Смекни!
smekni.com

Керенский: трагедия политика новой эпохи (стр. 12 из 14)

Два месяца, отделявшие провал Корнилова от взятия власти большевиками, были отмечены ускоренным распадом общества и государства в условиях острого экономического кризиса. Значительно ухудшилось после выступления Корнилова положение в армии. Керенский понимая, что единственной силой, которая могла спасти его, была армия. Поэтому главной задачей Временного правительства было восстановление государственного порядка и боеспособности армии.

Одним из первых приказов верховного главнокомандующего А.Ф. Керенского становиться приказ о восстановлении порядка в армии. Для этого он считал необходимым: «Прекратить аресты начальников, право на такое действие принадлежит следственным властям… прекратить самовольное формирование отрядов под предлогом борьбы с контрреволюционным выступлениями... прекратить политическую борьбу в войсках и обратить все усилия на боевую мощь».

В условиях крушения традиционных институтов и усиления недовольства различных категорий населения, Керенский хотел укрепить законность своего положения.

4 сентября он издал приказ о роспуске ВРК, образовавшихся в дни "корниловского" выступления.

А.Ф. Керенский стремился заручиться поддержкой Всероссийского Демократического совещания, идея которого поднимается 1 сентября на заседание Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета при обсуждении кризиса вокруг коалиции. Его члены «выразили намерение как можно скорее созвать съезд представителей всех «демократических» (в их понимании этого слова) органов для решения вопроса об организации власти. способной довести страну до Учредительного собрания». Что касается существовавшего правительства, тог по их мнению, его следовало сохранить вплоть до созыва этого «демократического совещания», но лишь при условии тесного его единения с органами революционной демократии в борьбе против контрреволюции. По сути дела, это означало, что «существовавшее правительство обязано представлять все свои административные решения на утверждение ВЦИК».

Совещание открылось 14 сентября. Оно должно было принять решение: исключить или оставить в правительственной коалиции буржуазные партии.

Демократическое совещание решило, что до созыва Учредительного Собрания Временное правительство должно нести ответственность перед образованным 20 сентября Всероссийским демократическим советом (Предпарламентом). Керенский с этим не согласился. На совещании 22 сентября Временного правительства, представителей демократического совещания, московских общественных деятелей и некоторых членов ЦК кадетов по вопросам организации власти Керенский заявил: «Основными началами, обязательными для нашей работы, являются охранение идеи единства источника власти, исходящей от революции 27 февраля, национальной, единой и суверенной... Временное правительство должно руководствоваться только программой, выработанной в своей среде, комбинируя интересы всех элементов, стремящихся поддержать республиканскую власть», так как «Предпарламент» не может иметь функции правильного организованного парламента и Временное правительство не может быть ответственно перед ним...».

Кроме того, что Керенский добился консультативного характера Временного Совета республики (Предпарламента), было одобрено незначительным числом голосов после многочисленных споров членов демократического совещания участие буржуазии в третьем коалиционном правительстве. Совещание согласилось на участие в правительстве в индивидуальном порядке деятелей, принадлежавших к кадетской партии.

Таким образом, А.Ф. Керенский получил возможность составить новый коалиционный кабинет, о котором было официально объявлено 25 сентября. В состав кабинета вошли 4 кадета - Коновалов, Кишкин, Смирнов и Картышев. Хотя, большинство портфелей получили социалисты, важнейший портфель министра иностранных дел остался у Терещенко; Коновалов стал министром промышленности и заместителем премьер - министра, а Керенский остался главой правительства и верховным главнокомандующим.

Добившись того, что Предпарламент, с юридической точки зрения, будет чисто совещательным органом, а правительство останется вне сферы его юрисдикции, Керенский тем самым отказался от сотрудничества с демократическими силами, что и привело к полной изоляции Временного правительства. Сузив функции Предпарламента, Керенский упустил свой, возможно, последний шанс удержаться у власти.

