Смекни!
smekni.com

Корея в период раннего средневековья (стр. 2 из 3)

Расширение территории Когурё в южном направлении (столица была перенесена в Пхеньян) привело к военным столкновениям с государством Пэкче. В конце концов государству Пэкче пришлось потесниться.

Между корейскими государствами и Китаем развивались также культурные и экономические связи. В борьбе с северными династиями Китая корейские государства старались поддерживать связи с южными династиями; из Южного Китая они заимствовали религиозные и политические идеи, в частности приглашали буддийских проповедников и конфуцианских ученых, которые участвовали в организации государственных учреждений и во внедрении новой культуры. Корейские государства нередко приглашали искусных мастеров - ремесленников из Китая. В Корее распространялись китайская литература и письменность. Последняя служила и для передачи текстов на местном языке и создания собственной литературы.

По-разному складывались отношения корейских государств с японцами, которые находились на более ранней ступени разложения первобытно - общинного строя. Сначала торговые отношения с ними поддерживали так называемые каяские государства, или объединения южных пенджинских (или пёнханских) племен, населявших район в нижнем течении р. Нактонган. Они продавали японцам железо, золото, серебро, ткани и зерно. Возможно, на каяской земле временами возникали поселения японцев (вроде Имна), которые они попытались превратить в опорные базы для военного разбоя, поскольку каяские общины стремились использовать их услуги для борьбы против поднимавшегося по соседству государства Силла. Но эти набеги японцев вызывали организованный отпор со стороны государства Силла, которое в союзе о Когурё не только вытеснило японцев; но и систематически присоединяло к своим владениям земли каяских общин, пока они не вошли полностью в состав государства Силла (во второй половине VI в.). Но иногда в ходе этой борьбы правители Силла, чтобы предотвратить пиратские набеги японцев, заключали соглашения о мире (посылая в Японию заложников), одаривали японских вождей и т. д. Порою правители корейских государств (прежде всего Пэкче) прибегали к помощи отрядов японских наемников в борьбе против своих соседей.

Когда государство Когурё в V в. заняло всю северную часть Корейского полуострова и стало теснить Пэкче, последнее пошло на сближение с государством Силла, которое усилилось в VI в. В 551 г. союзникам удалось вытеснить Когурё из бассейна р. Ханган, но отвоеванные земли не были возвращены Пэкче — их захватило более сильное государство Силла; союз распался. В дальнейшем Пэкче искала сближения с Когурё и поддержки японцев. Когда Когурё и Пэкче заключили союз против государства Силла, последнее в свою очередь стало искать союза с Китаем.

В конце VI в. правители Китая, считая Когурё опасным противником, развязали войну против этого государства. В 598 г. основатель династии Суй направил для завоевания Когурё огромную армию и флот, но потерпел неудачу.

Самый большой поход был предпринят суйским императором Ян Гуанем. В 612 г. против Когурё была двинута громадная армия, но благодаря стойкому сопротивлению всего населения Когурё и искусным маневрам военачальника Ыльчи Мундока завоеватели потерпели полное поражение. Безрезультатными оказались походы суйских войск в 613 и 614 гг.

После этого Когурё в союзе с Пэкче возобновило военные действия против государства Силла, которое обратилось за помощью к новой китайской династии — Тан, получившей, таким образом, возможность прямого вмешательства в корейские дела. В 645 г. танские войска под предводительством императора вторглись в Когурё. Они встретили здесь упорное сопротивление, особенно у крепости Анси (или Аньши в Ляодуне). Китайские войска, посланные за Амноккан для захвата Пхеньяна, также потерпели поражение и отступили. После этого возобновились нападения Когурё и Пэкче на государство Силла, которое стало вновь настойчиво добиваться помощи Танской империи. В 660 г. на Пэкче напали 50-тысячная армия государства Силла и прибывшие морем танские войска, насчитывавшие более 130 тыс. человек. В решающем сражении на подступах к столице Пэкче — Саби — объединенные войска разгромили пэкческую армию. В результате столица пала, а придворная знать и король сдались на милость победителей. Вся территория Пэкче стала провинцией Танской империи. Разделив ее на пять областей, танские правители разместили в них свои войска.

