Смекни!
smekni.com

Характерные особенности речей французских юристов (стр. 1 из 2)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Понятие ораторского искусства

2. Характерные особенности речей французских юристов

3. Сопоставительный анализ речей судебных ораторов Франции и России

Заключение

Список используемых источников


ВВЕДЕНИЕ

Сегодня, в начале XXI в., очень остро стоит вопрос об эффективности коммуникации и мастерстве публичного выступления для представителя любой профессии и рода деятельности.

В последние годы огромное распространение получили профессии, где главным условием успеха является коммуникабельность человека – умение грамотно общаться с аудиторией. И это не только профессии журналиста или преподавателя. Это род деятельности людей, связанных с экономикой, бизнесом, политикой, управлением и многим другим, в том числе и с правом и судебной системой!

Что дает человеку свободное владение речью? Человек, свободно владеющий речью, пользуется уважением окружающих почти автоматически. Он всем интересен, ему легко вступить в контакт, он может влиять на собеседников. Ораторскому искусству можно и нужно обучаться. Открыть свой потенциал, научиться произносить речь перед публикой, обрести уверенность в себе могут практически все желающие. Для достижения данной цели необходимо активно использовать основы теории красноречия, классические примеры речей известных ораторов, адвокатов и пр.

Цель работы – изучение характерных особенностей речей французских юристов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- определить понятие ораторского искусства;

- выявить характерные особенности речей французских юристов;

- - произвести сопоставительный анализ речей судебных ораторов Франции и России.

Работа состоит из введения, трех пунктов, заключения, списка используемых источников.


1. ПОНЯТИЕ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА

Термин «ораторское искусство» античного происхождения (от лат. oratoria). Его синонимы: «риторика» (от греч. rhetorike) и «красноречие» (рус.). Древние греки трактовали риторику как "искусство убеждения". Монологическая речь, по мнению Платона и Сократа, Аристотеля и других философов, призвана обратить в свою веру слушающих.

Начиная с Древней Греции ораторское искусство было неразрывно связано с политикой. Все знаменитые ораторы Древней Греции были крупными политическими деятелями (Перикл, Демосфен).

Во времена римской цивилизации под риторикой стали понимать «искусство говорить хорошо». Искусство здесь означало совершенствование речи со стороны ее воздействия на слушателя и с точки зрения ее эстетической характеристики. Во II в. до н.э. в Риме появились первые школы риторики. Знаменитые ораторы Древнего Рима, как и ораторы Древней Греции, были политическими деятелями (Марк Катон Старший, Марк Туллий Цицерон).

Сегодня в понятия «риторика», «ораторское искусство», «красноречие» вкладывают следующий смысл [3, с. 16]:

1) способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант;

2) искусная речь, построенная на ораторских приемах; высокая степень мастерства публичного выступления.

Ораторским искусством называют так же исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства. Ораторское искусство носит сложный синтетический характер, оно неразрывно связано со многими научными дисциплинами и отраслями знаний. Особенно значимо ораторское искусство для современного юриста: адвоката, прокурора, судьи и т.д. Ведь от их ораторского мастерства может зависеть исход судебного заседания. А это немаловажно!

2. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕЙ ФРАНЦУЗСКИХ ЮРИСТОВ

Яркие страницы в историю мирового судебного ораторского искусства вписали французские судебные ораторы. В XI-XV вв. речи адвокатов были пересыпаны цитатами из церковных книг. В XVII веке знаменитый французский адвокат Клод Готье, выступая на суде, доказывал, что «демон шестого разряда» «доставил повод для этого процесса», а в XV в. адвокат Арто обосновывал необходимость двух университетов во Франции ссылкой на священное писание, где сказано, что трон Соломона стоял на двух больших основаниях (судебная речь появилась вновь лишь по мере замены средневекового письменного канцелярского процесса гласным состязательным судом).

Средние века с их феодальным режимом, сословным строем, невежеством народных масс и отстранением их от общественных дел не могли содействовать развитию судебного красноречия: когда даже в судах дела решались силой (судебные поединки), слово не имело большого значения. Дошедшие до нас образцы судебного красноречия средних веков принадлежат французским ораторам, деятельности которых благоприятствовало учреждение парламентов.

Средневековые речи свидетельствуют о рабском и неумелом подражании древним образцам, об исключительном преобладании внешней формы; ораторское искусство того времени было далеким от жизни, схоластическим упражнением. В речах доказательства подбирались по внешним признакам, в известном числе, например, в честь 12 апостолов составлялось 12 доказательств, из них 3 цитаты из св. отцов, 3 из Св. Писания и т. п. В XVI, XVII и XVIII вв.

