Смекни!
smekni.com

Формы (источники) современного права (стр. 6 из 7)

Момент вступления того или иного нормативно-правового акта в закон­ную силу оговаривается законом или самим нормативно-правовым актом и может в свою очередь характеризоваться:

1) моментом принятия его правотворческим органом, т. е. вступать в действие немедленно после его принятия и официального опубликования;

2) моментом истечения определенного, заранее предусмотренного сро­ка (например, в нашей стране по общему правилу — через 10 дней) после его официального опубликования;

3) моментом времени, указанным в самом нормативно-правовом акте или в специальном акте о введении его в действие, т. е. вступать в дей­ствие с определенной даты, в нем же самом и оговоренной.

В ряде случаев действие нормативно-правовых актов может распростра­няться не только на те или иные общественное отношения, фактически возникшие после его принятия или могущие возникнуть в будущем, но и на общественные отношения, возникшие до его принятия под действием старого нормативно-правового акта. Эти случаи характеризуют понятие «об­ратной силы» нормативно-правового акта, свойственны прежде всего для правоохранительной деятельности компетентных органов и должны быть строго регламентированы. Так, например, в уголовном праве закон имеет обратную силу (т. е. распространяется и на правоотношения, возникшие до его принятия) только если им устраняется наказуемость деяния или смяг­чается наказание. А в таможенном праве действует общее правило, соглас­но которому при регулировании общественных отношений в сфере тамо­женного дела подлежат применению нормы таможенного права, действую­щие на день принятия Таможенной декларации и иных документов таможенным органом Российской Федерации (ст. 5 ТК РФ).

Второй критерий действия нормативно-правовых актов во времени — это момент утраты ими своей юридической силы. Иными словами — мо­мент окончания срока действия акта. В зависимости от этого критерия выделяют:

а) нормативно-правовые акты без указания срока их действия (таких большинство и они действуют до их официальной отмены компетентным органом или до принятия нового аналогичного акта);

б) нормативно-правовые акты с указанием срока их действия (такой срок устанавливается, как правило, в самом нормативно-правовом акте).

Существует еще один критерий — так называемое «переживание» старого нормативного акта, когда утративший юридическую силу нормативно-пра­вовой акт в целом не применяется, но отдельные его положения могут при­меняться к длящимся правоотношениям, возникшим или существовавшим во время действия этого акта и не прекратившимся на момент его отмены.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве.

Пространственные пределы действия нормативно-правового акта опре­деляются территорией, в пределах которой действуют его предписания. Это может быть либо вся территория государства, либо его часть. Возмож­но и экстерриториальное действие нормативно-правового акта, т. е. его действие вообще за пределами государства, где он был издан (например, на территории посольств и дипломатических представительств за рубежом, на военных кораблях и невоенных судах в открытом море и в иностранных территориальных водах, в кабинах летательных аппаратов и на космических кораблях в атмосфере).

Пространственные пределы действия нормативно-правового акта зави­сят, как правило, от юрисдикционных полномочий органа, его издавше­го. Так, нормативно-правовые акты органов федеральной исполнительной власти действуют на всей территории Российской Федерации (за исключе­нием случаев, когда их территориальность определена в самом норматив­но-правовом акте). Нормативно-правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют уже на части территории Российской Федерации — в пределах территории ее конкретного субъек­та. А вот акты органов местного самоуправления действуют лишь на терри­тории муниципального образования, где они были изданы.

Существует, однако, и такое понятие как «экстерриториальность норма­тивно-правового акта», которое означает распространение действия норма­тивно-правовою акта субъекта правотворчества за пределы действия его юрис­дикции (например, при рассмотрении судом споров по внешнеторговым сдел­кам, а также по некоторым делам, вытекающим из наследственных правоотношений, допускается использование иностранного законодательства).

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц.

По общему правилу действие нормативно-правовых актов по кругу лиц предопределено территориальным аспектом их действия, иными словами — распространяется на всех лиц, находящихся на той части территории, в пределах которой они действуют, а в ряде случаев — и на лиц, находящих­ся за пределами этой территории (например, на лиц, являющихся сотруд­никами дипломатических миссий за рубежом).