2. А.Ф. Керенский - глава третьего коалиционного правительства. Последние попытки удержать власть.

2 октября 1917 года вышло постановление Временного правительства об учреждении Временного Совета Российской Республики. Днем его открытия объявилось 7 октября. Прекращение его деятельности намечалось за неделю до открытия Учредительного Собрания. В постановлении говорилось, что Предпарламент образуется из 555 членов, приглашаемых по представлении во Временное правительство общественных и политических организаций, для членов Совета устанавливалось суточное вознаграждение в 15 рублей в день и дополнительно 100 рублей единовременно.

Ведению Совета предоставлялось обсуждение законодательных предложений, по которым Временное правительство признает необходимым иметь заключение Совета, а также их разработка по собственной инициативе. «Касающиеся Временного правительства вопросы предъявляют ему в письменной форме за подписью 30 членов. Временное правительство разъясняет принятие им определенного решения в недельный срок. Оно могло и не делать этого, если, как говорилось в постановлении, «это будет в интересах государственной безопасности».

7 октября, при открытии Предпарламента, А.Ф. Керенский говорил: «Временное правительство уверено, что настоящее собрание Совета Российской Республики поддержит Временное правительство в его задаче охранения прав Учредительного Собрания и скорейшего приближения открытия его работы». «Временное Российской Республики Правительство... волею революции, обладая всей полнотой власти, обязано присягою эту власть передать полномочному органу России - Учредительному Собранию... Временное правительство считает, что никакой дальнейшей отсрочки в его созыве быть не может... Задач, на которых должно быть сосредоточено все внимание, - три: оборона страны, воссоздание боеспособности армии... Нужно создать в России элементарный правопорядок, восстановить право каждого на личную неприкосновенность и безопасность жизни каждого гражданина. Нужно восстановить производительность промышленной жизни...» По аграрному вопросу Керенский ограничился указанием на то, что он подлежит окончательному разрушению Учредительным Собранием.

13 октября во Временном правительстве Керенский развивал точку зрения, что Временное правительство, которое обвиняют в бессилия власти, должно управлять страной до Учредительного Собрания без физического принуждения, могущего совершенно подорвать его авторитет в глазах сознательных масс, но оно всеми мерами подавить беспорядки, угрожающие гражданской войной; для борьбы же с анархией, порождаемой экономической разрухой, необходимы хотя и весьма быстрые, но законодательные меры, проводимые с санкции Предпарламента.

В этот же день в Предпарламенте он говорил об ожидавшемся выступлении большевиков: «Временное правительство в курсе всех предположений и полагает. Что никаких оснований для паники не должно быть: всякая попытка, если бы она была, противопоставить встретить достаточное противодействие».

17 октября на совещании Временного правительства по сообщению Керенского и других выяснилось, что большевики безусловно готовят выступление против Временного правительства и Предпарламента, но подавляющее большинство Петроградского гарнизона относится к выступлению отрицательно; поэтому была уверенность в том, что попытки вызывать беспорядки удаётся ликвидировать в самом начале. Нужные меры уже приняты: имеется военная сила для охраны порядка.

В ночь с 22 на 23 октября, узнав от заместителя министра-председателя А.И. Коновалова о рассылке Петроградским ВРК в части гарнизона телефонограммы о подчинении приказам штаба военного округа, если они не санкционированы ВРК, Керенский вызвал в Зимний дворец министров П.Н. Маляновича, A.M. Никитина, С.Н. Прокоповича. На совещании Керенский предлагал принять меры к окончательной ликвидации ВРК, но ввиду донесения главкома Петроградского ВО Г.П. Полковникова о переговорах с ВРК об увеличении численности представителей при штабе Керенский отдал распоряжение по телефону начальнику штаба округа Я. Г. Багратину предъявить Совету ультимативное требование об отмене телефонограммы; в противном случае военные власти примут меры для восстановления порядка.