Эпоха национальных революций в мире, ознаменовавших победу и утверждение молодого капитализма, в том числе и во Франции, сопровождалась небывалым расцветом публичной речи — печатной и устной.

Новый характер производства, повлекший за собой рост и усложнение городской жизни, хозяйственно-политическое объединение народных масс, крушение сословных и всяческих местных границ в пределах национального государства, выход из «идиотической» жизни широких масс, революционное вовлечение этих масс в политику, падение авторитетной религиозной идеологии — все это необходимо учесть для понимания причин и условий расцвета буржуазного ораторского искусства, с небывалым разнообразием его видов и форм, широтой функций и всеобщностью адреса: революционная буржуазия обращалась ко всей массе общества во имя «массовых» интересов.

Буржуазная риторика получила наивысшее воплощение в практике французской революции 1789 (Мирабо, Верньо, Дантон, Робеспьер, Сен-Жюст, Марат). Это было красноречие подлинного размаха и героического пафоса. Основные виды риторики при капитализме — речь парламентская, митинговая и судебная — развивались тем шире и свободнее, чем шире и последовательнее было развитие демократических форм буржуазной диктатуры. Поэтому «классическая» страна буржуазной демократии —Франция — дала наиболее высокие и многочисленные образцы капиталистической риторики [5, с. 30].

Постепенно речи судебных ораторов во Франции освобождаются от средневековых традиций и буржуазных постулатов демократии, и приобретают более светский характер.

Во Франции все больше растет авторитет римского права. Появляются сочинения, посвященные теории судебного красноречия, например «Диалог об ораторах» Луазеля. Авторы теоретических работ требуют от судебного оратора, прежде всего, глубокого знания дела.

Францияпродолжала сохранять первенствующее место в области судебного красноречия. Судебные речи французских адвокатов XVII и XVIII в. вырабатывались по правилам классических риторик, по образцу главным образом Цицерона, но в то же время и под сильным влиянием общественных и литературных течений того времени: в XVII в. - так называемого ложного классицизма, в XVIII в. - сентиментализма и философских учений энциклопедистов.

С внешней стороны они отличаются правильностью построения, делятся на установленное число частей; в них часто встречаются без всякой надобности высокопарные выражения, обороты, заимствованные у древних ораторов, латинские цитаты, напоминающие схоластически средневековые произведения.

В XVII в лишь немногие адвокаты сумели избежать в известной мере указанных недостатков, придать своим судебным речам живую, увлекательную внешность и сделать их содержание соответствующим обстоятельствам дела, без обременения речи эрудицией и многословием.

Самыми выдающимися адвокатами XVII в. считаются Леметр и Патрю. Речи адвокатов в XVIII ст. отличаются от речей их предшественников большей свободой от условных форм, сентиментальными лирическими отступлениями, меньшим количеством латинских текстов, заменяемых рассуждениями общего философского характера и картинами, выхваченными из современной жизни [4. С. 45].

Из французских адвокатов XVIII в. наиболее известны де Саси, Кошен, Норман, Лоазо де Молеон, Жербье и Лэнгэ. Огромное большинство адвокатов не произносило своих речей, а читало их по запискам, так что они, в сущности, были особым родом литературного творчества. В XIX столетии чтение судебных речей вышло из употребления; Судебное красноречие освободилось от подчинения чуждым современному духу классическим и схоластическим формам.

Вместе с тем и содержание судебных речей стало обусловливаться исключительно особенностями дела и его значением, что обеспечило дальнейшее развитие судебного красноречия, разнообразие речей и их индивидуальность в зависимости от характера ораторов.

В XIX в. Франция дала целый ряд замечательных судебных ораторов, многие из которых были в то же время и политическими деятелями: в первой половине столетия - Беррье, Шэ д'Эст Анж, братья Дюпен, во второй - Жюль Фавр, Гамбетта, Лашо, Бетмон, Лиувиль и др.

Гамбетта был, главным образом, политическим оратором; таким он оставался и в судебном заседании, пользуясь делом лишь как исходным пунктом для поддержания какого-либо общего принципа.

Жюль Фавр, тоже политический деятель и оратор, отводил гораздо большее место адвокатской деятельности, на которую смотрел как на средство защиты права везде, где ему грозила опасность. Его речи, тщательно отделанные, основаны на полном изучении материала. Он часто выступал по преступлениям печати и бракоразводным делам; может быть, в зависимости от этого его речи кажутся несколько однообразными, во многих из них не чувствуется вдохновения. Его лучшая судебная речь - по делу Орсини, в которой сказались его лучшие качества: сила, краткость, простота и искренность.