-Башат представленный погребениями эпохи бронзы, курганами сако-усуньского времени, катакомбными погребениями и курганами тюркского времени. Было вскрыто 6 курганов эпохи бронзы. На основании идентичности находок П.Н. Кожемяко относит этот могильник, как и Таш-Тюбе IIв основном к раннему этапу андроновской культуры.

Следующим пунктом, где были зарегистрированы погребения эпохи бронзы, было устье ущелья Беш-Таш. Были произведены раскопки двух оградок, но не каких признаков захоронения обнаружено не было.

В Кетмень-Тюбинской котловине погребения эпохи бронзы были зарегистрированы в могильнике Каракмат, который располагался по обеим сторонам дороги Таш-Кумыр - Токтогул, в 4-5 км от места выхода ее в долину Кетмень-Тюбе. В общей сложности могильник имеет около ста насыпей. Среди которых было несколько оградок. Авторами было раскопано три секции и дано описание могильника. Какая-либо интерпретация, принадлежность, хронология данных погребений отсутствует.

В 1958 году П.Н. Кожемяко обследовал частично вскрытое при ирригационных работах погребения эпохи бронзы у совхоза "Пригородный". Погребение было в простой грунтовой яме, костяк лежал скорченном положении, на левом боку, головой на запад. Данное погребение является первым памятником этого рода в Чуйской долине. Автор на основе обряда захоронения и инвентаря отнес его к поздней стадии андроновской культуры эпохи бронзы.

В 1959 году в сектор археологии и этнографии Института истории АН Кирг. ССР был передан один из 15-17 серпов найденных в 1958 году в Сукулукском районе. Это был один из многочисленных кладов на территории Чуйской области. П.Н. Кожемяко отмечает, "что в Казахстане известны подобные серпы относящихся к эпохе поздней бронзы".17

Таким образом, на основе этих материалов П.Н. Кожемяко сделал вывод о четком различии этапов эпохи бронзы, и связях древнего населения Кыргызстана с населением Казахстана, Ташкентского оазиса, Ферганы, Хорезма и даже странами Передней Азии. В 1957 году Кожемяко П.Н. открыл памятник бронзового века - Джазы-Кечу в долине Кетмень-Тюбе.18 Исследования на этом памятнике продолжили Кожембердиев и Галочкина.

В1961 году начал работу Токтогульский археолого-этнографический отряд, под руководством К. Кожембердиева. Ими был открыт могильник Джал-Арык, и было вскрыто четыре оградки. В 1968 году в этом регионе работали К. Кожембердиев и Галочкина. Отчет об этом был передан в журнал "Археологические открытия". 19 Работы на этом памятнике продолжились до 1969 года, в итоге в могильнике Джал-Арык были обнаружены следы залегания культурного слоя бронзового века.20

С 1968 года начинает свою работу Кетмень-Тюбинский археолого-этнографический отряд Института истории АН Киргизской ССР, в состав, которого входила Галочкина Н.Г. В течение четырех полевых сезонов проводившая исследования на могильнике Джазы-Кечу, расположенного на левом берегу р. Нарын примерно в 4-5км от перевала Кок-Бель, а также остатков поселения Джал-Арык, находящегося на левом берегу р. Чичкан.21

В 60-е годы Е.Е. Кузьмина провела специальное исследование металлических изделий энеолита и бронзового века Средней Азии. Этой теме была посвящена ее диссертация. Она провела огромную работу по обобщению разнообразного и разнохарактерного материала накопившегося к тому времени по бронзовому веку в Средней Азии. Рассматривая Кыргызстан, она отмечает "сходство погребального инвентаря таласских могильников с памятниками Южного Казахстана (Кара-Кудук), что позволило ей ставить вопрос, о выделении особой семиреченской культуры".22

Однако, она обращает внимание на то, что комплексы из Семиречья до сих пор не датированы и их культурная принадлежность не установлена. Ею было сделано предложение, рассмотреть категории вещей на более широкой территории и выяснить взаимную встречаемость отдельных типов металлических изделий на других территориях. В работе Е.Е. Кузьминой отчетливо прозвучала мысль о принадлежности большинства семиреченских бронз к поздней стадии андроновской культуры. Она говорила о существовании семиреченско-казахстанского очага металлургии бронзового века. На основе этого, она выделяет Фергану как юго-западную периферию большой семиреченско-казахстанской металлургической провинции.