Народ Пэкче не смирился с господством завоевателей и поднялся на борьбу с ними. Во главе движения стояли представители военной знати и буддийского духовенства. В результате восстания была освобождена значительная часть страны, однако в 663 г. восстание подави-. ли, После этого войска Танской империи и правителей Силла обрушились на Когурё. Когурё тогда находилось в тяжелом положении. По косвенным данным источников, можно полагать, что причинами ослабления военных сил Когурё были разорение свободного крестьянства и острая борьба между закрепощаемым крестьянством и феодальной знатью. Об усилении феодальной знати и сепаратистских тенденций в ее среде свидетельствовала острая междоусобная борьба, которая разгорелась после смерти фактического правителя государства (первого министра — макниджи) Ён Кёсомуна. Один из его сыновей, ущемленный в своих претензиях, переметнулся на сторону Танской империи и облегчил ей осуществление завоевательных целей. После возобновления военных действий против Когурё в 668 г. танские и силланские войска захватили столицу Когурё Пхеньян. Территория этого государства оказалась под властью танских феодалов.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КОРЕИ ПОСЛЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ СТРАНЫ ПОД ВЛАСТЬЮ ГОСУДАРСТВА СИЛЛА

Правление чужеземных властителей вызвало очень скоро повсеместные народные восстания. Танским завоевателям не удалось закрепить свое господство на всех бывших землях Пэкче и Когурё, так как развернувшаяся здесь народная борьба получила поддержку правителей государства Силла, которые вовсе не хотели допустить господства китайских феодалов на полуострове. Так как население Когурё и Пэкче тяготело к близкому по языку, обычаям и культуре государству Силла, последнее смогло выступить в роли объединителя земель трех государств. Это привело к конфликту с Танской империей. В 670—676 гг. развернулись бои между танскими и силланскими войсками. В результате вся территория Корейского полуострова к югу от р. Тэдонган вошла в состав государства Силла, что в конце концов признала и Танская империя.

Объединение страны государством Силла стало важным этапом и в утверждении феодального способа производства в Корее. Прекращение междоусобных войн и установление мирных отношений с соседними государствами благотворно повлияли на развитие производительных сил страны. Силланский ван Мунму, возглавлявший войны за объединение, не без гордости писал в завещании (681 г.) о том, что он «вернул простому народу мир и долголетие, переплавив в земледельческие орудия солдатские копья, сократил и облегчил налоги и повинности, чтобы в домах люди увидели достаток, вернул народу спокойствие и установил порядок по всей стране, сложил высокие, как горы, запасы зерна...». Несмотря на содержавшиеся элементы самовозвеличения, завещание этого правителя отразило и имевшие место важные перемены. Так, например, осуществлявшееся государством строительство новых ирригационных сооружений повысило урожаи сельскохозяйственных культур и обогатило казну.

Развитие феодальных отношений происходило на основе государственной собственности на землю. Большую часть земельного фонда страны составляли мелкие наделы (иногда их называют «солдатскими полями»), находившиеся в держании у крестьян, обязанных платить государству ренту-налог и нести общегосударственные трудовые или военные повинности. Официальное установление надельных полей произошло в 722 г., когда все крестьянские земли объявили государственной собственностью. Надельная система являлась формой прикрепления крестьян к земле и эксплуатации их с помощью централизованного государственного аппарата. Пока существовала эта система, крестьянские земли в какой-то мере были гарантированы от захватов крупными землевладельцами. Но по мере усиления последних создалась угроза самому существованию наделов свободных крестьян на государственной земле, так как в рамках государственной собственности постепенно возникали и расширялись феодальные владения в форме земельных пожалований гражданским или военным чинам или «кормовых округов» с правом сбора ренты-налога с определенной территории или определенного количества дворов. Довольно много земель попало в распоряжение силланской служилой знати и буддийского духовенства. Несмотря на неоднократные (например, в 685 г.) запреты, земельные раздачи чиновникам, ослаблявшие центральную власть, все равно возобновлялись и порождали крупное землевладение, нередко превращавшееся в фактическую собственность.