Исключение из этого правила составляют лишь случаи, прямо оговорен­ные в законе или ином нормативно-правовом акте. Так, например, в опре­деленной части действие нормативно-правовых актов не распространяется на лиц, обладающих различного рода иммунитетами, под которыми в теории права понимаются изъятия отдельных лиц и их имущества из сферы прину­дительного воздействия со стороны государства. В частности, иностранные граждане, пользующиеся нравом дипломатического иммунитета на террито­рии другого государства, не могут быть привлечены к уголовной ответствен­ности. Не могут они также вызываться в суд для дачи показаний, в случае совершения такими лицами различного рода правонарушений вопрос об их ответственности должен решаться дипломатическим путем. Еще пример та­кого рода оговоренных в законе исключений: правоотношения, участниками которых могут быть только граждане данного государства. Национальные нормативно-правовые акты, касаюшиеся выборов в органы власти и управ­ления, воинской службы и ряд других, не распространяются на иностран­ных граждан и лиц без гражданства (апатридов), проживающих на террито­рии данного государства. А отдельные нормативно-правовые акты могут рас­пространяться не на всех граждан государства, а лишь на их определенные категории: военнослужащие, пенсионеры, инвалиды и пр. Но круг этих лип должен быть оговорен самим нормативно-правовым актом.

Вопрос 5. Систематизация нормативных правовых актов

Под систематизацией нормативно-правовых актов (именуется еще как систематизация законодательства) следует понимать деятельность, направ­ленную на упорядочение действующего нормативно-правового материала, объединение его в единую, стройную и внутренне согласованную систему.

На практике еще в условиях СССР, а теперь и в Российской Федерации сложились и являются традиционными три основных направления система­тизации нормативно-правовых актов — это кодификация, инкорпорация и консолидация нормативно-правового материала.

Каждый из этих видов систематизации имеет свои особенности, но все они преследуют единые цели — устранение противоречий между различными нормативно-правовыми актами, отмена и устранение устаревших и уже от­живших себя правовых норм и приведение нормативно-правового регулирова­ния в инструмент, обеспечивающий нормальное функционирование государ­ственного механизма в интересах личности, общества и самого государства. При этом непременно должны соблюдаться два условия: во-первых, чтобы систематизация исходила из наличия и объективной дифференциации норма­тивно-правовых актов, а во-вторых, чтобы она приносила определенную пользу науке и практике. А практика как раз и показывает, что вновь создаваемое российское законодательство не всегда успевает за динамикой развития обще­ственных отношений в тех или иных отраслях и сферах, в связи с чем вновь принятые нормативно-правовые акты вступают в противоречие с уже суще­ствующими. Поэтому системный подход здесь просто необходим.

Кодификация — это форма систематизации действующего нормативно-пра­вового материала путем его глубокой и всесторонней переработки и объедине­ния в новый, единый логически цельный нормативно-правовой акт сводного характера. Такая процедура позволяет исключить повторения и противоречия в действующих нормативно-правовых актах, восполнить существующие в них пробелы, и по существу, является законотворческой деятельностью с той лишь разницей, что в проект создаваемого нормативно-правового акта помимо но­вых включаются и уже действующие нормы, которые не утратили своего зна­чения в процессе правоприменительной деятельности.

Нормативно-правовой акт, созданный в процессе кодификации, явля­ется основным в правовой регламентации тех общественных отношений, на урегулирование которых направлены его нормы. Его нормы рассчитаны на длительное применение и должны учитывать возможные изменения об­щественной жизни и общественных отношений в будущем.

Наиболее распространенным видом кодифицированных актов являются кодексы — законодательные акты сводного характера, действующие в ос­новных сферах общественной жизни, требующих правовой упорядоченнос­ти: Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Таможенный кодекс и др.

Помимо кодексов к кодифицированным актам относятся также:

1) основы законодательства — нормативно-правовой акт, используе­мый в федеративных государствах, в котором устанавливаются важнейшие положения определенной сферы государственного управления, являющие­ся основой для формирования соответствующей отрасли законодательства субъектов Федерации;

2) уставы (положения) — нормативно-правовые акты сводного харак­тера, издаваемые как законодательными (в нашей стране это, например, Устав железных дорог — имеет статус Федерального закона), так и иными правотворческими органами: президентом, правительством, различными ми­нистерствами и ведомствами.