§5. Исследования 70-х - 80-х годов

Летом 1975 года, в с. Шамши Кочкорского района колхозником Т. Джапаровым был найден клад эпохи поздней бронзы. В него входили 27 бронзовых предметов: два вислообушных топора, кельтобразный молоток, желобчатое и копьевидное долота, тесло с уступом, тесло с лобным ушком, три серпа косаря, черешковое копье, бритва, однолезвийный нож, четыре зеркала, четыре бляхи, два кольца, крючок, шило, ажурная булавка и слиток металла. Рассматривая топоры, Е.Е. Кузьмина и И. Кожембердиев первый топор определили как "туркестанский", а второй более архаичный как ранний вариант "туркестанского". Причем, авторами было сделано весьма верное заключение, что второй топор, из шамшинского клада определяет тип промежуточный между широко вислообушными и туркестанскими. И сделали предположение "что, возможно, указывает на развитие типа топоров с гребнем, характерных для азиатских степей, из более древних, широко вислообушных топоров Приуралья эпохи развитой бронзы". Желобчатое же долото вообще послужило поводом для абсолютной датировки XIII (или XII) - IX вв. до н.э. по всей Европе. Тесло же с уступом указывают на то, что они принадлежат к числу изделий специальных для казахстанского очага бронзовой культуры (по М.П. Грязнову) или казахстанской металлургической провинции (по Е.Е. Кузьминой) и объединяют металлургические очаги Северного, Восточного и Южного Казахстана, Алтая, Киргизии и степей Ферганы. Серпы на основе комплекса клада Сосновая Маза в Поволжье (относится к XIIвв. до н. э) и многочисленных находок в Семиречье были отнесены к эпохе поздней бронзы. Бритвы с усеченно-овальной формой авторы также датировали в пределах последней четверти II тыс. лет до н.э. На основе аналогий найденных из коллекций из Шадринского музея, экземпляров из Лобойковского клада на Украине и клада найденного 1974 году на Дону у с. Терешково, Богучарского р-на, Воронежской области, датируемых последней четвертью II тыс. до н.э. - примерно XII в. до н.э., также были датированы этим временем. К этому же времени были отнесены зеркала из этого клада. Таким образом, рассматривая вещи из Шамшинского клада, авторы условно разделили их на две группы: "первая - хронологический диапазон очень широк и поэтому они не могут быть использованы для установления датировки клада; вторая - предметы, находящие аналогии в комплексах эпохи поздней бронзы Евразии XII- IX (VIII) вв. до н.э. Это позволяет надежно датировать клад из Шамши эпохой поздней бронзы". Шамшинский клад по разнообразию входящих в него типов был определен авторами как ключевой и эталонный. Решающее значение в определении датировки Шамшинского клада сыграли следующие факты.

Бритва, относящаяся по западным параллелям к XII в. до н.э.

Вислообушный топор без гребня (архаичный) - позволяющий датировать последней четвертью II тыс. до н.э.

Форма однолезвийного ножа, отличающегося примитивностью по сравнению с более выработанными типами ножей кладов Садовое и Турксибский.

Форма копья с черешком, отличающегося от сукулукского и турксибирского отсутствием выкружек в основании пера.

Наличие архаичных круглых вогнутых зеркал, характерных для памятников развитой бронзы и обычно отсутствующих в комплексах позднебронзового века.

На основе всего этого Шамшинский клад был рассмотрен ими как самый ранний среди известных комплексов эпохи поздней бронзы Киргизии.

Вещи из Шамшинского клада, судя по химическому анализу, имели местное киргизское происхождение. Это подтвердило прозвучавшее ранее предположение о существовании киргизского очага металлургии.23 Авторами был сделан конкретный вывод о "существовании в Киргизии в эпоху поздней бронзы самостоятельного металлургического очага, базировавшегося на местных рудах".24

В 1985-1987 гг. проводились работы в зоне затопления Камбаратинской ГЭС-2, в результате были выявлены наиболее древние памятники бронзового века на территории Кыргызстана. По радиоуглеродному методу они были датированы первой половиной IIтыс. до н.э.